Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 20 июня 2014 г. N 124/03-14-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя управления ФАС по Кировской области;
Членов комиссии:
Фуфачевой И.Н. - начальника отдела КЗ Кировского УФАС;
Фокиной Т.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС;
в присутствии:
Новоселова В.Б. - представителя КОГБУ "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования" по доверенности;
рассмотрев жалобу Потапова И.П. на действия заказчика - КОГБУ "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования" при проведении открытого конкурса на разработку автоматизированного кадастра особо охраняемых природных территорий Кировской области (номер извещения N 0340200011114000086),
У С Т А Н О В И Л А:
11.06.2014 года в Кировское УФАС поступила жалоба Потапова И.П. (далее также - заявитель) на действия заказчика - КОГБУ "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования" при проведении открытого конкурса на разработку автоматизированного кадастра особо охраняемых природных территорий Кировской области (номер извещения N 0340200011114000086).
Заявитель указывает в жалобе, что документацией конкурса предусмотрено требование о наличии лицензии на проведение геодезической и картографической деятельности и требуется предоставить копию лицензии, вместе с тем, заявитель указывает, что такие требования приводят к ограничению конкуренции, поскольку лицензирование геодезической и картографической деятельности не предусмотрено законом. Кроме того, заявитель указывает, что установленный заказчиком критерий оценки заявок приводит к нарушению закона, поскольку требуемый опыт работы не связан с предметом контракта. Также заявитель указывает на необоснованное требование выполнения работ на основе "Геопортала Кировской области" без возможности использования эквивалента, указывает на нарушение порядка разъяснений документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) заявителю и заказчику направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы, у заказчика запрошены надлежащим образом заверенные копии извещения о проведении конкурса, документации конкурса, заявок участников, протоколов конкурса, пояснения по существу жалобы.
На основании ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе заказчику направлено требование приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Заказчик представил запрашиваемые документы и пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
В своих пояснениях КОГБУ "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования" указало, что согласно пунктам 18, 26 Порядка ведения кадастра ООПТ кадастровое дело должно содержать выкопировку из географической карты М 1:200000 либо из картографического материала более крупного масштаба (в зависимости от размеров ООПТ) с нанесенными границами ООПТ. Поскольку государственный кадастр ООПТ является государственным информационным ресурсом, представление лицензии на проведение геодезической и картографической деятельности является обязательным требованием, предъявляемым к участникам открытого конкурса. Кроме того, полученные данные будут использоваться при ведении географических информационных систем Кировской области (ГИС Кировской области, Геопортал Кировской области), что в свою очередь в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.2011 N 1016 является видом геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение, включенных в состав лицензируемых видов деятельности. В связи с изложенным, опыт работы исполнителя имеет непосредственное отношение к предмету контракта. Заказчик указывает, что понятие "Геопортал Кировской области" является синонимом понятия "ГИС Кировской области". Запрос на разъяснение документации был направлен в установленные сроки.
На заседании комиссии до начала рассмотрения жалобы объявлено о проведении внеплановой проверки на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы, комиссия приходит к следующим выводам.
23.05.2014 года заказчиком КОГБУ "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования" на официальном сайте закупок (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на разработку автоматизированного кадастра особо охраняемых природных территорий Кировской области (0340200011114000086).
Заказчиком установлено, что объект закупки с наименованием "Разработка автоматизированного кадастра ООПТ" в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) имеет код 72.22.12.110 - "Услуги по разработке программных средств, удовлетворяющих требованиям конкретного заказчика".
В составе документации также утверждено техническое задание, которое предполагает, что для непосредственного ведения Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий и обеспечения централизации, хранения, наполнения и предоставления в пользование через Интернет разнородной пространственной и семантической информации о природных комплексах и объектах Кировской области, взятых под охрану, предусмотрено создание WEB/ГИС ресурса. Цель создания ресурса - реализация на территории Кировской области "Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года". Состав работ указан в техническом задании и включает в себя работы от анализа текущей функциональности и структуры всех баз данных до текущего сопровождения ресурса.
Пунктом 6 Информационной карты (Раздел 2 документации конкурса) предусмотрено требование к участникам закупки о предоставлении "лицензии на проведение геодезической".
Пунктом 14 формы описи документов, предоставляемых для участия в конкурсе (форма 3.1) Раздела 3 Конкурсной документации предъявляется требование о предоставлении участниками закупки копии лицензии на проведение геодезической и картографической деятельности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов (п. г) ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе).
Как следует из документации и технического задания, являющегося ее частью, объектом закупки является разработка автоматизированного кадастра особо охраняемых природных территорий Кировской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии входят геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" к геодезическим и картографическим работам федерального назначения относится создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения.
Таким образом, заказчик обязан был в документации установить требование о наличии у участника закупки лицензии на геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
Вместе с тем, пунктами 42 и 43 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утратил силу) в лицензируемым видам деятельности относились 42) геодезическая деятельность, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 43) картографическая деятельность, за исключением картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
При этом, в соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.
Учитывая указанное выше описание объекта закупки, его назначение и предполагаемое использование комиссия УФАС приходит к выводу, что в данном случае потребностью заказчика является именно создание и ведение географической информационной системы регионального назначения, следовательно, комиссия УФАС считает допустимым в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установление требования к участникам о наличии у них лицензии на проведение геодезической и картографической деятельности, поскольку участники, имеющие такие лицензии, в соответствии с положениями ч. 4 ст. 22 Закона о контрактной системе вправе выполнять работы, предусмотренные объектом закупки.
Таким образом, доводы заявителя о неправомерности установления в документации требований о наличии таких лицензий не обоснованны.
Вместе с тем, комиссия считает обоснованными доводы заявителя о том, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заказчик обязан был установить требование о наличии у участников закупки лицензии на геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства). Отсутствие требования о наличии такой лицензии, ограничивает соответствующих хозяйствующих субъектов в допуске к видам работ, являющимся объектом закупки, и является со стороны заказчика нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Относительно критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе комиссия также приходит к следующим выводам.
Пунктом 10.2 Информационной карты (Раздел 2 Конкурсной документации) установлен критерий оценки "Квалификация участников закупки", который подтверждается наличием у участников закупки опыта проведения работ в сфере проведения землеустройства и подготовке землеустроительной документации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Анализ технического задания и документации конкурса не свидетельствует о необходимости выполнения исполнителем работ в сфере проведения землеустройства и подготовке землеустроительной документации. Данные работы с работами, которые образуют объект закупки, относятся к разным кодам общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002).
Как следует из Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" данная деятельность образует самостоятельный вид деятельности хозяйствующих субъектов и не является составной частью картографических и геодезических работ.
Таким образом, заказчиком при установлении критерия о наличии опыта по выполнению работ, не связанных с предметом контракта, нарушены требования п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Анализ разъяснений положений конкурсной документации от 09.06.2014 года N РД1, опубликованный заказчиком, подтвердил, что разъяснения не содержат предмета запроса, что является нарушением ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Относительно доводов заявителя о нарушении заказчиком требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в связи с указанием в документации словосочетания "Геопортал Кировской области" комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений законодательства со стороны заказчика.
Как следует из п. 3 технического задания конкурсной документации заказчиком дано следующее определение термина: "WEB/ГИС - ГИС, полностью интегрированная в WEB, при сохранении всех ее свойств и функций. (Термин "геопортал", является синонимом)", то есть понятие "Геопортал Кировской области" является синонимом понятия "ГИС Кировской области". Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в документации конкурса заказчик разъяснил, что для выполнения работ не требуется производство их на основе какой-либо имеющейся программы, в том числе зарегистрированной Роспатентом программы для ЭВМ с правообладателем в лице ОАО "Кирвогипрозем".
При проведении внеплановой проверки иных нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что устранение выявленных нарушений законодательства о контрактной системе возможно путем выдачи предписания комиссии заказчика об отмене протоколов конкурса, а заказчику - об аннулировании открытого конкурса.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Потапова И.П. на действия заказчика - КОГБУ "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования" при проведении открытого конкурса на разработку автоматизированного кадастра особо охраняемых природных территорий Кировской области (номер извещения N 0340200011114000086), частично обоснованной в связи с нарушением заказчиком требований п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 4 ч. 1 ст. 32, ч. 8 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при утверждении конкурсной документации и разъяснении положений конкурсной документации.
2. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель комиссии А.В. Молчанов
Члены комиссии И.Н. Фуфачева
Т.Н. Фокина
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 20 июня 2014 г. N 124/03-14-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2014