Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 июня 2014 г. N 121с/14
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина, А.Г. Ларшин,
в присутствии представителей:
- заказчика - Государственное учреждение здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер" - Лапиной А.А. (доверенность б/н от 30.06.2014 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Мед-Арсенал" на действия аукционной комиссии заказчика - государственное учреждение здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку шовного материала во 2 полугодии 2014 г. (реестровый номер 0346200008014000148) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 23.06.2014 г. поступила жалоба ООО "Мед-Арсенал" на действия аукционной комиссии заказчика - государственное учреждение здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru в разделе "Реестр жалоб с 01.01.2011".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
ООО "Мед-Арсенал", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своего представителя не направило.
В своей жалобе ООО "Мед-Арсенал" указывает, что им на участие в электронном аукционе была подана заявка. Однако, решением аукционной комиссии заявка была отклонена по причине не указания страны происхождения товара. Решение аукционной комиссии о том, что заявка участника аукциона ООО "Мед-Арсенал" не соответствует требованиям документации об аукционе общество считает необоснованным.
Представитель заказчика не согласен с доводами жалобы и пояснил, что в соответствии с Законом о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает аукционные заявки на соответствие требованиям аукционной документации. Поскольку в документации об аукционе было установлено условие о предоставлении преференции в отношении цены государственного контракта в размере 15% по предложениям о поставке товаров российского происхождения, предполагается обязательное указание страны происхождения товара в первых частях заявок. В данном случае, в заявке заявителя не была указана страна происхождения товара. Следовательно, заявителю обоснованно отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей заказчика, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом главного врача государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер" от 04.04.2014 г. N 88-КС принято решение о проведении электронного аукциона.
Документация об электронном аукционе на поставку шовного материала во 2 полугодии 2014 г. и извещение N 0346200008014000148 размещены 05.06.2014 г. на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
17.06.2014 аукционной комиссией проведено заседание по рассмотрению первых частей поданных заявок на участие в аукционе, о чем составлен протокол N0346200008014000148-1. Участнику аукциона, подавшему заявку, имеющую порядковый номер 6 (7967693 - ООО "Мед-Арсенал"), по причине не указания страны происхождения предлагаемого к поставке товара на основании п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе отказано в допуске к участию в аукционе.
В силу ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Аналогичные требования установлены заказчиком в аукционной документации в п.16.1, а именно: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара".
Комиссия Липецкого УФАС, сопоставив, требования, установленные в документации об электронном аукционе к закупаемому товару, и сведения, содержащиеся в заявке заявителя, полагает, что заявка участника соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Согласно требованиям документации об аукционе и Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара, в данном случае заявка заявителя содержит наименование производителя предлагаемого для поставки товара, что соответствует указанным требованиям.
По рассматриваемому аукциону в п.10 документации об аукционе установлено условие о предоставлении преференции в отношении цены государственного контракта в размере 15% участникам размещения заказа, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения.
Указанное условие было введено на основании приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ).
Данный Приказ принят в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Применительно к проведению аукциона в электронной форме в силу Закона о контрактной системе принятие решения об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытых аукционах в электронной форме, осуществляется в соответствии со статьей 67 данного Федерального закона.
Аукционная комиссия, согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 указанного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно частям 4 и 5 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается.
Сведения о стране происхождения товара не относятся ни к сведениям об участнике размещения заказа, ни к сведениям о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественным характеристикам товара. Так же и документ, подтверждающий страну происхождения товара, не является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеназванный Приказ Министерства экономического развития РФ, как указано в его пункте первом, определяет условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно пункту 3 Приказа при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа.
Согласно пункту 7 Приказа при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В пункте 9 Приказа указано, что для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке:
требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара;
требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений, окончательном предложении цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, окончательном предложении несет участник закупки.
Однако в документации об аукционе отсутствует требование об указании (декларировании) участником в заявке страны происхождения предлагаемого к поставке товара, а также положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе несет участник закупки.
Кроме того, в Законе о контрактной системе и в Приказе отсутствуют основания и случаи отказа в допуске к участию в аукционе в связи с не указанием участником закупки в заявке страны происхождения товара.
Таким образом, по смыслу приведенных положений Приказа во взаимосвязи с требованиями статей 66, 67, 14 Закона о контрактной систем, с учетом требований и положений документации об аукционе, несмотря на установление в аукционной документации в п.10 условия о предоставлении преференции в отношении цены государственного контракта в размере 15% участникам размещения заказа, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, не указание страны происхождения товара участником закупки не давало в силу закона права аукционной комиссии отказать заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
При указанных обстоятельствах аукционная комиссия, отказав заявителю в допуске к участию в аукционе, допустила нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя о том, что аукционная комиссия необоснованно отклонила заявку ООО "Мед-Арсенал" является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку допущенное нарушение порядка рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, привело к нарушению прав заявителя.
При проведении внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с требованиями ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссией Липецкого УФАС России в действиях единой комиссии выявлено нарушение ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе, которое выразилось в следующем.
Согласно ч.6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
При анализе протокола рассмотрения заявок от 17.06.2014 N0346200008014000148-1, составленного аукционной комиссией заказчика установлено, что данный протокол составлен не в соответствии с требованиями указанной выше нормы закона, поскольку не содержит требуемого законом обоснования решения об отказе в допуске к участию в аукционе в отношении заявки с порядковым номером 6 (ООО "Мед-Арсенал"), признанной несоответствующей требованиям документации об аукционе, а именно: не указаны положения документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 N 498), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу на действия аукционной комиссии заказчика - государственное учреждение здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку шовного материала во 2 полугодии 2014 г. (реестровый номер 0346200008014000148) обоснованной.
2. В действиях аукционной комиссии заказчика выявлены нарушения частей 5 и 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание аукционной комиссии, заказчику об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
____________ А.Г. Ларшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 июня 2014 г. N 121с/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2014