Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 4 июня 2014 г. N 595
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Сдельников А.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Чанчикова Е.А. |
- |
представителя ООО НИИ "Земля и город" (доверенность N14-2014 от 03.06.2014), |
- Шутиковой А.В. |
- |
представителя департамента по регулированию контрактной системы в сфере закупок Нижегородской области (доверенность N5 от 19.02.2014), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательского института "Земля и город" (далее также - ООО НИИ "Земля и город", заявитель) на действия конкурсной комиссии департамента по регулированию контрактной системы в сфере закупок Нижегородской области (далее также - конкурсная комиссия) при определении подрядчика путём проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО НИИ "Земля и город" на действия конкурсной комиссии департамента по регулированию контрактной системы в сфере закупок Нижегородской области при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в схему территориального планирования Нижегородской области, номер извещения 0132200004114000026 (далее также - открытый конкурс).
По мнению заявителя, конкурсная комиссия департамента по регулированию контрактной системы в сфере закупок Нижегородской области неправомерно отклонила заявку ООО НИИ "Земля и город", поданную на участие в открытом конкурсе, что противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представитель ООО НИИ "Земля и город" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России поддержал позицию и требования, изложенные в жалобе, в полном объёме.
Представитель департамента по регулированию контрактной системы в сфере закупок Нижегородской области на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласилась, факт нарушения требований Закона о контрактной системе не признала, считает жалобу ООО НИИ "Земля и город" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, пришла к следующим выводам.
1) 30.04.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в схему территориального планирования Нижегородской области и конкурсная документация.
Заказчиком данной закупки выступает департамент градостроительного развития территории Нижегородской области; уполномоченным органом - департамент по регулированию контрактной системы в сфере закупок Нижегородской области.
Предметом контракта является выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в схему территориального планирования Нижегородской области с начальной (максимальной) ценой контракта 5 010 680,00 рублей.
2) В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьёй 51 названного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по её заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно подпункту г) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, или копии таких документов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно подпункту 1.1 пункта 9 раздела I конкурсной документации в открытом конкурсе могут принимать участие юридические лица соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки:
- наличие действующей лицензии на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне" N5485-1 от 21.07.1993.
В силу подпункта 5 пункта 11 раздела I конкурсной документации заявка на участие в конкурсе включает документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе или копии таких документов:
- копия действующей лицензии на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне" N5485-1 от 21.07.1993.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Закон о контрактной системе не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. В конкурсной документации также не установлен запрет на выполнение работ силами субподрядчиков.
Из изложенного следует, что установление в конкурсной документации требования о наличии у участника закупки лицензии ФСБ является излишним, поскольку хозяйствующие субъекты, не имеющие названной лицензии, но предполагающие привлечь на субподряд лиц, у которых есть такая лицензия не смогут принять участие в рассматриваемом конкурсе. Данный факт подтверждается, в том числе, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2013 N13844/12.
Таким образом, разработав конкурсную документацию подобным образом, уполномоченный орган и заказчик нарушили положения части 1 статьи 31, части 1 статьи 50 и части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3) 22.05.2014 состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Результаты указанной процедуры зафиксированы в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе N0132200004114000026-1 от 22.05.2014. Согласно данному протоколу для участия в открытом конкурсе подали заявки ООО "Финансовый и организационный консалтинг", ООО Научно-проектный институт пространственного планирования "ЭНКО", ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" и МП г. Н.Новгорода "Институт развития города НижегородгражданНИИпроект".
4) 23.05.2014 состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, результаты которой зафиксированы в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N0132200004114000026-3 от 23.05.2014.
В соответствии с протоколом N0132200004114000026-3 от 23.05.2014 конкурсная комиссия уполномоченного органа отклонила заявку ООО НИИ "Земля и город", остальные участники закупки, подавшие заявки на участие в конкурсе, допущены к участию в открытом конкурсе.
Победителем открытого конкурса признано ООО "Финансовый и организационный консалтинг", набравшее 90,51 балла.
Обществу с ограниченной ответственностью Научно-исследовательскому институту "Земля и город" отказано в допуске к участию в открытом конкурсе на основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе:
- заявка не соответствует требованиям, указанным в пунктах 9, 11 раздела I конкурсной документации (участником в составе заявки представлена копия действующей лицензии на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну на иное юридическое лицо, не являющееся участником закупки).
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший её, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как установлено одним из требований конкурсной документации является представление в конкурсной заявке копии действующей лицензии на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне" N5485-1 от 21.07.1993.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в конкурсной заявке ООО НИИ "Земля и город" в качестве документов, подтверждающих соответствие требованиям, предъявляемым согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки представлены: копия Договора субподряда на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, от 09.04.2013 с ЗАО "Энергопромресурс", а также нотариально заверенная копия лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной ЗАО "Энергопромресурс" Управлением Федеральной службы безопасности России по Нижегородской области (N1394 от 01.10.2012, серия ГТ N0028522), что не соответствует требованиям конкурсной документации.
Из изложенного следует, что отклонив заявку ООО НИИ "Земля и город", конкурсная комиссия требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок не нарушила, так как она руководствовалась положениями конкурсной документации.
В связи с этим жалоба заявителя признаётся необоснованной.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать уполномоченному органу, заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные уполномоченным органом и заказчиком нарушения части 1 статьи 31, части 1 статьи 50 и части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе являются существенными и повлияли на результаты определения подрядчика. Вместе с тем с целью своевременного осуществления закупки указанные нарушения могут быть устранены на стадии рассмотрения и оценки конкурсных заявок, что свидетельствует о необходимости в выдаче конкурсной комиссии соответствующего предписания.
Руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательского института "Земля и город" на действия конкурсной комиссии департамента по регулированию контрактной системы в сфере закупок Нижегородской области при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в схему территориального планирования Нижегородской области, номер извещения 0132200004114000026, необоснованной.
2. Признать департамент по регулированию контрактной системы в сфере закупок Нижегородской области и департамент градостроительного развития территории Нижегородской области нарушившими положения части 1 статьи 31, части 1 статьи 50 и части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание уполномоченному органу и заказчику не выдавать в связи с возможностью устранения нарушений конкурсной комиссией департамента по регулированию контрактной системы в сфере закупок Нижегородской области
4. Выдать конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений, допущенных уполномоченным органом и заказчиком.
5. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Д.В. Рыжов
А.В. Сдельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 4 июня 2014 г. N 595
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2014