Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 июля 2014 г. N 525
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "УСК "СИБИРЯК" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения открытого конкурса "Строительство плавательного бассейна по адресу: ул. Партизана Железняка, 1 "П" в Советском районе, г. Красноярска" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 27.06.2014 поступила жалоба ООО "УСК "СИБИРЯК" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса, извещение N 0319100005514000283.
Существо жалобы: конкурсная документация составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы и заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы - Абрамидзе Автандил Самсонович (доверенность N 1/1 от 09.01.2014, удостоверение личности);
- представители заказчика - Тархова Татьяна Евгеньевна (доверенность б/н от 18.03.2014, удостоверение личности), Кулешова Оксана Владимировна (доверенность б/н от 20.05.2014, удостоверение личности), Краснопеев Борис Николаевич (доверенность б/н от 11.04.2014, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при составлении конкурсной документации заказчиком допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, установление заказчиком в конкурсной документации требования о получении подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации (пункты 1.1, 1.2 технического задания на проектирование и строительство) не соответствует сведениям по объекту закупки, указанному в извещении, что является нарушением части 1 статьи 50 и статьи 33 Закона о контрактной системе. Указанное требование также противоречит статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Во-вторых, включение в один лот работ по строительству объекта, работ по производству инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий, проектированию влечет ограничение количества участников закупки, поскольку лица, имеющие допуск СРО к выполнению только одного вида работ, не смогут принять участие в конкурсе.
В-третьих, заказчиком в конкурсной документации установлены невыполнимые сроки подготовки проектно-сметной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы. Так, согласно конкурсной документации, инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания должны быть выполнены в течение 7 календарных дней с момента заключения контракта, а положительное заключение государственной экспертизы должно быть получено на всю проектную документацию в срок до 24.08.2014, при том, что государственный контракт может быть заключен не ранее 27.07.2014 и срок проведения государственной экспертизы может составить 60 дней, согласно пункту 29 Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N145.
В-четвертых, начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком без какой-либо проектно-сметной документации, что не отвечает принципам прозрачности и препятствует участникам закупки сделать адекватное предложение по цене исполнения контракта.
В-пятых, заказчиком не установлены требования к содержанию и описанию предложения участника закупки в отношении объекта закупки, не установлены требования к форме предложения в отношении объекта закупки, отсутствует инструкция по заполнению указанной части заявки.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены нижеследующие возражения.
Во-первых, согласно статье 760 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в обязанности подрядчика входит, в том числе согласование готовой технической документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Указанная норма императивно не устанавливает, что согласование проектной документации осуществляет только заказчик, напротив, главным образом возлагает эту обязанность на подрядчика. Данный вывод о необходимости предусмотрения условиями договора совестного согласования подтвержден определением ВАС РФ от 24.04.2008 N 5039/08 по делу N А53-2553/2007-С3-12
Аналогично статья 762 ГК РФ устанавливает, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. Т.е., во-первых, не самостоятельно согласовывать, лишь участвовать, во-вторых, в данной статье существует оговорка "если иное не предусмотрено договором", значит договором может быть установлено осуществление согласования подрядчиком самостоятельно.
Статья 48 ГрК РФ не носит императивного характера и не запрещает представление документов на проведения государственной экспертизы иными лицами, кроме застройщика и технического заказчика.
Во-вторых, объектом закупки является строительство бассейна с условием сдачи объекта "под ключ". Указанные в техническом задании на инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания и в техническом задании на проектирование и строительство работы технологически и функционально связаны между собой, поскольку предполагают выполнение единого комплекса работ, направленного на достижение единого результата. Конкурсная документация не устанавливает обязательного наличия всех свидетельств СРО у участника конкурса. Если участник конкурса планирует привлекать в ходе выполнения работ субподрядные организации, то достаточно наличия допуска СРО у указанных субподрядчиков.
В-третьих, Положением об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N145, установлен максимальный срок проведения государственной экспертизы. Это не означает, что указанная экспертиза не может быть проведена в более короткие сроки.
В-четвертых, при осуществлении заказчиком обоснования начальной (максимальной) цены контракта им был использован приоритетный метод указанного обоснования, предусмотренный статьей 22 Закона о контрактной системе - метод сопоставимы рыночных цен (анализа рынка). Заказчиком были направлены запросы нескольким организациям с просьбой о предоставлении информации о цене, по которой они готовы осуществить строительство бассейна "под ключ" на земельном участке, имеющемся у заказчика. Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения и проанализирована информация, имеющаяся в реестре контрактов, о строительстве аналогичных зданий.
В-пятых, конкурсная документация в разделе 1 содержит точное описание, какие документы и информация должны содержаться в заявке, подаваемой на участие в конкурсе. Раздел 2 конкурсной документации содержит образцы документов, которые необходимо предоставлять в составе конкурсной заявки. Заказчик полагает, что участники закупки детально проинструктированы относительно формы предложения и порядка составления, заполнения конкурсной заявки.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика путем проведения конкурса "Строительство плавательного бассейна по адресу: ул. Партизана Железняка, 1 "П" в Советском районе, г. Красноярска".
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что объектом закупки является строительство плавательного бассейна по адресу: ул. Партизана Железняка, 1 "П" в Советском районе, г. Красноярске, при этом описание объекта закупки изложено заказчиком в Техническом задании на производство инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий на объекте и Техническом задании на проектирование и строительство объекта.
Из пунктов 1.1 и 1.2 Технического задания на проектирование и строительство объекта следует, что в обязанности подрядчика заказчиком включено -прохождение государственной экспертизы и оплаты за неё, а также получение положительного заключения государственной экспертизы, заключения о достоверности и эффективности определения сметной стоимости строительства объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Из смысла вышеприведенной правовой нормы следует, что в предмет договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ входит только разработка технической документации и (или) выполнение изыскательских работ.
Согласно части 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию.
Из положений вышеуказанных нормативно-правовых актов не следует, что получение подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы входит в предмет договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
В силу части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 ГрК РФ. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Частью 10 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, именно техническому заказчику или застройщику пунктом 1 статьи 49 ГрК РФ вменена обязанность по предоставлению на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, а пунктами 10, 12 статьи 49 ГрК РФ именно застройщик и технический заказчик наделены правами на оспаривание отрицательного заключения экспертизы и повторной подачи документов для прохождения экспертизы.
Понятия "застройщик" и "технический заказчик" определены пунктами 16 и 22 статьи ГрК РФ следующим образом:
"застройщик" - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта;
"технический заказчик" - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные ГрК РФ. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
Проанализировав совокупность положений конкурсной документации, Комиссия не установила доказательств того, что участник закупки, победивший в рассматриваемом конкурсе, позиционируется заказчиком в качестве застройщика, либо технического заказчика в понятиях ГрК РФ. К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу указанных доказательств заказчиком также не было представлено на обозрение Комиссии.
Согласно части 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан, в том числе, согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости (вместе с заказчиком) - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
Статьей 762 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, в том числе участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
Часть 1 статьи 760 ГК РФ содержит безальтернативные обязанности подрядчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, указанные обязанности вменены законодателем подрядчику без примечания "если иное не предусмотрено договором". Следовательно, подрядчик обязан при любых обстоятельствах согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком. И только при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
Статья 762 ГК РФ устанавливает диспозитивные обязанности заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, которые выражены формулировкой законодателя "если иное не предусмотрено договором".
Таким образом, в силу части 1 статьи 760 ГК РФ подрядчик при необходимости вместе с заказчиком обязан согласовывать готовую техническую документацию с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления, а в силу статьи 762 ГК РФ заказчик обязан участвовать в осуществлении указанного согласования. Следовательно, в случае, если необходимость в совместном согласовании подрядчика и заказчика с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления отсутствует, то указанные обязанности не вменяются ГК РФ ни подрядчику, ни заказчику, оставляя неизменную обязанность подрядчика согласовать готовую техническую документацию с заказчиком.
Вместе с тем, ГрК РФ пунктом 1 статьи 49 однозначно вменяет именно техническому заказчику или застройщику обязанность по предоставлению на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, коим, согласно конкурсной документации, не является участник закупки, победивший в конкурсе.
Таким образом, установление заказчиком требования к участнику закупки, победившему в конкурсе и являющемуся подрядчиком, о получении положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации противоречит смыслу статьи 49 ГрК РФ, а также требованиям части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, которые, в том числе обязывают заказчиков соблюдать правила описания объекта закупки, изложенные в статье 33 Закона о контрактной системе, предписывающие заказчикам придерживаться объективного характера при формировании описания объекта закупки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе, к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу абзаца г) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что конкурсная документация содержит требования о предоставлении участником закупки в составе подаваемой им конкурсной заявки копий свидетельств о допуске к видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе, подрядчику необходимо представить в составе конкурсной заявки копию лицензии на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Вместе с тем, конкурсной документацией предусмотрены следующие примечания заказчика:
- предоставление копии свидетельства о допуске к видам работ по инженерным изысканиям необходимо в случае, если участник закупки намерен выполнять данный блок работ лично, без привлечения субподрядных организаций;
- в случае, если у участника закупки отсутствует допуск СРО на какой-либо из необходимых видов работ по подготовке проектной документации и участник закупки в связи с этим намерен привлекать субподрядные организации, то обязательным является наличие о допуске к работам по организации подготовки проектной документации (п. 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)) и предоставление его копии в составе заявки;
- в случае, если у участника закупки отсутствует допуск на какой-либо из видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства и участник закупки в связи с этим намерен привлекать субподрядные организации, то обязательным является наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, предусмотренным пунктом 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)) и предоставление его копии в составе заявки.
- предоставление копия лицензии на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений необходимо в случае, если участник намерен выполнять работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений лично, без привлечения субподрядных организаций.
Частью 1 статьи 706 ГК РФ установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Проанализировав проект государственного контракта, имеющийся в конкурсной документации, Комиссия не обнаружила сведений об установлении заказчиком обязанности подрядчика в выполнении всего комплекса работ, являющихся объектом закупки, следующих из описания объекта закупки, лично. Соответственно, при выполнении всего комплекса работ, являющихся объектом закупки, следующих из описания объекта закупки, подрядчик вправе привлекать субподрядные организации, которые будут обладать свидетельствами о допуске к необходимым заказчику видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также лицензией на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. При этом подрядчик будет выступать в роли генерального подрядчика.
Подателем жалобы не представлено Комиссии доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в конкурсной документации требования к предоставлению участником закупки в составе конкурсной заявки свидетельств о допуске к необходимым заказчику видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также лицензии на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Из пунктов 1.1 и 6.5 Технического задания на проектирование и строительство объекта: "Плавательный бассейн по ул. Партизана Железняка, 1 "П" в Советском районе г. Красноярска" следует, что строительство объекта должно быть выполнено "под ключ" в соответствии с рабочей документацией. В пункте 1.3 проекта государственного контракта заказчиком предусмотрено, что работы должны быть выполнены в соответствии с Техническим заданием на производство инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий на объекте, Техническим заданием на проектирование и строительство объекта и в соответствии с требованиями, указанными в документации о проведении конкурса.
Согласно пункту 1.2 Положения об организации строительства объектов "Под ключ", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 (далее - Положение), метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Пунктом 1.4 указанного Положения предусмотрено, что договор подряда на строительство объекта "под ключ", заключаемый между заказчиком и генподрядчиком, предусматривает выполнение последним цикла - "проектирование - строительные, монтажные и специальные строительные работы, предусмотренные СНиП 3.01.04-87, - сдача объекта в эксплуатацию".
Согласно пункту 2 Приложения к Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включаются, в том числе, стоимость проектно-изыскательских работ, выполняемых силами подведомственных генподрядчику или привлекаемых им проектно-изыскательских организаций.
Комиссия отмечает, что работы, являющиеся объектом закупки, исходя из описания объекта закупки и извещения о проведении конкурса, классифицированы заказчиком в рамках группы 45.21 "Производство общестроительных работ", подкласса 45.2 "Строительство зданий и сооружений", класса 45 "Строительство", раздела F "Строительство" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, введенного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД).
Принимая во внимание классификацию заказчиком всего объема работ, являющихся объектом закупки, в рамках одной группировки ОКВЭД, потребность заказчика в конечном результате исполнения государственного контракта, выраженном в получении здания плавательного бассейна по ул. Партизана Железняка, 1 "П" в Советском районе г. Красноярска, строительство которого осуществлено методом "под ключ", Комиссия приходит к выводу о допустимости объединения в один лот инженерно-геологических, инженерно-геодезических изысканий, проектирования и строительство объекта при условии, что данные работы являются составной частью комплексного процесса создания готовой строительной продукции, а именно: плавательного бассейна по ул. Партизана Железняка, 1 "П" в Советском районе г. Красноярска.
Согласно части 7 статьи 49 ГрК РФ срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней. Указанное требование о максимальном сроке проведения государственной экспертизы содержится в пункте 29 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Комиссией установлено, что пунктом 1.3 Технического задания на проектирование и строительство заказчиком предусмотрено получение подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию в срок до 24.08.2014 года.
Комиссия отмечает, что ГрК РФ и Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" установлен максимальный срок проведения государственной экспертизы, вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации не регламентирует минимальный срок, в который может быть проведена государственная экспертиза и получено подрядчиком положительное заключение рассматриваемой экспертизы.
В связи с этим Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся в установлении для подрядчика срока получения положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию до 24.08.2014 года, не содержат признаков нарушения ни требований Закона о контрактной системе, ни требований действующего законодательства Российской Федерации.
Правила и методы обоснования начальной (максимальной) цены контракта изложены законодателем в статье 22 Закона о контрактной системе. Часть 1 указанной статьи определяет, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
При этом частью 6 рассматриваемой статьи однозначно предусмотрено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.
Согласно части 7 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ, являющихся объектом закупки, была определена заказчиком с использованием метода сопоставимых рыночных цен следующим образом:
N п/п |
Источник используемой информация |
Цена в рублях |
1. |
Коммерческое предложение N 02/20 от 20 июня 2014 года |
151 000 000,00 |
2. |
Коммерческое предложение б/н от 20 июня 2014 года |
151 000 000,00 |
3. |
Коммерческое предложение б/н от 20 июня 2014 года |
160 000 000,00 |
4. |
Договор N 8 от 31.03.2012 (N заказа 037100012812000002 на сайте http://zakupki.gov.ru) с учетом коэффициента для перерасчета цен (1,15) |
151 776 885,00 |
5. |
Договор N 0318300163313000001 от 27.05.2013 (N заказа 0318300163313000001 на сайте http://zakupki.gov.ru) с учетом коэффициента для перерасчета цен (1,071) |
169 562 915,72 |
6. |
Договор N 7 от 19.03.2012 (N заказа 0122300019612000008 на сайте http://zakupki.gov.ru) с учетом коэффициента для перерасчета цен (1,15) |
226 261 132,78 |
7. |
Договор N 201-2012-ЭА от 17.10.2012 (N заказа 0122300019612000008 на сайте http://zakupki.gov.ru) с учетом коэффициента для перерасчета цен (1,108) |
190 997 006,76 |
Исходя из описания объекта закупки, Комиссия пришла к выводу о том, что заказчик правомерно избрал в качестве метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта метод сопоставимых рыночных цен, поскольку указанный метод с точки зрения законодателя, изложенной в части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе, является приоритетным, при этом использование иных методов обоснования, в том числе и проектно-сметного метода, не отвечало бы существу объекта закупки. Комиссия отмечает, что объектом закупки является не только выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, но и произведение инженерно-геологических, инженерно-геодезических изысканий, а также проектирования, в то время как законодатель прямо говорит о том, что использование проектно-сметного метода возможно в том случае, когда объектом закупки, предметом контракта являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В результате изучения содержания раздела "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению" конкурсной документации, Комиссия установила, что в составе заявки участнику закупки необходимо представить предложение в отношении объекта закупки. Вместе с тем ни в указанном разделе, ни в иных разделах конкурсной документации Комиссией не установлено однозначного разъяснения заказчика о том, каким образом, в какой форме, с каким содержанием и описанием участнику закупки следует представить указанное предложение.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что конкурсная документация содержит в себе раздел 2 "Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа", однако из содержания раздела "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению" не следует, что содержащиеся образцы форм и документов для заполнения из раздела 2 участнику закупки необходимо заполнять в процессе формирования подаваемой им конкурсной заявки. Ни один из пунктов раздела "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению" не отсылает участника закупки к разделу 2 "Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа" и содержащимся в нем конкретным формам для заполнения.
Указанные действия заказчика нарушают требования пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку лишают возможности участников закупки подготовить описание своего предложения в отношении объекта закупки в соответствии с требованиями конкурсной документации, при условии отсутствия в конкурсной документации в дополнении к указанному и инструкции по заполнению рассматриваемой части конкурсной заявки.
Учитывая совокупность вышеприведенных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу о том, что в конкурсной документации и действиях заказчика присутствуют нарушения требований статьи 33, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "УСК "СИБИРЯК" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе не менее, чем на 10 рабочих дней, начиная со дня выставления измененной конкурсной документации в единой информационной системе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 июля 2014 г. N 525
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2014