Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 июня 2014 г. N РЗ-940-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
В присутствии представителей:
от государственного заказчика - Зазимко Е.В.
от ООО "Международный центр клинического питания" - Качурина В.Н.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Международный центр клинического питания" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Предгорная центральная районная больница" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300016814000078 на право заключения государственного контракта на поставку смеси белковой композитной сухой.
Заявитель поясняет следующее:
Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр клинического питания" (далее - ООО "МЦКП") подало заявку на участие в указанном электронном аукционе, в которой предложило для поставки смесь белковую композитную сухую "ДисоR" "Нутринор" со следующими характеристиками: Предназначена для реализации населению, пищеблокам лечебно - профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, санаториям, другим предприятиям общественного питания в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания детей с 3 - х лет и взрослых. Код ОКП: 91 9760 Лечебно-профилактическое питание. Качество, характеристики товара, область применения, его безопасность и возможность его правомерного использования Заказчиком соответствуют требованиям государственных (национальных) стандартов подтверждаются: сертификатом соответствия и свидетельством о государственной регистрации.
Товар выпускается по ГОСТу Р 53861-2010.
Ингредиентный состав: Концентрат сывороточных белков молока, ПНЖК (Омега 6: омега 3), рафинированный растительный жир, пищевые волокна, мальто декстрин.
Пищевая и энергетическая ценность в 100 г сухой смеси: Белки - 40,0 г. Жиры - 20,0 г. Углеводы -30,0 г.
Энергетическая ценность - 444,0 Ккал.
Место происхождения товара Россия (Псковская обл., г. Невель). Производитель: ООО "Невельконсервмолоко".
В процессе проведения аукциона ООО "МЦКП" предложило цену контракта 170520 рублей 00 коп.
Помимо ООО "МЦКП" в электронном аукционе, объявленном извещением N0321300016814000078, приняли участие еще двое участников: общество с ограниченной ответственностью "Продукт-Логистика" (далее - ООО "Продукт-Логистика"), предложившее цену контракта 169650,00 рублей, и общество с ограниченной ответственностью "Аргумент" (далее - ООО "Аргумент") с ценой контракта 172260,00 рублей.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона N0321300016814000078 от 26.05.2014 г. победителем электронного аукциона было признано ООО "Продукт-Логистика" как предложившее наименьшую цену контракта. При этом, согласно этом протоколу ООО "Продукт-Логистика" был присвоен N1, а 000 "МЦКП" был присвоен N2.
Представитель подателя жалобы, считает, что при проведении закупки Заказчиком и его аукционной комиссией по осуществлению закупок были нарушены требования законодательства об осуществлении закупок. А именно действия, при проведении электронного аукциона, ГБУЗ СК "Предгорная центральная районная больница" и аукционной комиссии ГБУЗ СК "Предгорная центральная районная больница", нарушили требования Закона N 44-ФЗ, а также незаконно допустили ООО "Продукт-Логистика" к участию в аукционе и признали его победителем.
Представитель государственного заказчика пояснил следующее:
ГБУЗ СК "Предгорная ЦРБ" 12 мая 2014 года на ОАО "Единая торговая площадка" было размещено извещение на проведение аукциона в электронной форме (закупка N 0321300016814000078) на поставку смеси белковой композитной сухой.
По окончании срока подачи заявок 19 мая 2014 года до 9.00 часов (время московское) было подано 3 заявки от участников, с порядковыми номерами: 1,2,3.
Единая комиссия по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг ГБУЗ СК "Предгорная ЦРБ" рассмотрела первые части заявок на участие в электроном аукционе N 032130001684000078, из-за технической ошибки, приняла решение допустить к участию в электронном аукционе и признать участниками закупки трех участников.
23 мая 2014 года состоялся электронный аукцион. На основании протокола проведения электронного проведения электронного аукциона единая комиссия 26 мая 2014 года рассмотрела вторые части заявок на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе и приняла решение, что в результате рассмотрения вторых частей заявок признать победителем аукциона ООО "Продукт-Логистика" г. Саратов, п. Мирный, дом б/н оф. 301, предложившему цену контракта 169650 рублей. Протокол подведения итогов размещен на официальном сайте ОАО "Единая торговая площадка".
После обнаружения технической ошибки, ГБУЗ СК "Предгорная центральная районная больница", письмом за N 2/1625 от 28 мая 2014 года, обратилось к руководителю Управления ФАС по СК с просьбой отменить определение поставщика путем проведения электронного аукциона N 0321300016814000078 и отменить протоколы составленные в ходе закупки.
5 июня 2014 года Управлением ФАС по СК проведена внеплановая поверка действий заказчика на предмет соответствия требованиям ФЗ N 44-ФЗ, по результатам которой определение поставщика путем проведения электронного аукциона N 0321300016814000078 на поставку смеси белковой композитной сухой отменено и отменены протоколы составленные в ходе закупки..
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, выслушав объяснения представителей заказчика и подателя жалобы, проведя в порядке статьи 99 Закона о закупках внеплановой проверки аукционной документации, установила следующее:
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что настоящий Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно нормам частей 1 и 2 статьи 8 Закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 6 статьи 63 Закона N44-ФЗ установлен запрет на изменение объекта закупки при проведении электронного аукциона, определенного в извещении о проведении такого аукцион.
Согласно нормам частей 1, 2, 4 статьи 24 Закона N44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона N44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 6 статьи 63 Закона N44-ФЗ установлено, что при проведении электронного аукциона изменение объекта закупки, установленного в извещении о проведении такого аукциона, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании объекта закупки и его описание в соответствии с положениями статьи 33 Закона N44-ФЗ
Согласно подпункту а) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), и такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Частью 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Тем самым этой нормой Закона N 44-ФЗ, являющейся императивной, установлен запрет на допуск к участию в электронном аукционе участника закупки в случае предоставления им недостоверных сведений о предлагаемом к поставке товаре, а также несоответствия характеристик предложенного им к поставке товара, сведения о которых содержатся в первой части его заявки на участие в электронном аукционе, требованиям, установленным документацией об электронном аукционе
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 10 статьи 69 Закона N 44-ФЗ установлено, что участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Из приведенных норм Закона N 44-ФЗ однозначно следует, что победителем аукциона может быть только тот участник аукциона, который не только предложил самую низкую цену контракта, но и аукционная заявка которого на участие в электронном аукционе соответствует требованиям, в том числе к объекту закупки, установленным документацией об аукционе.
ГБУЗ СК "Предгорная ЦРБ" является учреждением здравоохранения и должно осуществлять свою деятельность по организации питания в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.06.2013 г. N395н "Об утверждении норм лечебного питания".
Приказом Минздрава России N 330 утверждена "Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях", таблицами N1а и 7 которой предусмотрено использование в питании лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, смесей белковых композитных сухих. В таблице 7 "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях", озаглавленной как "Замена продуктов по белкам и углеводам", установлена возможность замены по белку молока, мяса (говядины), рыбы, творога, яйца на смесь белковую композитную сухую.
Расчет, произведенный на основании этой таблицы по содержанию белка, жиров и углеводов в 100 г сухой смеси позволяет установить, что согласно данной Инструкции медицинские учреждения должны использовать при организации питания находящихся у них на стационарном лечении пациентом смесь белковую композитную сухую с содержанием в ней на 100 г сухой смеси: белка - 40 г., жиров -20 г., углеводов -30 г..
Это подтверждается и письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.12.2013 г. N 24-4-2103820, согласно которому в соответствии с этими правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации смеси белковые композитные сухие, используемые медицинскими организациями в качестве компонента приготовления готовых блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания, должны содержать 40% белка высокой биологической ценности, 20% жиров, состоящих в основном из полиненасыщенных жирных кислот, и 30% углеводов, представленных в основном полисахаридами, их энергетическая ценность должна составлять 444 ккал на 100 г. (письмо прилагается).
Тем самым Министерством здравоохранения Российской Федерации, как федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, определен перечень продуктов диетического питания, в том числе в виде смесей белковых композитных сухих, которые должны применяться в диетическом питании лиц, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях, и нормы этого питания, позволяющие достичь лечебного эффекта для этих лиц.
В силу норм статьи 39 Закон N323-ФЗ приказ Минздрава России N330 и утвержденная им "Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях" является обязательным для всех лечебно-профилактических учреждений, в том числе для Заказчика.
Национальным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 53861-2010) "Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания смеси белковые композитные сухие", утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7.09.2010 N219-СТ (далее - ГОСТ Р 53861-2010), установлены требования к таким специализированным продуктам диетического (лечебного и профилактического) питания, как смеси белковые композитные сухие.
Разделом 1 этого стандарта императивно установлена только одна область применения таких смесей - использование в качестве компонента приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания.
Данный ГОСТ предусматривает также широкий диапазон показателей содержания в смеси белковой композитной сухой белка, жиров и углеводов, однако Заказчик в силу приведенных выше норм статьи 33 Закона N 44-ФЗ вправе установить в аукционной документации конкретные показатели белка, жиров и углеводов в соответствии с его, заказчика, потребностями, что подтверждается в письме ФАС России от 28.09.2010 г. NА28/32508.
В Реестре свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть) содержатся следующие сведения о смеси белковой композитной сухой, предложенной ООО "МЦКП" в первой части его аукционной заявки:
Номер свидетельства и дата - БШ.77.99.19.004.Е.002802.04.13 от 11.04.2013
Продукция - смесь белковая композитная сухая "Дисо" "Нутринор"
Изготовлена в соответствии с документами - ГОСТ Р 53861-2010
Область применения - для реализации населению пищеблокам лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, санаториев, другим предприятиям общественного питания в качестве компонента для приготовления блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания детей с 3-х лет и взрослых, и работников, занятых на работах с вредными и особо вредными условиями труда.
Протоколы исследований - взамен свидетельства о государственной регистрации NКЛ.77.99.19.004.Е.001555.03.13 от 01.03.2013 г., экспертных заключений НИИ питания РАМН N72/Э-2022/и-11 от 15.09.2011 г., ФГБУ НИИ питания РАМН N72/Э-459/и-12 от 22.03.2012 г., N 72/Э-212/и-13 от 07.02.2013 г.
Гигиеническая характеристика - Пищевая ценность: белок - 40,0 г, жиры - 20,0 г, углеводы - 30,0 г, в т.ч. пищевые волокна - 4,0 г, Энергетическая ценность - 444,0 ккал
Из этих сведений видно, что сведения о продукте, предложенном ООО "МЦКП" в первой части его заявки на участие в электронном аукционе, соответствуют сведениям об указанном продукте, которые содержатся в Реестре свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть), Техническому заданию документации об аукционе, объявленном извещением N0321300016814000078, ГОСТу Р 53861-2010, Приказу Минздрава России N330 и утвержденной им "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях".
По имеющимся у ООО "МЦКП" сведениям, ООО "Продукт-Логистика" занимается реализацией смеси белковой композитной сухой "НовоПротеин", которая, по всей видимости, и была предложена им в первой части его аукционной заявки для поставки Заказчику.
В отношении данного продукта в Реестре свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть) содержатся следующие сведения:
Номер свидетельства и дата - RU.77.99.19.004.Е.003801.05.13 от 21.05.2013 Продукция - специализированный продукт питания смесь белковая композитная сухая "НовоПротеин"
Изготовлена в соответствии с документами - ГОСТ Р 53861-2010
Область применения - для диетического (лечебного и профилактического) питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд
Протоколы исследований - экспертного заключения ФБУН "ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора от 17.04.2013 г.
Гигиеническая характеристика -
Массовая доля белка не менее % 40,
Массовая доля жира не менее % 5.
В указанном Реестре свидетельств о государственной регистрации отсутствуют сведения о наличии в данном продукте углеводов.
Как следует из указанного Реестра основанием для государственной регистрации смеси белковой композитной сухой "НовоПротеин" послужило экспертное заключение ФБУН "ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора от 17.04.2013 г.
В разделе "Физико-химические показатели" (стр.5-6) главы "Результаты исследований" указанного экспертного заключения содержатся следующие сведения: Массовая доля белка, % - 63,1, Массовая доля жира, % - 7,6.
Как правило, ООО "Продукт-Логистика" указывают в отношении смеси белковой композитной сухой "НовоПротеин" следующие показатели ее пищевой и энергетической ценностей на 100 г. сухой смеси: Пищевая ценность: Белки - 54,0г, Жиры - 11,1 г, Углеводы 24,5 г. Энергетическая ценность 416, 0 Ккал.
Такие показатели были указаны ООО "Продукт-Логистика" в его жалобах в Астраханское УФАС России и Тульское УФАС России на действия заказчиков при проведении аукционов.
Очевидно, такие же показатели указаны и в первой части его заявки на участие в электронном аукционе, объявленном извещением N0321300016814000078.
Таким образом, указываемые ООО "Продукт-Логистика" показатели пищевой ценности смеси белковой композитной сухой "НовоПротеин" не соответствуют показателям пищевой ценности данного продукта, установленным в процессе экспертных исследований этого продукта, проведенных ФБУН "ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана" в целях его государственной регистрации, по результатам которых в указанном продукте было установлено белка в количестве 63,1 г и жиров в количестве 7,6 г. Тем самым, ООО "Продукт-Логистика" занижает количество содержания белка на 15,7% и завышает количество содержания жиров на 46 %.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "Продукт-Логистика" заявило недостоверные сведения в отношении предложенного им к поставке продукта.
Данные обстоятельства свидетельствуют также о том, что предложенный ООО "Продукт-Логистика" к поставке продукт с наименованием смесь белковая композитная сухая "НовоПротеин" по своим показателям пищевой и энергетической ценности не соответствует требованиям приказа Минздрава России N330, утвержденной им "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях" и документации об аукционе, объявленном извещением N0321300016814000078.
Все эти фактические обстоятельства в силу приведенных норм Закона N 44-ФЗ являлись основанием для отказа в допуске ООО "Продукт-Логистика" к участию в электронном аукционе, объявленном извещением N0321300016814000078, признании его заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе, и исключали признание ООО "Продукт-Логистика" победителем этого аукциона.
Доводы жалобы ООО "Международный центр клинического питания" обоснованы.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Международный центр клинического питания" на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК "Предгорная центральная районная больница" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300016814000078 на право заключения государственного контракта на поставку смеси белковой композитной сухой - обоснованной;
2. В связи с тем, что ранее была проведена внеплановая проверка и аукцион в электронной форме N 0321300016814000078 на право заключения государственного контракта на поставку смеси белковой композитной сухой был аннулирован, Комиссией Ставропольского УФАС России принято решение - предписание не выдавать.
3. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение Закона N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
Е.А. Соколов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 июня 2014 г. N РЗ-940-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2014