Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28 мая 2014 г. N КС-117/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.А. Дорофеевой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России |
|
И.П. Зуевой |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием: |
|
|
Представителей: администрации муниципального образования "Нестеровский район" ООО Предприятие "Метан" |
Клочко А. В. Ровнова А. В.Есиковой Т.Г.
Баранова А.А.
|
по доверенности N 14 от 21.04.2014 по доверенности N 17 от 29.04.2014 по доверенности N 19 от 20.05.2014
по доверенности б/н от 20.05.2014
|
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью Предприятие "Метан"(далее - Заявитель, ООО Предприятие "Метан")на действия Администрации муниципального образования "Нестеровский район"(далее -Заказчик)при проведении конкурса с ограниченным участием (извещение N 0135300002914000009) по выбору генерального подрядчика на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту "Строительство газопровода высокого давления от АГРС г. Гусева до г. Нестерова с установкой ШРП в пос. Дивное и пос. Петровское, с точкой подключения в районе пос. Первомайское Гусевского района" (далее - Конкурс), и в результате внеплановой проверки, проведенной соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 22.05.2014 поступила жалоба Заявителя на действияЗаказчикав части принятия неправомерного, по мнению Заявителя, решения об отказе от проведения Конкурса.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель в установленные Законом о контрактной системе сроки подал заявку на участие в Конкурсе.
06.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Заказчиком по результатам вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе был опубликован протокол N 1-2ОК-013530000291400009 от 06.05.2014. В соответствии с вышеуказанным протоколом ООО Предприятие "Метан" представило все предусмотренные документацией о Конкурсе документы и предложило самую низкую цену контракта (98 000 000,00 рублей).
14.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Заказчиком было опубликовано извещение об отмене проведения конкурса с ограниченным участием (извещение N 0135300002914000009) по выбору генерального подрядчика на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту "Строительство газопровода высокого давления от АГРС г. Гусева до г. Нестерова с установкой ШРП в пос. Дивное и пос. Петровское, с точкой подключения в районе пос. Первомайское Гусевского района".
Заявитель считает данную отмену определения поставщика (подрядчика, исполнителя) неправомерной, поскольку она была осуществлена Заказчиком после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Заказчикомданы следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
28 марта 2014 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещены извещение N 0135300002914000009и документация о Конкурсе.
Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя) проведена Заказчиком на основании постановления главы администрации муниципального образования "Нестеровский район" N 451 от 14.05.2014 по обстоятельствам, не позволяющим проводить работы по конкурсу, а именно:
- отсутствие у Заказчика согласия всех правообладателей земельных участков, по которым должен пройти газопровод высокого давления (ООО "Агро-Нова", ООО "Аграрная инвестиционная компания"), в общем количестве 15 земельных участков;
- отсутствие разрешения на строительство газопровода, выдаваемого в соответствии с Градостроительным законодательством РФ, Правительством калининградской области.
В связи с вышеизложеннымвозникли обстоятельства непреодолимой силы, вследствие чего Заказчиком 14.05.2014 было принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К таким обстоятельствам относятся все обстоятельства, которые не позволяют Заказчику выполнить условия муниципального контракта в установленный срок и могут повлечь для Заказчика наступление ответственности перед Поставщиком.
Начало выполнения Работ по контракту на выполнение работ по объекту "Строительство газопровода высокого давления от АГРС г. Гусева до г. Нестерова с установкой ШРП в пос. Дивное и пос. Петровское, с точкой подключения в районе пос. Первомайское Гусевского района" (далее - Контракт): в течение 14 рабочих дней с датыего заключения.
В соответствии с п. 4.1.2. Контракта Заказчик обязан в течение 2 дней с момента подписания Контракта передать Заказчику-застройщику, Генеральному подрядчику необходимую в соответствии с действующим законодательством для выполнения работ документацию, с оформлением в установленном порядке акта приема-передачи:- прошедшую экспертизу и утвержденную в установленном порядке проектную и рабочую документацию, включая смету на строительство, согласованную с заинтересованными службами;
- разрешение на выполнение Работ на Объекте.
Согласно п. 4.1.11 Контракта Заказчик обязанполучить и предоставить разрешения и согласования в прохождении газопровода у владельцев земельных участков, ГИБДД и местных коммунальных службах города.
В случае неисполнения Контракта в соответствии с п. 9.2.1 Заказчик будет вынужден ежедневно уплачивать подрядчику пени в сумме 24500,00 рублей (98000000,00 рублей х7,5%х1/300), итого в течение 1 -го месяца - 735000,00 рублей. Указанные финансовые средства не предусмотрены в бюджете муниципального образования.
В соответствии сизложеннымвыше для Заказчика отсутствие разрешительных документов на строительство газопровода является обстоятельствами непреодолимой силы, не зависящими от действий Заказчика.
В связи с изложенным администрация МО "Нестеровский район" считает жалобу ОООПредприятие "Метан" не обоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
28 марта 2014 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупки на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение N 0135300002914000009 и документация о Конкурсе по выбору генерального подрядчика на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту "Строительство газопровода высокого давления от АГРС г. Гусева до г. Нестерова с установкой ШРП в пос. Дивное и пос. Петровское, с точкой подключения в районе пос. Первомайское Гусевского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 117 241 440,00 рублей.
06.05.2014 Единой комиссией Заказчика по определению поставщика при закупке товара, работы, услуги проведена процедура вскрытия конвертов с заявками, поданными на участие в Конкурсе.
Согласно протоколу N 1-2ОК-013530000291400009 от 06.05.2014, опубликованному Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, заявки на участие поданы 9 хозяйствующими субъектами, включая Заявителя по настоящей жалобе.
14.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Заказчиком было опубликовано извещение об отмене проведения Конкурса.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системеЗаказчику предоставлено право отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. При этом, Законодателем установлен прямой запрет на осуществление процедуры вскрытия конвертов с заявками участников закупки, либо открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам по размещению в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. ст. 36 Закона о контрактной системе по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 данной статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с нормой ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств и т.п..
Часть 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ предусматривает отсутствие вины лица не исполнившего обязательство в случае, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В ходе рассмотрения жалобы, Заказчиком не представлено доказательств соблюдения им требований ч. 1 ст. 401 ГК РФ до момента публикации (28 марта 2014 года) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения N 0135300002914000009 и документации о Конкурсе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств совершения всех необходимых действий до момента вскрытия конвертов и отмены Конкурса (то есть на 06.05.2014 и на 14.05.2014) по получению:
- согласия всех правообладателей земельных участков, по которым должен пройти газопровод высокого давления (ООО "Агро-Нова", ООО "Аграрная инвестиционная компания"),
- разрешения на строительство газопровода.
Статья 1 Закона предусматривает обязательность планирования закупок товаров работ, услуг; ст.6установлены принципы контрактной системы в сфере закупок к коим отнесен и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контрактной системе законодатель запрещает заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, комиссиям по осуществлению закупок, членам таких комиссий, участникам совершениезакупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводящим к ограничению конкуренции.
Статья 13 Закона определяет цели осуществления закупок, в частности для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Обязанность обосновать необходимость закупки закреплена в ст. 18 Закона о контрактной системе и указывает на момент, когда такое обоснование должно быть произведено.
В соответствии с нормой ч. 1 ст. 18:"обоснование закупки осуществляетсязаказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок".
Части 2 и 3 ст. 18 указывает на элементы закупки, подлежащие обоснованию:
- объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
- начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не обеспечено соблюдение требований Гражданского Кодекса РФ по обеспечению необходимой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась как на момент включения закупки в план-график, так и на момент публикации извещения о проведении закупки и дату ее отмены, что в свою очередь привело к нарушению требований чч. 1 и 2 ст. 36 Закона о контрактной системе сроков.
В заседании комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОООПредприятие "Метан"обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрации муниципального образования "Нестеровский район" (238010 Калининградская обл. г. Нестеров, ул. Черняховского, 20 ИНН 3920000800)нарушившим чч. 1,2 ст. 36 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, в связи с отменой определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
Ю.А. Дорофеева
И.П. Зуева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28 мая 2014 г. N КС-117/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2014