Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 6 июня 2014 г. N ЖМ-67/2014
Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - председателя Комиссии, врио заместителя руководителя управления; Осинцева К.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Лисицы В.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
рассмотрела поступившую 30 мая 2014 года в Амурское УФАС России от ООО "ТПК "Дальстройсервис" жалобу на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации Магдагачинского района при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на капитальный ремонт тепловой сети ул. Пушкина 41 - музыкальная школа пгт. Магдагачи, объявленного извещением за N 0123300015614000003 от 20.05.2014 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: в необоснованном отказе в допуске ООО "ТПК "Дальстройсервис" к участию в электронном аукционе.
На заседании комиссии присутствовали от заявителя - ООО "ТПК "Дальстройсервис": Чернышов М.Е., действующий на основании доверенности N 1 от 05.06.2014; Маслин Ю.А., действующий на основании доверенности N 2 от 05.06.2014.
От муниципального заказчика - администрации Магдагачинского района представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела заказчик уведомлен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заказчика. Ходатайство удовлетворено.
Сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России.
Представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе в полном объеме, дополнительно пояснили.
ООО "ТПК "Дальстройсервис" получило отказ в допуске к участию в аукционе по причине "Не соответствие сведений, предусмотренных п. 3.3.3.2 части 3.2 раздела 3 аукционной документации, частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013. На основании п. 4.4. раздела 4 аукционной документации, ч. 4 ст. 67 Федерального закона N44-ФЗ участник закупки под N 7718800 не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме".
В техническом задании документации об электронном аукционе содержится перечень материалов, минимальные и (или) максимальные значения их показателей, используемые для определения соответствия потребностям заказчика, с указанием на товарный знак. Тогда как требования к составу и содержанию первой части заявки на участие в аукционе содержат только указание предоставить согласие на выполнение работ, оказание услуг указать товарный знак товара (материалов), а также конкретные показатели товара только при отсутствии в документации об электронном аукционе указания на товарный знак.
Данное нарушение влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, так как может ввести в заблуждение участников аукциона при составлении первой части заявки.
Считают отказ в допуске неправомерным. Просят выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Муниципальный заказчик представил возражение на жалобу, считает что комиссией правомерно принято решение об отказе участнику в допуске к участию в аукционе.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
20.05.2014 муниципальным заказчиком - администрацией Магдагачинского района на электронной площадке - ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru опубликовано извещение за N 0123300015614000003 о размещении закупки путем аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на капитальный ремонт тепловой сети ул. Пушкина 41 - музыкальная школа пгт. Магдагачи.
Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 1 619 640.86 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок 28.05.2014 в 03:00 (время московское). Дата и время проведения аукциона 02.06.2014 в 03:45.
Согласно протокола N 2 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 29.05.2014 на участие в торгах подано 4 заявки.
Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок участников на соответствие требованиям, установленным аукционной документацией приняла решение, допустить к участию в аукционе и признать участниками электронного аукциона участников, подавших заявки за рег. N 7655223, 7713078 и 7721594.
Участнику закупки с заявкой за рег. N 7718800 (ООО "ТПК "Дальстройсервис") отказано в допуске к участию в аукционе, по основанию: не соответствие сведений, предусмотренных п. 3.3.3.2 части 3.2 раздела 3 аукционной документации, частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника, предусмотренное п. 3.3.3.1 части 3.2 раздела 3 аукционной документации, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак его словестное обозначение) (при наличии) используемого при выполнении работ товара.
Согласно протокола проведения электронного аукциона N 0123300015614000003 от 02.06.2014 лучшее предложение цены контракта в сумме 1363229.75 рублей поступило от участника с N заявки 7655223.
На основании уведомления Амурского УФАС России определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено.
Согласно аукционной документации предметом закупки является выполнение капитального ремонта тепловой сети ул. Пушкина 41 - музыкальная школа пгт. Магдагачи, согласно части III Технического задания аукционной документации.
В данном техническом задании заказчиком установлен перечень и объем выполняемых работ, перечень и количество используемого при выполнении работ товара (материалов, изделий), а также их характеристики.
При этом не установлено, что данные характеристики являются начальными/максимальными значениями показателей и параметрами эквивалентности товара из которых потенциальные участники должны указать конкретные характеристики товара, используемые участниками закупки при выполнении работ.
В разделе 1.3 информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки: необходимые документы и сведения указаны в пункте 3.3 Раздела I.2 настоящей документации, в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник этого аукциона, предусмотренное пунктом 3.3.3, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Из раздела 1.2 пункта 3.3. аукционной документации следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1. При заключении контракта на поставку товара:
- Согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак _;
- Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак _.
2. Согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
3.При заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
- Согласие, предусмотренное пунктом 2, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, _;
- Согласие, предусмотренное пунктом 2, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Из смысла части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Однако, муниципальным заказчиком в аукционной документации предусмотрена рекомендуемая форма заявки для заполнения участниками закупки. Из содержания которой следует, что первая часть заявки должна содержать согласие на выполнение работ.
Условия о том, что участник должен в составе заявки представить конкретные характеристики товара, используемого при выполнении работ данная форма не содержит.
При этом заказчиком к аукционной документации приложен проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Из приложенного к аукционной документации контракта следует, что в нем указывается только цена контракта, предложенная участником, поскольку перечень выполняемых работ уже указан в приложении N 1 к проекту контракта.
Информации о том, что к проекту контракта должен прилагаться перечень товаров используемых при выполнении работ, аукционная документация и сам проект контракта не содержит.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, рассматривая утвержденную заказчиком аукционную документацию в совокупности установленных требований следует, что участники закупки вправе представить заказчику по своему усмотрению как: либо только согласие на выполнение работ (что и было сделано заявителем жалобы, согласно рекомендуемой форме заявки, разработанной заказчиком), так и помимо согласия конкретные характеристики товара, используемые при выполнении данных работ, что ведет/может вести к неправильному толкованию участниками закупки требований, установленных к составу и содержанию первых частей заявок (противоречивых требований к выполняемым работам и товару, используемому при выполнении указанных работ) и влекущих/ способных повлечь к необоснованному ограничению количества участников закупки, что является нарушение требований ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Частью III технической части документации указано, в частности:
- Лента алюминиевая марки АД 1Н (или эквивалент) шириной не более 20 мм, толщиной до 1 мм;
- Болты М16х70 (или эквивалент) с гайками (ГОСТ 7798-70);
- Болты М20х90 (или эквивалент) с гайками (ГОСТ 7798-70).
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент",
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Наименование товара: лента алюминиевая марки АД 1Н; болты М16х70 с гайками; болты М20х90 с гайками, не являются товарными знаками, а учитывая, что заказчиком установлено требование "или эквивалент" данные товары должны содержать параметры эквивалентности.
В нарушение требований ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно установлено требование "или эквивалент", а учитывая, что оно все же предусмотрено, не установлены параметры эквивалентности (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей) позволяющие определились соответствие используемого при выполнении работ товара потребностям заказчика.
Из заявки за рег. N 7718800 (ООО "ТПК "Дальстройсервис") следует, что участник заполнил первую часть заявки в соответствии с рекомендуемой формой предусмотренной в аукционной документации, вписав в нее весь перечень работ содержащийся в приложении N 1 к проекту контракта. Тем самым подтвердил свое согласие на выполнение работ в соответствии требованиями аукционной документации.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Учитывая установление заказчиком в аукционной документации противоречивых требований к содержанию первой части заявки (участники закупки вправе представить заказчику по своему усмотрению как: либо только согласие на выполнение работ (что и было сделано заявителем жалобы), так и помимо согласия конкретные характеристики товара, используемые при выполнении данных работ), а также предоставление ООО "ТПК "Дальстройсервис" в составе первой части заявки согласия на выполнение работ в соответствии с требованиями документации, аукционная комиссия неправомерно, в нарушение требований ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе приняла решение о несоответствии заявки за рег. N 7718800 (ООО "ТПК "Дальстройсервис") требованиям аукционной документации.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Данное требование устанавливается если законодательством РФ установлено условие, что участник закупки при выполнении работ, оказании услуг должен соответствовать определенным требованиям (наличие СРО, лицензии и т.д.).
В разделе I.3 Информационной карты аукционной документации Заказчиком также установлено требование к содержанию и составу заявки, однако в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком не указано каким именно требованиям должен соответствовать участник и какие документы должен иметь для подтверждения своего соответствия, что также ограничивает/может ограничить количество участников закупки.
Аукционной документацией предусмотрено, что обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией или передачи в залог Муниципальному заказчику денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В нарушение требований ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в проекте контракта не предусмотрено.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что в документации установлен в качестве одного из способов обеспечения исполнения контракта - предоставление банковской гарантии, в документации должно содержаться требование в соответствии со ст. 45 Закона о контрактной системе.
В нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит требования к обеспечению исполнения контракта при предоставлении банковской гарантии в соответствии со ст. 45 Закона о контрактной системе.
Пунктом 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе проект контракта составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, в проекте контракта также должна содержаться информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
В нарушение требований п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в проекте контракта информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта не содержится.
Рассмотрев жалобу ООО "ТПК "Дальстройсервис" на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации Магдагачинского района при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на капитальный ремонт тепловой сети ул. Пушкина 41 - музыкальная школа пгт. Магдагачи, объявленного извещением за N 0123300015614000003 от 20.05.2014 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru, проведя внеплановую проверку размещения заказа, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу ООО "ТПК "Дальстройсервис" на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации Магдагачинского района при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на капитальный ремонт тепловой сети ул. Пушкина 41 - музыкальная школа пгт. Магдагачи, объявленного извещением за N 0123300015614000003 от 20.05.2014 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru, обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации Магдагачинского района нарушение требований ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, в части неправомерного принятия решения о несоответствии заявки за рег. N 7718800 (ООО "ТПК "Дальстройсервис") требованиям аукционной документации.
3. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Магдагачинского района нарушение требований:
- ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в части установления противоречивых требований к содержанию и составу первых частей заявок (противоречивых требований к выполняемым работам и товару, используемому при выполнении указанных работ); установления требования "или эквивалент", не установления параметров эквивалентности (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей) позволяющие определились соответствие используемого при выполнении работ товара потребностям заказчика;
- п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в части не указания каким именно требованиям должен соответствовать участник и какие документы должен иметь для подтверждения своего соответствия;
- ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, в части отсутствия в проекте контракта условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
- п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в части отсутствия в аукционной документации требования к обеспечению исполнения контракта при предоставлении банковской гарантии в соответствии со ст. 45 Закона о контрактной системе;
- п. 12 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в части отсутствия в проекте контракта информации о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
3. Выдать аукционной комиссии и муниципальному заказчику предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: Н.В. Горячева
Члены комиссии: К.И. Осинцев
В.В. Лисица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 6 июня 2014 г. N ЖМ-67/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2014