Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 июня 2014 г. N 921
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
в присутствии представителей:
от государственного заказчика - Яковлева Ю.Н.,
от уполномоченного органа - Лобанова И. А.,
от ООО "РУС-СТРОЙ" - Волчуковой Н.В. ,
Рассмотрев жалобу ООО "РУС-СТРОЙ" на действия государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N0121200000314000134 на право заключения государственного контракта оказание услуг по строительному контролю и оценке качества содержания при выполнении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них для обеспечения государственных нужд Ставропольского края,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "РУС-СТРОЙ" на действия государственного заказчика - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N0121200000314000134 на право заключения государственного контракта оказание услуг по строительному контролю и оценке качества содержания при выполнении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
По мнению заявителя жалобы, заказчик, уполномоченный орган, не законно отклонили заявку ООО "РУС-СТРОЙ".
Представитель государственного заказчика пояснил следующее:
Извещение о проведении Конкурса и конкурсная документация (далее -документация) разработаны министерством в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), утверждены и представлены в орган, уполномоченный на размещение заказа - министерство экономического развития Ставропольского края (далее - уполномоченный орган).
Представитель уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края пояснил: действия Министерства экономического развития СК при размещении на официальном сайте информации о размещаемом заказе (номер извещения на официальном сайте N0121200000314000134, на основании информации (сведений) предоставленной заказчиком не противоречат нормам Закона N 44-ФЗ, считает жалобу ООО "РУС-СТРОЙ" необоснованной, требования, изложенные в жалобе не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя на основании статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила:
Государственным заказчиком - Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края была разработана документация об открытом конкурсе исходя из имеющейся потребности в оказании услуг по строительному контролю и оценке качества содержания при выполнении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Данная документация не соответствуют нормам и требованиям Закона о закупках, а именно:
1. В пункте 12.6. документации об открытом конкурсе "Документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса" заказчик требует:
"Копии документа, свидетельствующего о соответствии компетентной лаборатории требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, либо юридическим или физическим лицом, обладающим системой сертификации, зарегистрированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Копии документов, подтверждающих привлечение компетентной лаборатории (копии договора лизинга или аренды или оказания услуг). Копии документов, подтверждающих нахождение стационарной компетентной лаборатории в субъекте Российской Федерации по месту оказания услуг (свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, на котором находится компетентная лаборатория и (или) свидетельство о государственной регистрации права на здание и (или) помещение, в котором располагается компетентная лаборатория)".
За выполнение условий этого критерия государственный заказчик "присваивает" 20 баллов, п. 25. "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе".
То есть, если у участника размещения заказа имеется лаборатория, соответствующая требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, имеется возможность выполнения ВСЕХ лабораторных исследований, которые необходимы для выполнения обязательств по выполнению строительного контроля и оценке качества содержания при выполнении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них, но она находится НЕ на территории "субъекта Российской Федерации по месту оказания услуг", государственный заказчик - министерство дорожного хозяйства Ставропольского края сочтет это как "отсутствие компетентной лаборатории" и присвоит по критерию "Обеспеченность материально-техническими ресурсами в части наличия стационарной или передвижной компетентной лаборатории в субъекте Российской Федерации по месту оказания услуг" 0 (ноль) баллов.
Фактически указанная система оценки "20 баллов" автоматически дает хозяйствующим субъектам на территории Ставропольского края преимущества, что ставит участников открытого конкурса в неравные условия.
Комиссия считает, что данное положение противоречит принципам 44-ФЗ, а именно, в ст.8 44-ФЗ "...Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок...".
Закон N 44-ФЗ является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнении и соблюдение норм которого носит неукоснительный характер.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 74 Конституции РФ:
На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Гражданского кодекса РФ:
Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Как установлено комиссией, государственный заказчик министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, документации открытого конкурса в п. 25 Критерии оценки указал, что в соответствии с критерием 2.3, за "обеспеченность материально-техническими ресурсами в части наличия стационарной или передвижной компетентной лаборатории в субъекте РФ по месту оказания услуги" участнику присуждается 20 баллов, а за ее отсутствие 0 балов.
Исходя из положений конкурсной документации, государственный заказчик был вправе не присваивать баллы за то, что стационарная компетентная лаборатория находится не в субъекте Российской Федерации по месту оказания услуг - Ставропольском крае, но не отклонять заявку заявителя жалобы по этому пункту.
2. В соответствии со ст. 46 Закона N14-ФЗ от 08.02.1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" - крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Если участник закупки не представил в составе заявки решение либо копию решения о совершении крупной сделки, то подразумевается, что данная сделка для такого участника не является крупной.
Закон не обязывает участника закупки документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения контракта крупной.
Требовать от участника закупки предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в ч 2. ст. 51 Закона N 44-ФЗ не допускается.
Исходя из ст. 46 Закона N14-ФЗ от 08.02.1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" - крупная сделка для ООО: связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества; может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок; уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.
Для определения, является ли сделка крупной для участника закупки, необходимо иметь в распоряжении следующие сведения: учредительные документы юридического лица; сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период; сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Из вышеперечисленных документов, в силу требований Закона N 44-ФЗ, участник закупки обязан представить только копии учредительных документов. Заявитель жалобы исполнил указанное требование, представив в каждой их конкурсных заявок по лотам NN 1, 4, 6, 7, 8 копию устава Общества с указанием размера уставного капитала.
Таким образом, отсутствие в составе заявки ООО "РУС-СТРОЙ" решения об одобрении крупной сделки либо копии такого решения не является нарушением подпункта е) пункта 1 ч.2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, подпункта 2 пункта 9.11 Общей части конкурсной документации и пункта 12.1.6 Информационной карты конкурсной документации.
Таким образом государственным заказчиком - Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, уполномоченным органом - Министерством экономического развития Ставропольского края нарушены требования Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона N 44-ФЗ, допущенные при формировании конкурсной документации и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки ООО "РУС-СТРОЙ" на участие в конкурсе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РУС-СТРОЙ", на действия государственного заказчика -Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N0121200000314000134 на право заключения государственного контракта оказание услуг по строительному контролю и оценке качества содержания при выполнении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них для обеспечения государственных нужд Ставропольского края - обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия государственного заказчика -Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края при формировании конкурсной документации и необоснованном отклонении заявки ООО "РУС-СТРОЙ" на участие в конкурсе не соответствующими требованиям ст. 8 Закона N 44 - ФЗ, Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ.
3. В связи с заключением контракта - предписание не выдавать.
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.2 КоАП в отношении лиц, допустивших нарушение требований действующего законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Г. В. Золина
С. И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 июня 2014 г. N 921
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2014