Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 3 июня 2014 г. N 06-10/14-183
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС - Калитиной Н.А., и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов Комиссии Мурманского УФАС;
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля за торгами Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
Фирсовой Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за торгами Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Электросервис" - Замятина И.Е. (по доверенности от 21.05.2014 N 09);
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электросервис" на действия Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Печенгскому району, при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт ИВС ОМВД России по Печенгскому району, расположенному по адресу: пгт. Никель Мурманской области, ул. 14 Армии, д.17", реестровый номер закупки: 0349100005414000020, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 28 мая 2014 года обратилось общество с ограниченной ответственностью "Электросервис" (далее по тексту решения - ООО "Электросервис", Заявитель) на действия Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Печенгскому району (далее по тексту решения - Заказчик), при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт ИВС ОМВД России по Печенгскому району, расположенному по адресу: пгт. Никель Мурманской области, ул. 14 Армии, д.17", реестровый номер закупки: 0349100005414000020 (далее - Электронный аукцион).
Из содержания жалобы следует, что отдельные положения документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а именно: по мнению "Электросервис", Заказчик установил требование о наличие свидетельства саморегулируемой организации не на тот вид работ.
Заявитель просит:
- провести проверку по изложенным в жалобе обстоятельствам,
- в случае установления нарушений выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 10 часов 00 минут 03 июня 2014 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, исследовав документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что извещение о проведении Электронного аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 08.05.2014 года.
Заказчик: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Печенгскому району
Начальная (максимальная) цена государственного контракта: 4144000.00 руб.
Документация об Электронном аукционе утверждена заместителем начальника ОМВД России по Печенгскому району - Колояновым Е.В.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив аукционную документацию, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно подпункту 4.21 пункта 4 "Технические характеристики применяемых материалов и изделий" технического задания аукционной документации, Заказчику при выполнении работ необходима краска водоэмульсионная.
Заказчик установил конкретные требования к качеству водоэмульсионной краски: качество краски должно соответствовать требованиям ТУ 2316-003-23072864-2008 и ГОСТ Р 52020-2003
Технические условия (далее - ТУ) - документ, входящий в комплект технической документации на промышленную продукцию (изделие), в котором указываются комплекс технических требований к продукции, правила приёмки и поставки, методы контроля, условия эксплуатации, транспортирования и хранения. ТУ не являются общеобязательными требованиями. ТУ разрабатываются по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции и не являются общедоступным и общеобязательным требованием для производителей товаров. Ссылка в Техническом задании на соответствие товара конкретным ТУ является требованием ограничивающим количество участников.
Таким образом, Заказчик, нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно: установил в Техническом задании документации об Электронном аукционе требования к качеству водоэмульсионной краски: ТУ 2316-003-23072864-2008.
Процедура осуществления закупок путем проведения аукциона в электронной форме регламентирована параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Требования к содержанию документации об Электронном аукционе определены в статье 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Объектом закупки является капитальный ремонт ИВС ОМВД России по Печенгскому району, расположенному по адресу: пгт.Никель Мурманской области, ул. 14 Армии,д.17
Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 названной статьи виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Разделом 3 Перечня установлены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, к таким работам.
Техническим заданием документации об Электронном аукционе предусмотрены виды работ, которые включены в Перечень.
Таким образом, работы по предмету Электронного аукциона, указанные в техническом задании аукционной документации, относятся к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а значит их производство возможно лишь при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Заказчиком требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, исполнено не было.
Таким образом, Заказчик, не установив в аукционной документации требования к участникам закупки, а именно: наличие у участников Электронного аукциона соответствующего свидетельства СРО, нарушил часть 3 статьи 64 (пункт 1 части 1 статьи 31) Закона о контрактной системе.
Согласно части 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом
В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 4 части 42 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Изучив извещение, размещенное на официальном сайте, Комиссия Мурманского УФАС установила, что в извещении Электронного аукциона, размещенном на официальном сайте, указаны требования к участникам, а именно:
Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Дополнительная информация к требованию отсутствует
Таким образом, Заказчик, не установив в извещении Электронного аукциона, размещенном на официальном сайте, требования к участникам закупки о наличие исчерпывающего перечня документов, необходимых при выполнении работ, нарушил пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В пункте 21 Раздела I.2. "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе.
Однако данный пункт содержит общие требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в Электронном аукционе, регламентированные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Раздел I.3. документации об Электронном аукционе содержит рекомендуемые образцы форм документов для заполнения участниками закупки первой части заявки на участие в Электронном аукционе.
Из данного раздела также неясно, что конкретно должна содержать первая часть заявки, поданная для участия в Электронном аукционе.
Таким образом, Заказчик, не установил в аукционной документации конкретные требования к содержанию составу первой части заявки на участие в Электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как было указано ранее, часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закрепляет обязанность заказчика при осуществлении закупки устанавливать единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки.
Поскольку объектом закупки является капитальный ремонт и документацией об Электронном аукционе предусмотрены виды работ, которые включены в Перечень, Заказчику необходимо установить требование о наличие у участников Электронного аукциона в составе вторых частей заявок исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Мурманского УФАС установлено, что в извещении, которое входит в состав аукционной документации, установлены единые требования к участникам закупки, в том числе:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
копию собственного действующего свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в приложении к свидетельству должны быть указаны виды работ, являющиеся предметом электронного аукциона в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от30.12.2009 N 624) на следующие виды работ:
- Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Генеральным подрядчиком):
- 33.7. Объекты работ..
- Участник должен подтвердить право на заключение контрактов по осуществлению организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Генеральным подрядчиком), стоимость которых по одному договору не может быть менее стоимости предложенной Участником аукциона в ходе проведения аукциона. Указанная информация подтверждается Участником закупки путем предоставления свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией (СРО) с указанием стоимости по одному договору.
Исходя из данного требования, непонятно на какие виды работ участникам Электронного аукциона необходимо представить в заявках свидетельство саморегулируемой организации.
Таким образом, Заказчик не установил в аукционной документации требования к составу второй части заявки на участие в Электронном аукционе, а именно: наличие у участников Электронного аукциона соответствующего свидетельства саморегулируемой организации.
Таким образом, Заказчик, не установив в аукционной документации конкретные требования к содержанию и составу заявки на участие в Электронном аукционе, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 и пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушил положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электросервис" на действия заказчика - Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Печенгскому району, при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт ИВС ОМВД России по Печенгскому району, расположенному по адресу: пгт. Никель Мурманской области, ул. 14 Армии, д.17" обоснованной.
2. Признать заказчика - Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Печенгскому району нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 64, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Печенгскому району, Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Материалы дела N 06-10/14-183 передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о наличии в действиях заказчика - Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Печенгскому району признаков состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС К.Ф. Воронина
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 3 июня 2014 г. N 06-10/14-183
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2014