Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 18 июня 2014 г. N 67
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного заказчика Клинцовская городская администрация (18.06.2014 года в адрес Брянского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие) и надлежащим образом уведомленного заявителя ООО "ГОЛОС",
рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО "ГОЛОС" на действия заказчика Клинцовская городская администрация при проведении конкурса с ограниченным участием на ремонт автомобильных дорог в г. Клинцы Брянской области N 0127300008114000028, установила:
15 мая 2014 года в единой информационной системе (на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на ремонт автомобильных дорог в г. Клинцы Брянской области N 0127300008114000028 (далее - конкурса) и конкурсная документация, утвержденная заместителем главы Клинцовской городской администрации
Контракт по итогам проведения рассматриваемого конкурса на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Заявитель ООО "ГОЛОС" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, который, во-первых, выбрал способ осуществления закупки, не соответствующий объекту закупки и ограничивающий количество участников закупки, во-вторых, установил требования о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к отдельным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство СРО) в то время как работы, являющиеся объектом закупки, не требуют наличия такого свидетельства, в-третьих, установил порядок оценки заявок на участие в конкурсе по нестоимостному критерию, противоречащий требованиям законодательства РФ о контрактной системе и не позволяющий объективно оценить предложение участника закупки.
Заказчик до рассмотрения жалобы представил в адрес Брянского УФАС России письменные возражения, в которых с доводами жалобы не согласился, и пояснил, что способ осуществления закупки выбран заказчиком в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), которые допускают осуществление закупки строительных работ для обеспечения муниципальных нужд на сумму более 50 миллионов рублей, что работы, включенные в смету, отнесены к видам работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, следовательно, требуют наличия свидетельства СРО у исполнителя, а также, что при установлении критерия "качественные характеристики объекта закупки" руководствовался положениями Закона о контрактной системе и Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085.
Изучив представленные документы, возражения заказчика, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Клинцовская городская администрация при проведении рассматриваемого конкурса не нарушены положения ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком правомерно выбран способ определения поставщика путем проведения открытого конкурса с ограниченным участием.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 г. N 396-ФЗ, действовавшей на момент размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru извещения о проведении конкурса), заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
При этом перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации") в п. 6 Перечня случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и(или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, содержит выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Группировка 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) "Работы строительные" включает в себя работы по ремонту автомобильных дорог, указанные в смете и являющиеся объектом рассматриваемой закупки. При этом осуществляется закупка для удовлетворения муниципальных нужд, а начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей и составляет 72363833,00 рублей. Следовательно, работы, являющиеся объектом закупки, включены в п. 6 Перечня случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и(или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, и заказчик вправе определять подрядчика путем проведения конкурса с ограниченным участием.
2. Заказчиком Клинцовская городская администрация при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены положения ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации, а также положения п. 10 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, согласно которым в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, поскольку требования указанных Правил предусматривают право заказчика в отношении нестоимостных критериев оценки установить показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, и разработать формулу оценки по таким показателям, однако не предусматривает обязанности заказчика устанавливать такие показатели.
3. Заказчиком Клинцовская городская администрация при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 31 ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, запрещающих устанавливать требования к участнику закупки, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена нормами Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком в требования к составу и содержанию заявки на участие в конкурсе (раздел 11 и раздел 16 Информационной карты конкурсной документации) включено требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО с допуском к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком: "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта". При этом в конкурсной документации установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а соответствие такому требованию определяется исходя из начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с нормами п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требования к участнику закупки, предусмотренные законодательством Российской Федерации к лицам, выполняющим работы, являющиеся объектом закупки. Однако работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не требуют наличия у подрядчика указанного свидетельства СРО.
В соответствии с положениями ч ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, а иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
При этом объектом осуществляемой закупки в соответствии со сметами, размещенными на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, являются работы по ремонту автомобильных дорог, не являющиеся ни работами по капитальному ремонту, ни работами по реконструкции, ни работами по строительству объекта капитального строительства. Следовательно, действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает требований к лицам, осуществляющим работы, являющиеся объектом закупки.
Таким образом, заказчик не вправе был устанавливать требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО.
Выявленные в действиях заказчика нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Единой комиссией заказчика Клинцовская городская администрация при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, согласно которым при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе, а также ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, только если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации, поскольку единая комиссия признала соответствующей заявку на участие в конкурсе единственного участника конкурса ООО "Клинцыагропромдорстрой", не соответствующего требованиям, установленным конкурсной документацией.
Заказчиком в требования к составу и содержанию заявки на участие в конкурсе (раздел 16 Информационной карты конкурсной документации) включено требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО с допуском к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком: "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта". При этом в конкурсной документации установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а соответствие такому требованию определяется исходя из начальной (максимальной) цены контракта.
Однако свидетельство СРО от 18 ноября 2010 года N 0122.02-2010.3241005770-С-059, представленное ООО "Клинцыагропромдорстрой" в составе второй части заявки на участие в конкурсе, содержит допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает 10 000 000 (Десять миллионов) рублей, в то время как начальная (максимальная) цена контракта составляет 72 363 833,00 (Семьдесят два миллиона триста шестьдесят три тысячи восемьсот тридцать три) рубля.
Согласно положениям ч. 6 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей, и три миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей. Следовательно, ООО "Клинцыагропромстрой" не имеет допуска к работам по контракту, начальная (максимальная) цена которого превышает шестьдесят миллионов рублей и составляет 72 363 833,00 (Семьдесят два миллиона триста шестьдесят три тысячи восемьсот тридцать три) рубля.
Таким образом, заявка ООО "Клинцыагропромдорстрой" не соответствует требованиям конкурсной документации.
Выявленные в действиях единой комиссии нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь чч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу участника закупки ООО "ГОЛОС" на действия заказчика на действия заказчика Клинцовская городская администрация при проведении конкурса с ограниченным участием на ремонт автомобильных дорог в г. Клинцы Брянской области N 0127300008114000028 обоснованной в части установление необоснованного требования к участнику закупки о наличии у него свидетельства СРО.
2. Признать заказчика Клинцовская городская администрация нарушившим требования п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе при проведении рассматриваемого конкурса.
3. Признать единую комиссию Клинцовской городской администрации нарушившей требования ч. 2 ст. 53, ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки.
4. Выдать заказчику Клинцовская городская администрация предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ о контрактной системе, в том числе об аннулировании конкурса.
5. Передать материалы рассмотрения жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 18 июня 2014 г. N 67
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2014