Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 июня 2014 г. N РЗ-954-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
государственного инспектора отдела органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
в присутствии представителей: от заявителя жалобы ООО "ДМД" - уведомленные надлежащим образом на рассмотрение жалобы по существу не прибыли; от муниципального заказчика - администрации муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края - Веременникова Юлия Сергеевна (доверенность от 10.01.2014 г.), Чанчалашвили Джуди Михайлович (доверенность от 18.06.2014 года).
Рассмотрев жалобу ООО "ДМД" на действия муниципального заказчика - администрации муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, комиссии администрации МО Верхнерусского сельсовета по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N0321300134714000002 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "село Верхнерусское - хутор Нижнерусский" (км. 0+000-км. 3+300) на территории муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в 2014 году,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ДМД" на действия муниципального заказчика - администрации муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, комиссии администрации МО Верхнерусского сельсовета по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N0321300134714000002 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "село Верхнерусское - хутор Нижнерусский" (км. 0+000-км. 3+300) на территории муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в 2014 году.
Заявитель считает, что действия муниципального заказчика при формировании аукционной документации нарушают требования Закона N 44-ФЗ и законные права и интересы заявителя жалобы.
Представитель муниципального заказчика указал следующее:
Администрация муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края утвердила документацию об аукционе на основании ст. 33 и ст. 64 Закона N 44-ФЗ, где установлены требования к товару в соответствии с потребностями заказчика. В документации об аукционе установлены требования к поставляемому товару с указанием максимальных и минимальных значений показателей, а также показателей, значение которых не могут изменяться.
По п. 1 Документации заказчик вправе устанавливать требование к материалам не противоречащие ГОСТ. Требование о температуре при отгрузке в диапазоне от 140 до 155 соответствует ГОСТ 9128-2009 таблица 8 и является допустимой для двух видов используемого битума. Соответственно данное требование не является противоречащим ГОСТ.
По п. 2 Документации описан показатель температуры вспышки, где говорится, что температура вспышки НЕ ниже 220 С, что является соответствием ГОСТ 22245-90 п. 1.2.3.1.
По п. 3 Документации требование для песка из отсевов дробления, установлены заказчиком в пределах и диапазонах ГОСТ.
По п. 4 Документации - заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к материалам (лабораторный рассев на материал) не противоречащие ГОСТ, данные требования не включены в ГОСТ соответственно нарушением являться не могут так как не противоречат ему.
По п. 5 Документации требования, установленные к частным остаткам, массам навесок, содержанию глины и прочих, являются дополнительными и не включены в ГОСТ соответственно перечить ему или нарушать не могут.
По п. 6 Документации требования к "глубине проникновения иглы при 0,1 мм: при 25 С и при 0 С -10-130, что соответствует диапазону для двух марок битума БНД 60/90 и БНД 90/130, так как в ГОСТ 22245-90 описывается: глубина проникновения иглы 0,1 мм при 25 С 61-90, при 0 С не менее 20, данные значения попадают в пределы установленные заказчиком, для БНД 90/130, Глубина проникновения иглы 0,1 мм при 25 С 91-130, при 0 С не менее 28, что так же соответствует диапазонному значению, установленному заказчиком.
По п. 7 Документации - заказчиком предложено 4 значения климатических зон в соответствии с ГОСТ 9128-2009, что дает ему возможность установления конкретного значения дорожно-климатической зоны соответствующего для нашего региона.
На основании вышеизложенного, муниципальный заказчик - администрация МО Верхнерусского сельсовета считает жалобу ООО "ДМД" необоснованной, а свои действия полностью соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку размещения заказа установила, что:
Муниципальным заказчиком - администрацией муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края была разработана документация электронного аукциона, исходя из имеющейся потребности в выполнении работ являющихся предметом закупки. Данная документация 27.05.2014 года была размещена в единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - единая система закупок).
В порядке п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).
П. 3 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Заказчиком - администрацией МО Верхнерусского сельсовета было сформировано Приложение 3 "Требования к материалам используемым при выполнении работ" документации, где содержатся сведения о наименовании и характеристиках поставляемых товаров.
По позиции "Смеси асфальтобетонные дорожные" Приложения 3 в разделе "Требуемый параметр" заказчиком указано: "Температура вспышки, не" (параметр, который не может изменяться), далее, в разделе "Требуемое значение" (параметр, который необходимо указать участнику закупки) указано "ниже 220". Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что, исходя из сформированной таким образом документации, участники закупки не имеют возможности указать по данной позиции характеристики смеси асфальтобетонной в соответствии с требованиями аукционной документации и не противоречащие нормам ст. 66 Закона N 44-ФЗ, поскольку не ясно необходимо указать характеристику "не ниже 220 °С", или "ниже 220 °С".
По позиции "Битумы нефтяные" указаны требования к "глубине проникания иглы, 0,1 мм: при 25 °С при 0 °С" - "10-130". При этом, для указанных в документации марок битумов "БНД 90/130" в соответствии с требованиями ГОСТ 22245-90 предусмотрены показатели при 25 °С - "91-130", при 0 °С - "не менее 28"; для битума "БНД 60/90" при 25 °С - "61-90", при 0 °С - "не менее 20". Таким образом, диапазон показателей с 10 до 20 под данные критерии не подпадает, что вводит в заблуждение участников закупки и не соответствует требованиям ГОСТ 22245-90.
По позиции "Битумы нефтяные" указано "дорожно-климатическая зона должна быть" и установлены следующие параметры "II-V". При этом, согласно зонирования России город Ставрополь и его окрестности расположены в IV дорожно-климатической зоне. Таким образом, участник размещения заказа не может установить иную дорожно-климатическую зону для данной территории, кроме IV.
Таким образом, администрацией муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края установлены требования к используемым при выполнении работ товарам (материалам) в нарушении требований п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Частью 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе:
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11).
Заказчиком - администрацией МО Верхнерусского сельсовета в аукционной документации (раздел 18) установлены "дата начала 27.05.2014 г. и окончания 15.06.2014 г. (до 16-00 по московскому времени) срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме".
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, администрацией МО Верхнерусского сельсовета не учтены положения ч. 4 ст. 65 Закона N 44-ФЗ, поскольку в извещении о проведении электронного аукциона установлена "Дата и время окончания подачи заявок 11.06.2014 08:00".
2. Комиссией Ставропольского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки, в соответствии с требованиями ст. 99 Закона N 44-ФЗ, установлено, что муниципальным заказчиком - администрацией муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края при формировании аукционной документации нарушены требования Закона N 44-ФЗ, а именно.
Согласно требованиям части 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Как показала проверка, и анализ предоставленных документов в разделе 11 документации администрацией МО Верхнерусского сельсовета указано, что обязательным приложением к банковской гарантии является заверенная надлежащим образом копия лицензии банка, выдавшего гарантию (п. 11.2 Документации).
Из вышеизложенного следует, что при заключении контракта, в случае если участник закупки (победитель аукциона) выбирает способ обеспечения исполнения контракта - банковская гарантия, то такой участник должен предоставить копию лицензии банка, выдавшего гарантию, что, по сути, является дополнительным требованием к участнику закупки, которое не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
Более того, согласно требованиям части 1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
При таких обстоятельствах, банк, который имеет право на выдачу банковских гарантий, должен иметь лицензию на осуществление банковских операций.
В свою очередь участник закупки не обязан прикладывать к банковской гарантии копию лицензии банка выдавшего гарантию, поскольку банк, который выдаёт банковские гарантии автоматически включен в перечень предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Частью 8 статьи 45 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
В нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "село Верхнерусское - хутор Нижнерусский" (км. 0+000-км. 3+300) на территории муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в 2014 году (п. 12.5 раздела 12 "Порядок заключения контракта") не содержит информации о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта и дату проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Частью 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В нарушение части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию и составу заявки, установленные заказчиком в Документации (пункт 3.5.2 раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки") не соответствуют части 5 статьи 66 Закона о закупках, а именно
подпункт 3.5.2 пункта 3.5 содержит требование о декларации участником закупки его соответствия требованию, установленному пунктом 2.1.9 Документации (отсутствие в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица), что не предусмотрено п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, документация не соответствует и нарушает требования ч. 8 ст. 45, п. 2 и п. 10 ч. 1 ст. 64, п. 2) ч. 5 ст. 66 и ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, комиссией Ставропольского УФАС России установлены в действиях администрации муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края установлены нарушения положений, норм и требований Закона N 44-ФЗ при утверждении документация об аукционе в электронной форме "выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "село Верхнерусское - хутор Нижнерусский" (км. 0+000-км. 3+300) на территории муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в 2014 году", а именно п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 45, п. 2 и п. 10 ч. 1 ст. 64, п. 2) ч. 5 ст. 66 и ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 44-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДМД" на действия муниципального заказчика - администрации муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, комиссии администрации МО Верхнерусского сельсовета по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N0321300134714000002 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "село Верхнерусское - хутор Нижнерусский" (км. 0+000-км. 3+300) на территории муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в 2014 году - частично обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ, признать действия государственного заказчика - администрации муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, выразившиеся в формировании аукционной документации не соответствующей положениям п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 45, п. 2 и п. 10 ч. 1 ст. 64, п. 2) ч. 5 ст. 66 и ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ;
3. Выдать государственному заказчику - администрации муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N0321300134714000002 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "село Верхнерусское - хутор Нижнерусский" (км. 0+000-км. 3+300) на территории муниципального образования Верхнерусского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края в 2014 году - обязательное для исполнения предписание;
4. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии И.Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 июня 2014 г. N РЗ-954-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2014