Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 9 июля 2014 г. N 5-2/155-14
Резолютивная часть решения вынесена 09.07.2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 14.07.2014 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Тур Л.Н. - председатель комиссии, государственный инспектор отдела контроля закупок
Васянович Ю.Р.- член комиссии, специалист-эксперт отдела закупок.
Жирнов А.А. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок,
рассмотрев жалобу ЗАО МТЦ "Северо-Запад" на действия Уполномоченного органа - Мэрии города Череповца, конкурсной комиссии при проведении процедуры конкурса с ограниченным участием на поставку мяса для муниципальных образовательных учреждений на 2 полугодие 2014 года (N 0130300000314000125), с участием представителей Уполномоченного органа (Мэрии города Череповца) - Радченко О.А. (по доверенности от 08.07.2014 г.) и Кириной А.А. (по доверенности от 08.07.2014), представителя Заявителя - генерального директора ЗАО МТЦ "Северо-Запад" Масловой Е.А. (по выписке из протокола N2 общего собрания акционеров от 14.04.2014), ИП Сараевой И.Г.
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступила жалоба от ЗАО МТЦ "Северо-Запад" на действия Уполномоченного органа - Мэрии города Череповца, конкурсной комиссии при проведении процедуры конкурса с ограниченным участием на поставку мяса для муниципальных образовательных учреждений на 2 полугодие 2014 года (N 0130300000314000125), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1. По мнению Заявителя, конкурсная комиссия признала победителем ИП Сараеву И.Г. с нарушением требований Закона о контрактной системе и требованиями документации. В своей заявке ИП Сараева И.Г. не представила информацию в части документов (сертификатов), за которые ей были присуждены баллы. По мнению заявителя, ни один из заявленных ИП Сараевой И.Г. производителей не имеет сертификат соответствия добровольной сертификации "Настоящий Вологодский Продукт".
2. По мнению Заявителя, конкурсная комиссия отклонила заявку ЗАО МТЦ "Северо-Запад" с нарушением требований Закона о контрактной системе и требованиями документации. В протоколе рассмотрения и оценки заявок от "20" июня 2014 года конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку ЗАО "Межрегиональный торговый центр "Северо-Запад" на основании ч.9 ст.37 по ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе.
Представители Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Комиссия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав представителей сторон, пришла к следующему выводу.
22.05.2014 г. Уполномоченный орган, на основании постановления Мэрии города Череповца от 22.04.2014 года N 2268 "Об определении поставщика для заключения контрактов на поставку мяса", разместил на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на поставку мяса для муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Череповца на 2 полугодие 2014 года (N 0130300000314000125).
Начальная (максимальная) цена контракта: 23 856 551, 00 руб.
"20" июня 2014 года был составлен протокол рассмотрения и оценки на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием на поставку мяса для муниципальных образовательных учреждений города Череповца на 2 полугодие 2014 года.
Согласно данному протоколу конкурсная комиссия приняла решение начислить ИП Сараевой И.Г. баллы за наличие действующего добровольного "Сертификата соответствия" системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт" и отклонить заявку ЗАО МТЦ "Северо-Запад" на основании ее не соответствия требованиям ч.9 ст.37 Закона о контрактной системе и п.п.9 п.21 раздела 1 "Информационной Карты" конкурсной документации.
1. В соответствии с Законом о контрактной системе ответственность за подлинность и достоверность информации и документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе несет участник конкурса. Обязанность по проверке достоверности представляемой участниками конкурса информации на конкурсную комиссию Законом о контрактной системе не возложена, но есть право. В соответствии с ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
На момент проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок, конкурсной комиссией факт недостоверности представленной ИП Сараевой И.Г. информации установлен не был. Доказательств в подтверждение и опровержение факта сертификации на заседании комиссии представлено не было. Таким образом, конкурсная комиссия при рассмотрении и оценки заявки ИП Сараевой И.Г. действовала в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба ЗАО МТЦ "Северо - Запад" признана необоснованной.
2. В соответствии с ч.9 ст.37 Закона о контрактной системе если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
ЗАО МТЦ "Северо-Запад" не представил заказчику обоснования предлагаемой цены контракта, предусмотренные ч.9 ст.37 Закона о контрактной системе и закрепленные требованиями документации. На основании п.п.9 п.21 раздела 1 "Информационной Карты", повторяющего требования ч.9 ст.37, Конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку ЗАО МТЦ "Северо-Запад", так как в силу закона должна была руководствоваться конкурсной документацией. Таким образом, конкурсная комиссия, при рассмотрении и оценке заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием на поставку мяса для муниципальных образовательных учреждений на 2 полугодие 2014 года, действовала в соответствии с требованиями конкурсной документации, утвержденной постановлением Мэрии горда Череповца от 22.042014 N 2268.
В данной части жалоба ЗАО МТЦ "Северо - Запад" также признана необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия по контролю в сфере закупок в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о закупках провела внеплановую проверку и выявила следующие нарушения.
1. Статьёй 37 Закона о контрактной системе предусмотрены антидемпинговые меры применяемые заказчиками при проведении конкурсов или аукционов. В силу ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
Согласно пп. 9 п. 20 Конкурсной документации "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе" участник конкурса, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить в составе заявки на участие в конкурсе обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса. Что относится к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки указано в ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, в случае если участники закупки предложили цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, Заказчик - организатор торгов имеет право требовать в составе заявок таких участников только документы, подтверждающие их добросовестность, указанные в ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе, требовать иные документы и информацию не допускается. Уполномоченный орган нарушил ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки и порядок оценки заявок. Оценка заявок определена статьей 32 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с разделом III конкурсной документации установлены два критерия: "Цена контракта" (значимость данного критерия составляет 70%. Коэффициент значимости равен 0,7) и "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость данного критерия составляет 30%. Коэффициент значимости равен 0,3) .
В отношении критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" предусмотрен показатель "качество товаров".
Лучшим условием исполнения контракта по показателю "качество товаров" является:
а) наличие у участника конкурса на товар, являющийся предметом лота, действующего добровольного "Сертификата соответствия" системы сертификации ГОСТ Р, выданного органом по сертификации продукции и услуг (подтверждается указанием в составе заявки информации о наличии действующего добровольного "Сертификата соответствия" системы сертификации ГОСТ Р, выданного органом по сертификации продукции и услуг).
б) наличие у участника конкурса на товар, являющийся предметом лота, действующего "Сертификата соответствия" системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт", выданного органом по сертификации продукции и услуг ООО "Вологодский центр сертификации" (подтверждается указанием в составе заявки информации о наличии действующего "Сертификата соответствия" системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт", выданного органом по сертификации продукции и услуг ООО "Вологодский центр сертификации").
Максимальное значение показателя - 100 баллов.
Минимальное значение показателя - 0 баллов.
Присуждение баллов по показателю осуществляется следующим образом:
При отсутствии у участника конкурса на товар, являющийся предметом лота, действующего добровольного "Сертификата соответствия" системы сертификации ГОСТ Р, выданного органом по сертификации продукции и услуг |
0 баллов |
При наличии у участника конкурса на товар, являющийся предметом лота, действующего добровольного "Сертификата соответствия" системы сертификации ГОСТ Р, выданного органом по сертификации продукции и услуг |
20 баллов |
| |
При отсутствии у участника конкурса на товар, являющийся предметом лота, действующего "Сертификата соответствия" системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт", выданного органом по сертификации продукции и услуг ООО "Вологодский центр сертификации" |
0 баллов |
При наличии у участника конкурса на товар, являющийся предметом лота, действующего "Сертификата соответствия" системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт", выданного органом по сертификации продукции и услуг ООО "Вологодский центр сертификации" |
80 баллов |
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по показателю.
Рейтинг заявки участника конкурса по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" определяется по результатам оценки заявки по данному критерию с учетом коэффициента значимости критерия (0,3).
20 июня 2014 года была произведена процедура рассмотрения и оценки заявок, составлен протокол. Согласно данному протоколу заявка ИП Сараевой И.Г. была признана соответствующей требованиям, установленным законодательством и конкурсной документацией. По критерию оценки заявок на участие в конкурсе "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" заявке Заявителя конкурсной комиссией было присвоено "80" баллов.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
На заседание комиссии представитель Уполномоченного органа представил заявку ИП Сараевой И.Г., согласно которой ИП Сараева И.Г. указывает возможность поставки товара, являющегося объектом закупки от четырех производителей, а именно: СПК "Сокольский мясокомбинат", ООО "Васильевский МПК", ИП Банкова В.А., ООО "Мега Мит".
Исходя из смысла конкурсной документации, участники закупки в своей заявке предлагают к поставке товар в полном объеме, указанном в конкурсной документации и указывают цену на данный товар. Оценка и сопоставление конкурсных заявок
осуществляется комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, установленном конкурсной документацией.
Таким образом, участники, указавшие в своей заявке наличие у них добровольных сертификатов соответствия системы сертификации ГОСТ Р и системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт", получают дополнительные баллы по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", что означает их готовность поставить товар высокого качества и в полном объеме от производителей, продукция которых имеет вышеуказанные сертификаты.
В случае если участник закупки предлагает к поставке товар от одного производителя и указывает наличие у него одного или нескольких сертификатов соответствия на продукцию данного производителя, то он получает дополнительные баллы. В случае, если участник закупки предлагает к поставке товар от нескольких производителей, то для получения дополнительных баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" ему необходимо указать наличие у него сертификатов на продукцию каждого из этих производителей.
Если участник закупки предлагает к поставке товар от нескольких производителей, и указывает в заявке о наличии у него одного или нескольких сертификатов соответствия на продукцию только части производителей, следовательно баллы по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" такому участнику даваться не должны, т.к. у комиссии нет полномочий частично оценивать представленные сертификаты. Утвержденной шкалой оценки это не предусмотрено.
В соответствии с требованиями конкурсной документации 80 баллов присваивается в том случае, если у участника закупки будет присутствовать действующий "Сертификат соответствия" системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт" на товар, являющийся предметом лота.
Поскольку в заявке ИП Сараевой И.Г. было указано четыре производителя, то и 80 баллов присваивается участнику закупки только в случае указания о наличии действующего "Сертификата соответствия" системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт" от всех производителей, указанных в заявке.
Комиссия по контролю в сфере закупок установила, что ИП Сараева И.Г. в своей заявке указала сведения о наличии действующего "Сертификата соответствия" системы добровольной сертификации "Настоящий Вологодский продукт", выданного органом по сертификации продукции и услуг ООО "Вологодский центр сертификации" только от СПК "Сокольский мясокомбинат".
Конкурсная комиссия при рассмотрении заявки ИП Сараевой И.Г. должна была руководствоваться требованиями, установленными в конкурсной документации.
Таким образом, конкурсная комиссия при оценке заявки Заявителя нарушила порядок оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, предусмотренный законодательством и конкурсной документацией.
Вместе с этим, Комиссией также установлено, что при исчислении баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется по результатам оценки по данному критерию с учетом коэффициента значимости критерия (0,3). В данном случае, конкурсная комиссия не применила данный коэффициент значимости при начислении баллов по данному критерию.
Таким образом, конкурсная комиссия нарушила ч. 3 и ч.5 ст. 53 Закона о контрактной системе, т.е нарушила порядок оценки заявок и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Комиссия по контролю в сфере закупок на основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 106, руководствуясь статьей 99 Закона о закупках, административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО МТЦ "Северо - Запад" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать конкурсную комиссию нарушившей ч. 3 и ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, Уполномоченный орган признать нарушившим ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
4.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии __________________ Л.Н.Тур Члены комиссии: ________________ Ю.Р. Васянович |
__________________ А.А. Жирнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 9 июля 2014 г. N 5-2/155-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2014