Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 3 июня 2014 г. N 103/03-14-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя управления;
Членов комиссии:
Фуфачевой И.Н. - начальника отдела;
Панкратовой В.Д. - специалиста 1 разряда отдела КЗ;
в присутствии:
Л. - директора ООО "Чепецкое",
Н. - представителя ООО "Чепецкое" по доверенности от 02.06.2014 г.,
И. - представителя ОАО "Оричевская передвижная механизированная колонна N 1" по доверенности от 02.06.2014 г.,
А. - представителя администрации Вятскополянского района по доверенности от 30.05.2014 г. N 1186-01-01-18;
В. - представителя администрации Вятскополянского района по доверенности от 30.05.2014 г. N 1186-01-01-18;
Е. - представителя администрации Вятскополянского района по доверенности от 30.05.2014 г. N 1186-01-01-18;
рассмотрев жалобу ООО "Чепецкое",
У С Т А Н О В И Л А
27.05.2014 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Чепецкое" (далее - Заявитель) на действия МКУ Администрация Слудского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области (далее по тексту - Заказчик) по электронному аукциону на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводных сетей д. Нижние Изиверки Вятскополянского района Кировской области, извещение N 0140300014914000079.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик неправомерно вынес решение о признании победителем электронного аукциона ОАО "Оричевская передвижная механизированная колонна N 1", так как данный участник не имеет лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая обязательна для выполнения работ по установке пожарных гидрантов.
Лицам, участвующим в деле, направлено уведомление о дате рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 02.06.2014 г. на 13:30. Заключение контракта по электронному аукциону приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заказчика на заседание комиссии Кировского УФАС России не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Заявителя на заседании комиссии Кировского УФАС России поддержал доводы жалобы, пояснил, что наличие лицензии МЧС России в соответствии с действующим законодательством РФ является обязательным условием для осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Представители Администрация Вятскополянского района (далее по тексту - Уполномоченный орган) на заседании комиссии Кировского УФАС России пояснили, что с доводами жалобы не согласны, поскольку в аукционной документацией во исполнение письма ФАС РФ от 07.07.2011 г. NИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства" не устанавливалось требование о предоставлении в заявке участника копии лицензии, следовательно, комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении вторых частей заявок не имела права признавать несоответствующими вторые части заявок участников электронного аукциона по причине отсутствия в заявке копии лицензии.
Представитель ОАО "Оричевская передвижная механизированная колонна N 1" (далее по тексту - Третье лицо) пояснил, что поскольку электронный аукцион был объявлен на капитальный ремонт простых водопроводных сетей, а не сетей противопожарного водоснабжения, следовательно, для установки нескольких гидрантов на обычную водопроводную сеть лицензия МЧС России не нужна, однако ОАО "Оричевская передвижная механизированная колонна N 1" имеет Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с которым может выступать генеральным подрядчиком и заключать контракты на выполнение работ, требующих наличия соответствующей лицензии.
Заслушав доводы представителей Заявителя, Уполномоченного органа, Третьего лица, изучив представленные документы, комиссия Кировского УФАС России объявила перерыв до 08:30 03.06.2014 г.
После обяъвленного перерыва, по результатам рассмотрения жалобы Заявителя комиссия Кировского УФАС России установила следующее.
06.05.2014 г. на официальном сайте zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводных сетей д. Нижние Изиверки Вятскополянского района Кировской области, извещение N 0140300014914000079, срок подачи заявок по 14.05.2014 г., начальная цена контракта 1 324 279,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.05.2014 г. единой комиссией по осуществлению закупок для администрации Слудского сельского поселения принято решение о признании победителем электронного аукциона ОАО "Оричевская передвижная механизированная колонна N 1".
В соответствии с п. 32 Информационной карты электронного аукциона документации об электронном аукционе "Капитальный ремонт водопроводных сетей д. Нижние Изиверки Вятскополянского района Кировской области" (далее по тексту - Документация электронного аукциона) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе).
Помимо указания на соответствие участника закупки требованиям ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Документация электронного аукциона иных требований, в том числе о предоставлении во второй части заявки участника каких-либо лицензий, не содержит.
Согласно ст. 39, ст. 69 Закона о контрактной системе рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, а также определение победителя производится аукционной комиссией.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Следовательно, рассмотрение вторых частей заявок участника электронного аукциона, а также признание участника электронного аукциона победителем осуществляется не заказчиком, а комиссией по осуществлению закупок.
Таким образом, доводы жалобы заявителя о неправомерном вынесении Заказчиком решения о признании победителем Третьего лица не нашли своего подтверждения, поскольку Заявителем выбран ненадлежащий субъект, действия которого обжалуются.
Однако, комиссия Кировского УФАС России не находит нарушения Закона о контрактной системе и в действиях комиссии по осуществлению закупок, поскольку рассмотрение вторых частей заявок участников электронного аукциона осуществляется в соответствии с требованиями, установленными документацией о таком аукционе, так как документация об электронном аукционе не содержит требований о предоставлении во второй части заявки каких-либо лицензий, следовательно, комиссия по осуществлению закупок не имела права признавать заявку несоответствующей в виду отсутствия данных документов.
В рамках внеплановой проверки комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 5 Информационной карты электронного аукциона Документации об электронном аукционе предметом закупки по электронному аукциону является капитальный ремонт водопроводных сетей д. Нижние Изиверки Вятскополянского района Кировской области.
В соответствии с п. 19 Информационной карты электронного аукциона Документации об электронном аукционе описание объекта закупки отражено в техническом задании(Приложение N 2).
Согласно п. 24 Технического задания Документации об электронном аукционе Заказчиком требуется выполнение работ по установке гидрантов пожарных.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о лицензировании лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с Перечнем работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" к перечню указанных работ и услуг относятся:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения
Согласно ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85) "ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения" (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 30.06.1986 N 1982) пожарные гидранты относятся к пожарному оборудованию водопроводных сетей и являются устройствами для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.
Таким образом, в случае объявления электронного аукциона на выполнение работ, включающих установку пожарных гидрантов, участник электронного аукциона обязан иметь лицензию, предусмотренную Законом о лицензировании.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, если объектом закупки электронного аукциона является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства участник обязан иметь свидетельство о допуске к таким видам работ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, Заказчик при проведении электронного аукциона обязан устанавливать в документации об электронном аукционе требования о наличии во второй части заявки копий всех тех лицензий и свидетельств, без которых невозможно поставить товар, выполнить работы или оказать услуги, заявленные на электронный аукцион.
Ссылки представителей Уполномоченного органа на то, что установление требования о наличии в составе вторых частей заявок участников необходимых для проведения работ копий лицензий и свидетельств противоречит ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, ст. 17 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) не могут быть приняты во внимание на основании следующего.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения процедур закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате проведения закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Установление в документации требования о предоставлении в составе заявки лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при проведении строительных работ, на выполнение которых необходимо свидетельство о допуске к таким работам, не противоречит действующему законодательству и сложившейся практике среди организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке строительно-монтажных работ, а также не допускает ограничений количества участников.
Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе, однако Законом о контрактной системе исходя из п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 устанавливается требование о предоставлении указанных документов во вторых частях заявок, следовательно, установление требования о наличии в составе вторых частей заявок участников необходимых для проведения работ копий лицензий и свидетельств не может являться нарушением как Закона о контрактной системе, так и Закона о защите конкуренции.
Доводы Уполномоченного органа о том, что в соответствии с письмом ФАС РФ от 07.07.2011 г. NИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства" установление требования о наличии в составе заявки копии лицензии на выполнение работ незаконно, в случае, если данные работы, требующие наличия лицензии, включены в один лот со строительными работами и могут выполняться субподрядчиками, не могут быть приняты во внимание на основании следующего.
Письмо ФАС РФ от 07.07.2011 г. NИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства" относилось к сфере действия ФЗ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", данный закон утратил силу с 01.01.2014 г., электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводных сетей д. Нижние Изиверки Вятскополянского района Кировской области проводился в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводных сетей д. Нижние Изиверки Вятскополянского района Кировской области был нарушен п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о том, что устранение нарушений законодательства о контрактной системе на данном этапе возможно путем выдачи предписания об аннулировании электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводных сетей д. Нижние Изиверки Вятскополянского района Кировской области, извещение N 0140300014914000079.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Чепецкое" на действия МКУ Администрация Слудского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области по электронному аукциону на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводных сетей д. Нижние Изиверки Вятскополянского района Кировской области, извещение N 0140300014914000079.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях МКУ Администрация Слудского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. По результатам внеплановой проверки выдать МКУ Администрация Слудского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области предписание об устранении допущенных нарушений.
Председатель комиссии А.В. Молчанов
Члены комиссии И.Н. Фуфачева
В.Д. Панкратова
В соответствии ч. 9 ст. 106 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 3 июня 2014 г. N 103/03-14-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2014