Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22 мая 2014 г. N 40/2014
Резолютивная часть объявлена 22 мая 2014 г.
г.Курск Изготовлено в полном объеме 27 мая 2014 г.
Комиссия Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
|
-председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
рассмотрев дело N40/2014 по жалобе индивидуального предпринимателя на действия уполномоченного органа - департамента закупок для муниципальных нужд города Курска, заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N35 им. К.Д. Воробьева" при определении поставщика способом электронного аукциона на оказание услуг по организации питания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение "Средняя общеобразовательная школа N35 им. К.Д. Воробьева" (извещение N0144300004014000827), в присутствии представителей уполномоченного органа - департамента закупок для муниципальных нужд города Курска (по доверенности), личности удостоверены на основании паспортов, в отсутствии индивидуального предпринимателя (надлежаще уведомленной о времени и месте рассмотрения дела), в отсутствии представителя заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N35 им. К.Д. Воробьева" (надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела),
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 15.05.2014 года (вх.N2508) поступила жалоба индивидуального предпринимателя на действия уполномоченного органа - департамента закупок для муниципальных нужд города Курска (далее - уполномоченный орган), заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N35 им. К.Д. Воробьева" (далее - заказчика) при определении поставщика способом электронного аукциона на оказание услуг по организации питания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение "Средняя общеобразовательная школа N35 им. К.Д. Воробьева" (извещение N0144300004014000827).
По мнению подателя жалобы, положения извещения и аукционной документации не соответствуют положениям проекта договора (контракта) электронного аукциона N0144300004014000827, кроме того, проект договора (контракта) содержит условия, ограничивающие круг участников указанного определения поставщика, что не соответствует требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), ст.17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С доводами, изложенными в жалобе представитель уполномоченного органа - департамента закупок для муниципальных нужд города Курска не согласилась.
В соответствии с порядком, установленным гл.9 ФЗ "О защите конкуренции", письмом ФАС России от 11.10.2007 г. NАЦ/18759, жалоба индивидуального предпринимателя, в части нарушения требований Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ (далее - ФЗ "О защите конкуренции") передана для рассмотрения в соответствующее структурное подразделение Курского УФАС России.
При проверке указанных в жалобе фактов, и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99 ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
06.05.2014 года на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка" www.roseltorg.ru размещено извещение N0144300004014000827 электронного аукциона, в том числе: аукционная документация, проект договора (контракта).
Начальная (максимальная) цена договора (контракта) - 627 860 рублей 15 копеек.
На дату рассмотрения жалобы договор (контракт) по результатам проведения электронного аукциона не заключен.
Заказчиком закупки является - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N35 им. К.Д. Воробьева".
Уполномоченным органом является - департамент закупок для муниципальных нужд города Курска.
Заказчик в соответствии с п.3.2.10 Порядка взаимодействия департамента закупок для муниципальных нужд города Курска с заказчиками, утвержденного решением Курского городского Собрания от 17 декабря 2009 г. N 150-4-РС (далее - Порядок), направляет заявку в письменном виде, а департамент закупок для муниципальных нужд города Курска в силу п. 3.1.7 Порядка на основании поданной заказчиком заявки разрабатывает и утверждает документацию и извещения об осуществлении закупки.
При этом из п.3.1.6. Порядка следует, разработанная департаментом закупок для муниципальных нужд города Курска документация утверждается директором закупок для муниципальных нужд города Курска.
Согласно извещения, аукционной документации, проекта договора, предметом электронного аукциона N0144300004014000827 является "оказание услуг по организации питания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение "Средняя общеобразовательная школа N35 им. К.Д. Воробьева".
В п.7 "описание объекта закупки, объем, сроки (график) и место оказания услуг" информационной карты аукционной документации заказчиком установлены следующие условия оказания услуги:
"Услуги оказываются:
1. Категории детей из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей в дни фактического посещения обучающихся в учреждении (кроме выходных, праздничных, каникулярных дней) 1 раз в день (обед) в соответствии с примерным десятидневным меню (приложение N1 к информационной карте аукциона в электронной форме) в установленное заказчиком время:
1-е классы - 10 час. 10 мин.
2-е, 3-и, классы -11 час. 05 мин.;
5-е, 6-е,7-е, 8-е, 9-е, 10-е, 11-е классы - 12 час. 05 мин.;
4-е классы - 14 час. 55 мин.
Срок оказания услуги: со 02.09.2014 г. по 29.12.2014 г. Количество дней питания 79, в том числе: сентябрь - 21 день, октябрь - 19 дней, ноябрь - 18 дней, декабрь - 21 день.
Максимальное количество питающихся детей - 55 человек в день. Заказчик ежедневно ведет учет питающихся детей.
2. В школьном оздоровительном лагере дневного пребывания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 35 им. К.Д. Воробьева" в период с 06.06.2014 г. ежедневно (кроме воскресных, праздничных дней, дней проведения ГИА).
Услуга оказывается 2 раза в день (завтрак, обед) в соответствии с примерным двенадцатидневным меню (приложение N2 к информационной карте аукциона в электронной форме) в установленное заказчиком время: завтрак в 9 час. 30 мин., обед в 12 час. 30 мин.
Продолжительность смены в школьном лагере (количество дней питания) составляет 21 день. Максимальное количество питающихся детей в лагере - 148 человек в день.
Услуги включают в себя приготовление, порционирование, оформление и раздачу готовых блюд и осуществляются на базе столовой заказчика (г. Курск, ул. Республиканская, д. 50б/1)".
В п.1 "предмет договора", п.4 "срок, условия и место оказания услуг" проекта договора, размещенного в составе аукционной документации, заказчиком указаны аналогичные условия оказания услуг.
Вместе с тем, в абз.10,11,12,14 п.5.1 "права и обязанности Сторон" проекта договора, заказчиком указано:
"Исполнитель обязан:
- провести мероприятия по подготовке пищеблока к началу оказания услуг;
- обеспечить работу буфета (буфетов-лотков) на территории Заказчика в соответствии с действующими СанПин;
- организовать питание работников и обучающихся за счет их собственных средств и /или денежных средств их родителей (законных представителей) по составу, качеству и цене, соответствующим примерному двенадцатидневному меню настоящего договора, а также обеспечить реализацию пищевых продуктов, блюд и кулинарных изделий (сверх примерного десятидневного меню), ассортимент которых должен соответствовать требованиям санитарных правил и нормативов, и иметь согласование Заказчика;
- согласовать примерное двенадцатидневное меню в порядке в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 в срок, установленный Заказчиком"....
Как подтверждается материалами дела, перечисленные обязанности Исполнителя в извещении, аукционной документации по определению поставщика N0144300004014000827 отсутствуют.
В соответствии с ч.4 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как установлено ч.1 ст.34 "О контрактной системе_, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
При таких обстоятельствах, включив в проект договора N0144300004014000827 обязанности исполнителя услуг, не предусмотренные ни извещением, ни аукционной документацией электронного аукциона, заказчик нарушил требования ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...".
Более того, в абз.12 п.5.1 проекта договора (контракта) возложена обязанность на исполнителя по организации питания за счет средств, не обеспеченных соответствующим финансированием со стороны заказчика и не являющихся ни бюджетными, ни внебюджетными, а средствами частных физических лиц - работников и обучающихся (их родителей, законных представителей).
Согласно ч.1 ст. 2 ФЗ "О контрактной системе..." законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Указанные в абз.10,11,12,14 п.5.1 "права и обязанности Сторон" проекта договора условия оказания услуг противоречат как требованиям ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...", так и нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Требования заказчика, изложенные в абз.13 п.5.1 проекта договора, предполагают обязанность исполнителя "организовать питание работников и обучающихся за счет их собственных средств и/или денежных средств их родителей (законных представителей").
В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ "О контрактной системе_" бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе_".
Собственные денежные средства работников и обучающихся и/или их родителей (законных представителей) к средствам, указанным в ст.15 ФЗ "О контрактной системе_" не отнесены, поскольку, не являются расходными обязательствами заказчика. А, в свою очередь, граждане (ученики их родители, законные представители, работники школы) в силу ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права, в том числе при распоряжении деньгами.
Таким образом, указав в п.5.1 проекта договора (контракта) обязанность исполнителя договора "организовать питание работников и обучающихся за счет их собственных средств и/или денежных средств их родителей (законных представителей" заказчик, уполномоченный орган нарушили нормы ст.15 ФЗ "О контрактной системе_".
Так же, абз.14 п.5.1 проекта договора содержит условие об обязанности исполнителя "согласовать примерное двенадцатидневное меню в порядке в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 в срок, установленный Заказчиком".
При этом конкретный срок исполнения указанного условия договора в аукционной документации также отсутствует.
Кроме того, в п.5.2 проекта договора заказчиком установлена обязанность Заказчика "предоставить Исполнителю безвозмездно для целей исполнения настоящего договора и на срок такого исполнения в пользование имущество для оказания услуг, согласно приложению N 3, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора. Предоставление указанного имущества осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, путем заключения договора безвозмездного пользования и подписания Сторонами актов приема-передачи имущества", вместе с тем проект указанного договора в составе аукционной документации отсутствует.
При таких обстоятельствах, в проекте договора отсутствуют существенные условия исполнения обязательств, предусмотренных заказчиком, что ограничивает круг потенциальных участников определения поставщика, так как не позволяет однозначно определить прибыльность (убыточность) указанного договора для потенциального участника закупки.
В соответствии с п.10 ч.1, ч.3 ст.17.1 ФЗ "О защите конкуренции" государственное или муниципальное имущество может быть передано без проведения торгов во владение и пользование лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, на срок, не превышающий срок исполнения государственного или муниципального контракта.
Документацией об аукционе определено, в частности, что исполнителю данных услуг будет предоставлено на праве безвозмездного пользования муниципальное имущество, необходимое для исполнения контракта. В то же время, документация об аукционе не содержит проект договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, что исключает возможность определить порядок передачи имущества и условия, на которых исполнителю контракта предоставляется право безвозмездного пользования имуществом.
Данные обстоятельства могут привести к необоснованному предоставлению преференций победителю аукциона в случае, если условия договора безвозмездного пользования не соответствуют требованиям п.10 ч.1ст.17.1 ФЗ "О защите конкуренции", либо повлечь ущемление интересов участника торгов, с которым будет заключен муниципальный контракт, если условия предоставления муниципального имущества для исполнения контракта будут содержать дополнительные обременения для исполнителя услуг по контракту.
Данное положение договора, не позволило индивидуальному предпринимателю рассчитать свои предпринимательские риски (прибыльность или убыточность) при принятии решения об участии в этой закупке.
В соответствии с ч.5 ст.24 ФЗ "О контрактной системе_" заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Не указав в извещении, документации электронного аукциона, проекте договора, существенные условия оказания услуги, заказчик, уполномоченный орган нарушили требования ч.5 ст.24 ФЗ "О контрактной системе_".
В силу действующего законодательства РФ, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не наделена полномочиями по оценке меню для питания детей на предмет нарушения СанПиНов и прохождения экспертизы и согласования в Управлении Роспотребнадзора по Курской области, в соответствии с чем доводы жалобы в этой части Комиссией не подлежат оценке.
При таких обстоятельствах, заказчик, уполномоченный орган нарушили требования ст.5, ч.5 ст.24, ч.1 ст.34, ч.4 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.ст. 99, 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя на действия уполномоченного органа - департамента закупок для муниципальных нужд города Курска, заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N35 им. К.Д. Воробьева" частично обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган - департамент закупок для муниципальных нужд города Курска, заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N35 им. К.Д. Воробьева", нарушившими ст.15, ч.5 ст.24, ч.1 ст.34, ч.4 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
3. Выдать уполномоченному органу - департаменту закупок для муниципальных нужд города Курска, заказчику - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N35 им. К.Д. Воробьева" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать копию настоящего решения и предписания в орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок - комитет экономики, труда и занятости Администрации города Курска.
5. Передать копию жалобы индивидуального предпринимателя в соответствующее структурное подразделение Курского УФАС России для принятия решения о наличии (отсутствии) признаков нарушения ст.ст. 17, 19-21 ФЗ "О защите конкуренции".
6. Передать материалы дела N40/2014 для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу отдела контроля закупок Курского УФАС России.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 22 мая 2014 г. N 40/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2014