Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 июня 2014 г. N 452-10568-14/4
Резолютивная часть оглашена
06.06.2014 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев жалобы ООО "Строительно-монтажное управление 112", ООО "ПСК "Дом" (далее - заявители) на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту дорог местного значения городского округа Тольятти (извещение N 0842200002114000083), начальная (максимальная) цена контракта 383 378 125, 77 руб.,
в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Строительно-монтажное управление 112", ООО "ПСК Дом" на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту дорог местного значения городского округа Тольятти (далее - аукцион) (извещение N 0842200002114000083).
Согласно доводам жалоб в Приложении N 9 к Информационной карте не указана единица измерения пористости минеральной части горячих песчаных асфальтобетонных смесей.
Кроме того, доводы жалобы ООО "Строительно-монтажное управление 112" сводятся к тому, что заказчиком в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 2.3 проекта контракта указано, что общий объем работ, выполняемый привлекаемыми Субподрядчиками в денежном выражении должен составлять не менее 15 % от цены контракта.
В жалобе ООО "ПСК Дом" также указывает следующее:
- в пункте 1.1.2 Требований к используемым материалам указано, что бетонная смесь должна изготавливаться с применением комплексной добавки (в том числе воздухововлекающей). Добавка должна соответствовать ГОСТ 24211 и пройти испытания в ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО ЦНИИСе). По мнению заявителя, требование о проведении испытаний добавок в ОАО ЦНИИС нарушает права участников закупки и ведет к ограничению круга участников;
- в пункте 8 аукционной документации заказчик неправомерно установил срок действия обеспечения контракта включающий срок действия контракта плюс 6 календарных месяцев с момента окончания срока действия контракта.
Кроме того, как указывает заявитель, указанный срок противоречит условиям пункта 15.5 проекта контракта.
Заявители просят выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Представители заказчика, уполномоченного органа, министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области с доводами заявителей не согласились, указывая на соответствие аукционной документации положениям Закона о контрактной системе.
Просили в удовлетворении жалоб отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников и, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N 9 к Информационной карте заказчиком указаны материалы, которые необходимо использовать при выполнении работ, а также максимальные и (или) минимальные значения показателей данных материалов.
Заявители в жалобах указывают, что в данном приложении не указаны единицы измерения пористости минеральной части горячих песчаных асфальтобетонных смесей (указано: для плотного асфальтобетонного типа Б должна быть от 14 до 19, для составов плотного асфальтобетонного типа Д должна быть не более 23).
Аукционная документация также содержит Приложение N 1 к Информационной карте, согласно которому пористость минеральной части смесей горячих песчаных асфальтобетонных смесей для плотного асфальтобетонного типа Б от 14 до 19 %, для составов плотного асфальтобетонного типа Д не более 22 %.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 1.1.2 Требований к используемым материалам (далее - Требования) указано, что бетонная смесь должна изготавливаться с применением комплексной добавки (в том числе воздухововлекающей). Добавка должна соответствовать ГОСТ 24211 и пройти испытания в ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" (ОАО ЦНИИСе).
Согласно пункту 5.7 ГОСТ 24211-2008 добавки регулирующие свойства бетонных и растворных смесей каждого класса должны применяться в соответствии с их основным назначением. При этом необходимо проверять влияние добавок на другие показатели качества, учитываемые при проектировании конструкций (модуль упругости, усадка, ползучесть, отсутствие коррозии арматуры и бетона и др.).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным ГОСТом заказчик вправе требовать проведение участником проверки влияния добавок на показатели качества бетонных смесей.
Однако, указание заказчиком на обязательность проведения испытаний в ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" нарушает нормы Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает круг участников закупки.
Заказчик доказательств, подтверждающих возможность проведения испытаний, указанных в пункте 1.1.2 Требований, исключительно ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства" не представил.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе определено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Учитывая вышеизложенное, требование заказчика о том, что общий объем работ, выполняемый привлекаемыми Субподрядчиками в денежном выражении должен составлять не менее 15 % от цены контракта, не нарушает норм Закона о контрактной системе.
Из части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, Законом о контрактной системе определен лишь минимальный срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником в качестве обеспечения исполнения контракта, в связи с чем установление заказчиком в аукционной документации требования о превышении срока действия банковской гарантии над сроком действия контракта на 6 календарных месяцев, не противоречит Закону о контрактной системе.
Довод ООО ПСК "Дом" о том, что указанный заказчиком срок обеспечения исполнения контракта противоречит сроку, указанному в пункте 15.5 проекта контракта, является несостоятельным, поскольку в данном пункте проекта контракта указаны сроки возврата обеспечения исполнения контракта, а не сроки действия банковской гарантии.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Строительно-монтажное управление 112" необоснованной.
2.Признать жалобу ООО "ПСК Дом" частично обоснованной.
3.Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4.По результатам рассмотрения жалобы ООО "ПСК Дом" выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 июня 2014 г. N 452-10568-14/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2014