Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 июня 2014 г. N 1110
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии<_>,
при участии представителя заказчика - директора Муниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Ольхонского районного муниципального образования" <_> (действующего на основании прав по должности); в отсутствии представителей заявителя - Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,
рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее - Общественная организация, заявитель) на положения документации о конкурсе с ограниченным участием на строительство "под ключ" универсального спортивного комплекса в с. Еланцы Ольхонского района (реестровый N0334300260914000013) (далее - документация о конкурсе с ограниченным участием), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
06.06.2014 г. в адрес Иркутского УФАС России поступила жалоба Общественной организации. Доводы заявителя сводятся к неправомерному выбору способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Также заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно было произведено объединение в один предмет закупки строительных работ и поставки медицинской мебели и мебели общего назначения, торгово-технологического оборудования и инвентаря, компьютерной техники, технологически и функционально не связанных с объектом строительства.
Заказчиком - Муниципальным бюджетным учреждением "Управление капитального строительства Ольхонского районного муниципального образования" (далее - Заказчик, Учреждение) представлено письменное возражение на жалобу Общественной организации, в соответствии с которыми указывают, что документация о конкурсе с ограниченным участием подготавливалась до выхода разъяснения Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 21.02.2014 г. NN3422-ЕЕ/Д28и. После поступления жалобы Заказчиком было принято решение об отмене определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав все имеющиеся материалы, доводы жалобы Общественной организации, возражения Заказчика установила следующее.
15.05.2014 г. на общероссийском официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием N0334300260914000013, а также документация о конкурсе с ограниченным участием на строительство "под ключ" универсального спортивного комплекса в с. Еланцы Ольхонского района с приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации о конкурсе с ограниченным участием.
В ч.2 ст.56 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, а именно:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Перечень).
В соответствии с пунктом 6 Перечня, в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки указанных работ путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов.
Таким образом, для осуществления заказчиками закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие следующих условий:
1) объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку;
2) начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что предметом закупки является строительство "под ключ" универсального спортивного комплекса в с. Еланцы Ольхонского района; начальная (максимальная) цена контракта составила 124 348 020,00 рублей, исходя из чего следует, что у Заказчика в данном случае отсутствуют правовые основания для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения ч.2 ст.56 Закона о контрактной системе; о том, что доводы жалобы заявителя в данной части являются обоснованными.
Довод заявителя о неправомерном объединении в один предмет закупки строительных работ и поставки медицинской мебели и мебели общего назначения, торгово-технологического оборудования и инвентаря, компьютерной техники, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, Комиссия Иркутского УФАС России находит необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Описание в документации о закупке объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что предметом конкурса с ограниченным участием являлось выполнение комплекса работ способом "под ключ".
В соответствии с Приложением 9 к приказу Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" к дополнительным работам, производимым при капитальном ремонте здания и объектов, отнесена замена существующего и установка нового технологического оборудования в зданиях коммунального и социально-культурного назначения.
Согласно пункту 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Государственного строительного комитета СССР от 10.11.1989 г. N 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Пунктом 2 Приложения к вышеуказанному Положению предусмотрено, что в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ, осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию, Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. N 15/1 утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.
Так, в пункте 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации указано, что в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря и прочие затраты.
Локальным сметным расчетом N02-01-09 предусмотрено приобретение оборудования, мебели и инвентаря.
В ст.6 Закона о контрактной системе определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из положений данной нормы следует, что вышеназванные принципы должны соблюдаться в равной степени, в связи с чем, закупка должна проводиться не только для обеспечения наибольшего количества участников закупки (обеспечения конкуренции), но и для выявления в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности осуществления закупок, стимулирования инноваций и пр.
Объединение работ по строительству универсального спортивного комплекса и поставке необходимого оборудования, мебели и инвентаря позволит обеспечить не только быстрое и качественное их выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства.
В рассматриваемом случае имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению оборудования, мебели и инвентаря, а также усматривается единая цель закупки (ввиду очевидных потребностей заказчика) - создание и приведение соответствующих помещений в состояние, пригодное для занятий спортом в целях развития физической культуры.
Таким образом, Заказчиком при включении в документацию о конкурсе с ограниченным участием на строительство "под ключ" универсального спортивного комплекса в с. Еланцы Ольхонского района помимо работ по строительству, также услуг по приобретению оборудования, мебели и инвентаря, не нарушены требования Закона о контрактной системе.
Комиссией Иркутского УФАС России принято решение не выдавать Заказчику предписание об устранении нарушений ч.2 ст.56 Закона о контрактной системе, поскольку, по информации, размещенной на официальном сайте 11.06.2014 г. Заказчиком опубликовано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем, выдача предписания не целесообразна.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.56 Закона о контрактной системе.
3. Копии решения направить сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 июня 2014 г. N 1110
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2014