Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 24 июня 2014 г. N ЖМ-82/2014
Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - председателя Комиссии, врио руководителя управления; Осинцева К.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Лисицы В.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
рассмотрела поступившую 17 июня 2014 года в Амурское УФАС России от ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" жалобу на действия уполномоченного органа - отдела муниципального заказа администрации города Зеи и муниципального заказчика - комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Зеи при размещении закупки путем открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения города Зеи Амурской области, объявленной извещением за N 0123300000214000120 от 30.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: установлении требований к участникам закупки ограничивающих количество участников торгов.
На заседании комиссии присутствовали: от уполномоченного органа и муниципального заказчика - Туркина С.В., действующая на основании доверенности N 2 от 23.06.2014 и N 224 от 23.06.2014; от заявителя - Сосолятина К.С., действующая на основании доверенности б/н от 01.05.2014,
Сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России.
Представитель заявителя поддержал в полном объеме доводы, изложенные в жалобе. Свою позицию высказал на основании информации, изложенной в жалобе.
Считает неправомерным выставление требования к участникам закупки о наличии лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного органа и муниципального заказчика с доводами Заявителя не согласился, представил письменные возражения на жалобу, позицию, изложенную в возражении поддержал в полном объеме.
Считает, что требования к участникам закупки имеют непосредственное отношение к предмету торгов, не направлены на ограничение конкуренции и установлены в полном соответствии с действующим законодательством РФ о контрактной системе.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
30.05.2014 уполномоченным органом - отделом муниципального заказа администрации города Зеи на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение за N 0123300000214000120 о размещении закупки путем открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения города Зеи Амурской области.
Заказчиком закупки является комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Зеи.
Конкурсная документация утверждена должностным лицом уполномоченного органа.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 1 194 057 рублей.
02.06.2014 в конкурсную документацию внесены изменения.
На основании уведомления Амурского УФАС России от 20.06.2014 определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по торгам, объявленным извещением за N 0123300000214000120 приостановлено.
23.06.2014 составлен Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
По окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка на участие в открытом конкурсе. Конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Пунктом 18 раздела III информационной карты конкурсной документации установлено требование к участникам открытого конкурса о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: наличие у участника закупки лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1)
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) установлено, что государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Статьей 5 Закона о государственной тайне установлен Перечень сведений, составляющих государственную тайну. В указанный перечень схемы водоснабжения и водоотведения и их разработка не входит.
Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" определены сведения, отнесенные к государственной тайне. Пунктом 42.1 данного приказа к сведениям государственной тайны отнесены сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Согласно предварительной оценке численности населения на 1 января 2014 года и в среднем за 2013 год, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, а также в иных открытых источниках, население городского округа города Зеи составляет 24 082 человек. Таким образом, п. 42.1 Перечня в случае касающегося предмета открытого конкурса не подлежит применению.
В соответствии со статьей 9 Закона о государственной тайне отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. Статьей 8 Закона установлено, что степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений. Кроме этого, данной статьей определяются степени секретности.
В соответствии с п. 10 - 12 раздела II Приложения N 1 к письму Федеральной службы геодезии и картографии России от 25 марта 1996 г. N 3-02-670 данные (содержание) топографических, общегеографических, морских карт, картографической основы тематических карт, специальных (специализированных) и других карт и планов, оригиналов (съемочных, составительских, издательских) карт и планов, материалов аэрофотосъемки, телевизионной, инфракрасной, микроволновой, радиолокационной и других видов специальных аэросъемок, фотокарт, фотопланов в графическом, цифровом (электронном) и других видах, позволяющие определить назначение или местоположение режимного объекта являются секретными; топографические планы, фотопланы, фотосхемы территорий режимных объектов независимо от их масштабов, системы координат и покрываемой площади - являются секретными; топографические карты и планы, топографические карты шельфа или внутреннего водоема, планы городов и других поселений, фотопланы, фотокарты, издательские оригиналы указанных карт и планов (в том числе расчлененные по элементам содержания) масштабов 1:50000 и крупнее в системах координат 1942 г. и 1963 г. в графическом, цифровом (электронном) и других видах, а также любые специализированные и тематические карты и планы, создаваемые на их основе без отбора и обобщения информации являются секретными.
Таким образом, генеральный план поселения либо городского округа будет являться документом, содержащим в себе сведения, относящиеся к государственной тайне только в том случае, если топографические карты и планы, фотокарты масштабов 1:50000 и крупнее, выполненные в системах координат 1942 и 1963 года в графическом, цифровом (электронном) и других видах, а также в случае, если указанные планы и схемы отображают режимные объекты либо позволяют определить местоположение режимного объекта.
Согласно статье 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Из пункта 1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333, следует, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока.
Статьей 17 Закона о государственной тайне установлено, что передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом, до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Передача сведений, составляющих государственную тайну, необходимых для выполнения совместных и других работ, возможна лишь при наличии у них соответствующей лицензии, либо допуска. При этом, лицензия должна быть выдана на осуществление конкретного вида деятельности и устанавливать возможность осуществлять работы со сведениями определенной степени секретности.
Из наименования работ и состава документации не следует, что для их проведения необходимо наличие лицензии для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Таким образом, само по себе выполнение работ не предполагает наличие допуска к секретным сведениям.
Из конкурсной документации не следует, что Заказчиком Исполнителю работ будут передаваться источники информации, необходимые для выполнения работ, составляющих государственную тайну (включая топографические карты и планы, фотокарты масштабов 1:50000 и крупнее, выполненные в системах координат 1942 и 1963 года в графическом, цифровом (электронном) и других видах) и наделенных определенной степенью секретности.
Вместе с тем, устанавливая требование о наличии лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, уполномоченный орган не указал вид деятельности, на осуществление которой должна быть выдана лицензия, а также степень секретности.
При таких обстоятельствах, указание в конкурсной документации требования к участникам закупки о " наличии у участника закупки лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333" не связано с непосредственным выполнением работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения, а также не связано с предметом контракта, в связи с чем, является необоснованным и нарушающим ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" на действия уполномоченного органа - отдела муниципального заказа администрации города Зеи и муниципального заказчика - комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Зеи при размещении закупки путем открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения города Зеи Амурской области, объявленной извещением за N 0123300000214000120 от 30.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу ООО "Инновационно-внедренческий центр "Энергоактив" на действия уполномоченного органа - отдела муниципального заказа администрации города Зеи и муниципального заказчика - комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Зеи при размещении закупки путем открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения города Зеи Амурской области, объявленной извещением за N 0123300000214000120 от 30.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа - отдела муниципального заказа администрации города Зеи нарушение требований части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную ФСБ Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333.
3. Выдать уполномоченному органу и муниципальному заказчику предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системы.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: Н.В. Горячева
Члены комиссии: К.И. Осинцев
В.В. Лисица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 24 июня 2014 г. N ЖМ-82/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2014