Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 июля 2014 г. N 503
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО УК "СЕВЕРСЕРВИС" на действия муниципального заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Туруханского района (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт МКОУ "Фарковская средняя общеобразовательная школа" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 25.06.2014 поступила жалоба ООО УК "СЕВЕРСЕРВИС" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300048414000037.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), продление заказчиком срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений в аукционную документацию на основании предписания Красноярского УФАС России N 499 от 16.06.2014 с нарушением требований Закона о контрактной системе, нарушение заказчиком срока предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа - Администрации Туруханского района (далее - уполномоченный орган), заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель подателя жалобы - Пан Константин Вячеславович (доверенность N 02 от 24.01.2014, удостоверение личности).
Явку своих представителей на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик и уполномоченный орган не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчик не полностью выполнил предписание Комиссии Красноярского УФАС России, не приняв во внимание все выводы Комиссии, изложенные в решении N 449 от 16.06.2014, в результате чего в аукционной документации по-прежнему присутствуют следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, в позициях N 1, 10, 20, 21, 31, 32, 44, 53, 110, 144, 146, 150, 155, 185, 186, 187, 188, 239, 241, 242, 243, 244, 245, 247, 249, 250, 251, 252, 253, 255, 257, 258, 271, 280, 281, 283, 287, 288, 289 Перечня используемых товаров, материалов для выполнения работ указаны материалы, количество которых невозможно определить из описания объекта закупки.
Во-вторых, в позиции N 156 Перечня используемых товаров, материалов для выполнения работ предусмотрена поставка панельных ограждений FENSYS или эквивалент высотой 1500 мм. Заказчик по-прежнему не включил в техническое задание сведения о количестве ворот и калиток, необходимых ему.
В-третьих, требование заказчика о предоставлении в составе первой части заявки сведений о количественных и качественных характеристиках выполняемых работ не соответствует положениям Закона о контрактной системе, регламентирующим состав и содержание первой части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе.
В-четвертых, заказчик продлил срок подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений в аукционную документацию на основании предписания Красноярского УФАС России N 499 от 16.06.2014 с нарушением требований Закона о контрактной системе, продлив срок подачи заявок на семь дней, в то время как необходимо было продлить на пятнадцать дней, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет свыше трех миллионов рублей.
В-пятых, заказчиком нарушены требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, т.к. на поданный 22.06.2014 запрос о даче разъяснений положений аукционной документации под номером 10967 заказчик в установленный Законом о контрактной системе срок не ответил.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены нижеследующие возражения.
Во-первых, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту МКОУ "Фарковская СОШ", следовательно, заказчику согласно статье 33 Закона о контрактной системе необходимо было описать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики указанного объекта закупки. Положения Закона о контрактной системе не обязывают заказчика указывать количество материала, использование которого предполагается при выполнении работ. Заказчик не может при приемке работ отследить количество затраченных расходных материалов, т.к. потенциальный подрядчик не представляет в составе отчетных документов товарные накладные или иные документы, подтверждающие приобретение таких материалов для выполнения работ.
Во-вторых, при составлении технического задания заказчик использовал общепринятые единицы измерения товаров (работ, услуг). Заказчику требуется установка конструкций калиток, единицей измерения конструкций является - 1 т конструкции. При приемке выполненных подрядчиком работ заказчик будет принимать именно конструкции, выраженные в данных измерениях.
В-третьих, по мнению заказчика, качественными характеристиками выполняемых работ являются сведения о материалах (изделиях), используемых при выполнении работ (наименование, марка, информация о производителе), и иная информация о характеристиках выполняемых работ в соответствии с требованиями Части III к документации об аукционе (Технического задания) (описание работ), а также указание конкретного показателя для данного материала (при наличии ГОСТа - в соответствии с нормативным документом), не допускаются указания "или эквивалент", "не более", "не менее", "не ранее", "не позднее", "ориентировочно", "примерно", "", "
" и т.д, если идет перечисление материалов через запятую, то следует выбрать одну позицию. При этом в информационной карте и инструкции по заполнению участнику закупки указано на то, что количество материалов, используемых при выполнении работ, указывать не требуется.
Количественными показателями выполнения работ являются, например, сведения пункта 24 раздела 2 "Фундаменты" Ведомости объемов работ, где заказчику требуется устройство гидроизоляции (боковой) обмазочной в один слой толщиной не менее 2 мм. Следовательно, участнику закупки требуется указать толщину слоя гидроизоляции при выполнении указанных работ.
В-четвертых, поскольку предписание Красноярского УФАС России N 499 от 16.06.2014 содержит требование о необходимости продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная с момента выставления в единой информационной системе аукционной документации с внесенными изменениями, то заказчиком был выдержан предписанный семидневный срок продления подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В-пятых, по сведениям заказчика, запрос о даче разъяснений положений аукционной документации от 22.06.2014 под номером 10967 отсутствует как на официальном сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, так и на электронной торговой площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки".
На основании необходимости получения от оператора электронной площадки информации о наличии, либо об отсутствии факта направления участником закупки запроса о даче разъяснений положений аукционной документации в адрес заказчика от 22.06.2014 под регистрационным номером 10967, а также о наличии, либо об отсутствие факта размещения заказчиком ответа, содержащего разъяснения положений аукционной документации, по факту поступления запроса участника закупки от 22.06.2014 под регистрационным номером 10967, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва до 02.07.2014 до 17 часов 40 минут (время местное) в рассмотрении жалобы.
После окончания объявленного перерыва, на заседании Комиссии по продолжению рассмотрения жалобы по существу присутствовал представитель подателя жалобы - Пан Константин Вячеславович (доверенность N 02 от 24.01.2014, удостоверение личности).
Явку своих представителей на заседании Комиссии по продолжению рассмотрения жалобы по существу заказчик и уполномоченный орган не обеспечили.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт МКОУ "Фарковская средняя общеобразовательная школа".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав сведения позиций N 1, 10, 20, 21, 31, 32, 44, 53, 110, 144, 146, 150, 155, 185, 186, 187, 188, 239, 241, 242, 243, 244, 245, 247, 249, 250, 251, 252, 253, 255, 257, 258, 271, 280, 281, 283, 287, 288, 289 Перечня используемых товаров, материалов для выполнения работ, Комиссия пришла к выводу о том, что исходя из вышеуказанных сведений, а также из сведений всего комплекса описания объекта закупки, приведенного заказчиком в Части III "Техническое задание", участнику закупки не представляется возможным сделать однозначный вывод о количестве товаров, материалов, использование которых предусмотрено заказчиком при выполнении работ, являющихся объектом закупки, что не позволяет определить потребность заказчика в количестве указанных товаров. Рассматриваемые действия заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что позицией N 156 перечня используемых товаров, материалов для выполнения работ заказчиком предусмотрено использование подрядчиком панельных ограждений FENSYS или эквивалент высотой 1500 мм, с воротами и калитками. Указанный товар предполагается заказчиком к использованию подрядчиком при выполнении работ по устройству барьерных ограждений из стали на металлических стойках, шаг стоек не менее 2 м не более 3 м, и установке конструкций калиток в позициях N 5 и 6 таблицы 5 ведомости объемов работ Части III "Техническое задание". Однако, проанализировав совокупность сведений Части III "Техническое задание", Комиссия пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемом техническом задании указания заказчиком на количество ворот и калиток, которые необходимы заказчику, исходя из данных им разъяснений положений аукционного документации (исх. N 485 от 30.05.2014). Отсутствие указанной информации приводит к невозможности определения участником закупки, потенциальным подрядчиком потребности заказчика в количестве ворот и калиток, которые необходимо будет устанавливать в процессе исполнения муниципального контракта. Рассматриваемые действия заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Из раздела 21 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты следует, что первая часть заявки, подаваемой участником закупки на участие в электронном аукционе, должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Сведения о количественных и качественных характеристиках выполняемых работ: участником закупки должны быть предоставлены исчерпывающие и достоверные сведения о количественных и качественных характеристиках выполняемых работ, включая сведения о материалах (изделиях), используемых при выполнении работ (наименование, марка, информация о производителе), и иная информация о характеристиках выполняемых работ в соответствии с требованиями Части III к документации об аукционе (Технического задания) (описание работ).
При описании работ, материалов (изделий), используемых при выполнении работ, требуется указать конкретный показатель для данного материала (при наличии ГОСТа - в соответствии с нормативным документом), не допускаются указания "или эквивалент", "не более", "не менее", "не ранее", "не позднее", "ориентировочно", "примерно", "", "
" и т.д, если идет перечисление материалов через запятую, то следует выбрать одну позицию. Количество материалов используемых при выполнении работ указывать не требуется
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, составленная заказчиком для участников закупке, содержит аналогичные требования к составу и содержанию первой части заявки.
Проанализировав и сопоставив сведения раздела 21 информационной карты, инструкции по заполнению заявки аукционной документации с требованиями Закона о контрактной системе, предъявляемыми в статье 66 к содержанию и составу первой части заявки, подаваемой на участие в электронном аукционе на выполнение работ с использованием товаров, Комиссия установила необоснованное требование заказчика к участникам закупки в предоставлении ими в составе первой части заявки количественных и качественных характеристиках выполняемых работ.
Пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не предусмотрено предоставление в составе первой части заявки участником закупки сведений о количественных и качественных характеристиках выполняемых работ. Более того, частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление требования к участнику электронного аукциона в предоставлении иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, который предписывает необходимость соответствия частям 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе содержания, состава заявки на участие в электронном аукционе.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из совокупности сведений, представленных оператором электронной площадки, Комиссией было установлено, что подателем жалобы 22.06.2014 в 18:14:04 (MSK+00:00) под регистрационным номером 10967 в адрес заказчика был направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации (предмет запроса: срок подачи заявок). Проанализировав реестр ответов, содержащих разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса и размещенных заказчиком в единой информационной системе, Комиссией среди всех ответов заказчика не было установлено ответа, содержащего разъяснения положений аукционной документации по предмету запроса от 22.06.2014 под регистрационным номером 10967, а именно: ответа, разъясняющего причины продления заказчиком срока подачи заявок на участие в электронном аукционе на семь дней.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что указанные действия заказчика нарушают требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Предписание Комиссии Красноярского УФАС России N 449 от 16.06.2014, выданное на основании решения Комиссии Красноярского УФАС России N 449 от 16.06.2014, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО УК "СЕВЕРСЕРВИС" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона, предписывало заказчику совершить действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прав и законных интересов участников закупки, в том числе, продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная с момента размещения в единой информационной системе документации об электронном аукционе с внесенными изменениями на основании выводов, изложенных в решении Комиссии Красноярского УФАС России N 449 от 16.06.2014.
Комиссией установлено, что заказчиком были совершены действия по внесению изменений в аукционную документацию на основании указанного выше предписания распоряжением N 31 от 20.06.2014, при этом срок подачи заявок на участие в электронном аукционе был продлен заказчиком на семь дней, до 27.06.2014.
Комиссия отмечает, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 31 812 720 рублей 00 копеек, следовательно, учитывая требование части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе заказчику надлежало продлить так, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в аукционную документацию, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Продлив срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, что с даты размещения изменений, внесенных в аукционную документацию (20.06.2014), до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (27.06.2014) этот срок составил семь дней, заказчик нарушил требования части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Учитывая совокупность вышеприведенных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу о том, что в аукционной документации и действиях заказчика присутствует нарушения требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, частей 4 и 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО УК "СЕВЕРСЕРВИС" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, частей 4 и 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
6. Передать материалы по жалобе ООО УК "СЕВЕРСЕРВИС" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 июля 2014 г. N 503
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2014