Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 июня 2014 г. N КС-136/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы поКалининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.А. Дорофеевой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России |
|
И.П. Зуевой |
ведущего специалиста-экспертаотдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием |
|
|
представителей: администрации муниципального образования "Гусевский городской округ":
|
Волдайкина С.В.
Трус Ю.С. |
по доверенности N 4037 от 17.06.2014; по доверенности N 4036 от 17.06.2014; |
в отсутствие Д.В. Кобрякова, уведомленного надлежащим образомо времени и месте рассмотрения жалобы;
рассмотрев жалобу Д.В. Кобрякова(далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" (далее - Заказчик)при проведении открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0135300013214000110) на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Межпоселковые газопроводы высокого давления с установкой ШРП п. Фурманово, Первомайское, Брянское, Северный Гусевского района -1,2,3 очереди"(далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 10.06.2014 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Документация oб Аукционе была опубликована Заказчиком 30.05.14 не в полном составе, а именно отсутствовал проект по объекту закупки.
06.06.2014 в 19:13 (по московскому времени) документацияоб Аукционе была дополнена и опубликована Заказчиком в новой редакции, при этом не была изменена дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено право участника электронного аукциона, получившего аккредитацию на электронной площадке направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений документации обэлектронном аукционе.
В ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что укачанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. То есть после размещения изменений у участников аукциона не осталось времени.
Таким образом, Заказчик лишил потенциальных участников Аукциона возможности подать запрос на разъяснения обширно изменившейся аукционной документации и получить необходимые разъяснения, чем ограничил число участников и создал дискриминационные условии.
Заказчиком даны следующие пояснения
по сути жалобы Заявителя
Заказчик считает жалобу необоснованной по следующим основаниям:
03 мая 2014 года администрацией муниципального образования "Гусевский городской округ" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0135300013214000110 и документация открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Межпоселковые газопроводы высокого давления с установкой ШРП п. Фурманово, Первомайское, Брянское, СеверныйГусевского района - 1,2,3 очереди".
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе: "Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок па участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чемсемь дней".
Заказчик внес изменения в извещение о проведении Аукциона 06.06.2014, не продляя при этом срок окончания подачи заявок (до 16.06.2014 11 часов 00 минут), так как до окончания подачи заявок оставалось 10 дней.
В связи с тем, что закупочная процедура была объявлена 30.05.2014 и, соответственно, должна проводиться и завершаться с применением действующей на момент возникновения отношений редакции Закона о контрактной системе. В противном случае, все закупочные процедуры, (а не только рассматриваемая в данном заседании), объявленные до 04.06.2014 должны были бы претерпеть соответствующие изменения в части продления сроков проведения. Более того, в Законе о контрактной системе нет прямого указания на применение новой редакции Закона к отношениям, возникшим до введения его в действие.
Попытка рассматривать и применять новую редакцию Закона о контрактной системе ни к отношениям в целом - электронному аукциону, как к единой совокупности его составных частей, а только к одной его составной части - внесению изменений в извещение о проведении электронного аукциона не является правильной. Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона самостоятельно, без объявления проведения электронного аукциона, существовать не может. Поэтому рассматривать внесение изменений и извещение о проведении электронного, как самостоятельное (отдельное) отношение недопустимо. Оно имеет смысл лишь при рассмотрении электронного аукциона как единого комплекса состоящего из нескольких отношений.
Такая позиция подтверждается в Письме Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения законодательства Российской Федерации в отношении торгов, запроса котировок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года".
При публикации Заказчиком изменений 06.06.2014 официальный сайт никаких предупреждающих сообщений не выдавал. Внесенные изменения были опубликованы со сроками, предусмотренными в редакцииЗакона о контрактной системе, действовавшей на момент публикации извещения.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
03 мая 2014 года Заказчиком в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0135300013214000110 и документация открытого аукциона в электронной форме па право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Межпоселковые газопроводы высокого давления с установкой ШРП п. Фурманово, Первомайское, Брянское, Северный Гусевского района - 1,2,3 очереди".
Начальная (максимальная) цена контракта - 114979490,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
Федеральнымзаконом от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Федеральныйзаконот 04.06.2014 N 140-ФЗ)внесены изменения в Закон о контрактной системе, в том числе увеличен срок подачи заявок на участие в аукционе, в случае принятия заказчикомрешения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.
Так, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ):"Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ- законвступает в силу со дня его официального опубликования, изъятия по порядку вступления, установленные ст. 114 данного закона,на положения ст. 65 не распространяются. Официальная публикация Закона произведена на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.06.2014.
По рассмотрению материалов дела, Комиссией установлено, чтовнесение изменений в документацию обАукционе осуществлено Заказчиком 06.06.2014, то есть через два дня после официального вступления в силу Закона N 140-ФЗ. Комиссией также установлено, что внеся изменения в документацию об Аукционе, Заказчик установил срок окончания подачи заявок до 16.06.2014 и, следовательно, срок с момента публикации Заказчиком изменений до окончания подачи заявок составил 10 дней вместо предусмотренных действующей нормой ч. 6 ст. 65 Закона 15 дней (срок окончания подачи заявок должен был быть установлен до 21.06.2014).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Д.В. Кобрякова о нарушении Заказчикомтребованийч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки Комиссией выявлено следующее:
- 09.06.2014 Заказчиком получен запрос разъяснений N 349617:"ГОСТ 8736 распространяется на песок с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см3. Требования заказчика к технической характеристике песка, а именно: "в качестве мелких заполнителей для бетонов должен использоваться песок со средней плотностью зерен от не менее 2000 до не более 3000 г/см3, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 8736" не соответствует требованиям ГОСТ 8736. Просим разъяснить данное несоответствие и внести изменения в Аукционную документацию".
Заказчиком 11.06.2014 опубликовано разъяснение следующего содержания: "При определении соответствия показателей данное требование учитываться не будет".
- Пункт 5 Приложения к документации об Аукционе "Требования к товарам, используемым при выполнении работ по строительству объекта "Межпоселковые газопроводы высокого давления с установкой ШРП п. Фурманово, Первомайское, Брянское, Северный Гусевского района - 1,2,3 очереди" содержит следующее требование к товару: "Трубы не должны быть токсичны, взрывобезопасны".
По существу данного требования 10.06.2014 Заказчиком получен запрос разъяснений N 350357 следующего характера: ""Трубы не должны быть токсичны, взрывобезопасны". Вероятно, Заказчик имел ввиду: "трубы не должны быть токсичны, должны быть взрывобезопасны"? Просим разъяснить данное несоответствие и внести изменения в Аукционную документацию".
11.06.2014 Заказчиком даны следующие разъяснения: "Указанная, в запросе на разъяснение формулировка требований была приведена Заказчиком из их технического описания, Кроме того просим, при анализе требований и подготовке положений по конкретным показателям учитывать смысл всего описания, а не отдельных частей. В данном случае, по общему смыслу, идет речь о том, что изделия должны быть безопасны по всем параметрам".
Комиссия считает, что указанные разъясненияположений документации об Аукционе, опубликованные Заказчиком11.06.2014, изменяют суть документации о закупке и нарушают требования чч. 5 и 6 ст. 65 Закона о контрактной системе по следующим основаниям.
Частью 5 ст. 65 Закона о контрактной системе установлен запрет на дачу разъяснений документацииизменяющих ее суть в результате таковых.
В результате разъяснений Заказчика, фактически отменено требование к товару (песку) о его соответствии действующему стандарту, а также изменены качественные характеристики используемого при выполнении работ товара (трубы), в части их безопасности/небезопасности.
Порядок внесения изменений в документацию об Аукционе определен ч. 6 ст. 65 Закона, согласно данному порядку Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе с продлением срока подачи заявок на участие в таком аукционене менее чем на пятнадцать дней.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу о неисполнении данных требований Закона Заказчиком.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуД.В. Кобряковаобоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившимчасти 5 и 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС РоссииЮ.А. Дорофееву.
5. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
Председатель Комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
Ю.А. Дорофеева
И.П.Зуева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 июня 2014 г. N КС-136/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2014