Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 26 мая 2014 г. N 2968/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области" - Киселевой Натальи Валерьевны (доверенность N 7/556 от 26.05.2014);
податель жалобы - Страховое открытое акционерное общество "ВСК" надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Страхового открытого акционерного общества "ВСК" (173000, Великий Новгород, ул. Б. Московская, д. 9; далее - СОАО "ВСК") на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области" (173001, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 2/9; далее - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области") при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, извещение N 0850100000414000073 (в редакции N 2) о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.04.2014, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
20.05.2014 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки -СОАО "ВСК" на действия государственного заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (извещение N 0850100000414000073 (в редакции N 2), дата размещения 29.04.2014) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что подателем Жалобы - СОАО "ВСК" была подана заявка на участие в рассматриваемой закупке.
В конкурсной документации государственным заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" установлены показатели по критерию "квалификация участников открытого конкурса": а) опыт участника открытого конкурса по успешному оказанию услуг сопастовимого характера и объема и б) наличие актуального рейтингового класса страховой компании, присвоенного участнику открытого конкурса одним из российских рейтинговых агентств ("Эксперт РА" или "Национальное рейтинговое агентство"), а также определены количественные показатели данных критериев.
По мнению подателя Жалобы - СОАО "ВСК", данные критерии весьма слабо влияют на качество страховых услуг, а также создают преимущественные условия узкой группе компаний - страховщиков, поскольку в данной ситуации любой страховщик, ранее не занимавшийся активно оказанием рассматриваемых услуг государственным органам оказывается в проигрыше, вне зависимости от качества его работы на страховом рынке.
Установленное государственным заказчиком распределение баллов по количественным показателям данных критериев не позволяют участникм закупки добросовестно конкурировать, что создает неравное положение участников открытого конкурса.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит проверить соответствие рассматриваемой закупки положениям Закона о контрактной системе, антимонопольного законодательства, а также выдать государственному заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Государственный заказчик - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. Новгородского УФАС России N 4419 от 23.05.2014).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценок заявок на участие в открытом конкурсе и величины значимости этих критериев. Часть 1 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливает критерии оценок заявок участников закупки:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Учитывая, что в соответствии с законодательством Российской Федерации на услуги, являющиеся объектом закупки, установлены регулируемые цены (тарифы), государственный заказчик - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" на основании части 8 статьи 32 критерий не установил критерий "Цена контракта".
По мнению государственного заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области", установление квалификационных критериев оценки заявок участников открытого конкурса никаким образом не препятствует их конкуренции, а лишь дает возможность заказчику определить исполнителя, предлагающего наилучшие условия исполнения государственного контракта.
На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения запроса котировок.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В апреле - мае 2014 года государственным заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" проводится осуществление закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Конкурсная документация на право заключения государственного контракта на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (далее - Конкурсная документация) утверждена начальником ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" О.А. Игнатовым 29.04.2014.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контраткной системе.
Порядок оценок заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценок заявок), утвержденными Постановлением N 1085 от 28.11.2013 Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Так, согласно пункту 27 Правил оценки заявок, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
В разделе 9 Конкурсной документации государственным заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" установлены критерии оценок заявок на участие в открытом конкурсе.
В пункте 9.1.1 Конкурсной документации установлено, что критерий "Цена контракта" государственным заказчиком не используется, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации на услуги, являющиеся предметом закупки, установлены регулируемые цены (тарифы).
Пункт 9.1.2 Конкурсной документации устанавливает критерий "Качество оказываемых услуг". Величина значимости критерия составляет 60 процентов. Содержание данного критерия раскрывается следующими показателями:
а) наличие у исполнителя возможности закрепления персонального менеджера для решения всех возникающих вопросов по исполнению контракта. Величина значимости показателя составляет 20 баллов. Для оценки заявки по данному показателю участнику открытого конкурса необходимо указать наличие или отсутствие у него возможности закрепления персонального менеджера. Максимальное количество баллов будет присвоено участнику открытого конкурса, имеющему такую возможность;
б) наличие у исполнителя круглосуточной диспетчерской службы по сопровождению страховых случаев. Величина значимости показателя составляет 20 баллов. Для оценки заявки по данному показателю участнику открытого конкурса необходимо указать наличие или отсутствие у него круглосуточной диспетчерской службы по сопровождению страховых случаев. Максимальное количество баллов будет присвоено участнику открытого конкурса, имеющему такую круглосуточную диспетчерскую службу;
в) наличие возможности круглосуточного выезда аварийных комиссаров исполнителя на место аварии по территории Новгородской области. Величина значимости показателя составляет 20 баллов. Для оценки заявки по данному показателю участнику открытого конкурса необходимо указать наличие или отсутствие у него возможности круглосуточного выезда аварийных комиссаров исполнителя на место аварии по территории Новгородской области. Максимальное количество баллов будет присвоено участнику открытого конкурса, имеющему такую возможность;
г) наличие у исполнителя возможности бесплатного круглосуточного вызова эвакуатора для транспортировки автомобиля с места аварии по всей территории Новгородской области. Величина значимости показателя составляет 20 баллов. Для оценки заявки по данному показателю участнику открытого конкурса необходимо указать наличие или отсутствие у него возможности вызова эвакуатора на территорию любого муниципального района Новгородской области. Максимальное количество баллов будет присвоено участнику открытого конкурса, имеющему такую возможность.
д) возможность организации и оплаты ремонта поврежденного транспортного средства Заказчика в счет страховой выплаты по заявлению Заказчика и срок выполнения такого ремонта с момента принятия решения об осуществлении страховой выплаты. Величина значимости показателя составляет 20 баллов. Для оценки заявки по данному показателю участнику открытого конкурса необходимо указать наличие или отсутствие у него возможности организации и оплаты ремонта поврежденного транспортного средств Заказчика в счет страховой выплаты по заявлению Заказчика. Срок выполнения такого ремонта не должен превышать 20 (Двадцать) календарных дней с момента принятия исполнителем решения об осуществлении страховой выплаты. Максимальное количество баллов будет присвоено участнику открытого конкурса, имеющему возможность организации и оплаты такого ремонта.
Пункт 9.1.3 Конкурсной документации устанавливает критерий "Квалификация участников открытого конкурса", величина значимости которого составляет 40 процентов. Содержание данного критерия раскрывается следующими показателями:
а) опыт участника открытого конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Величина значимости показателя составляет 50 баллов. Для оценки заявки по данному показателю участнику открытого конкурса необходимо указать реквизиты (дата заключения, номер, наименование заказчика, цена, номер реестровой записи в реестре контрактов) государственных муниципальных контрактов, заключенных в период не позднее трех лет до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе, и исполненных без применения штрафных санкций. Сопоставимым характером и объемом будут считаться государственные (муниципальные) контракты на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, стоимостью не менее 3 (Трех) миллионов рублей. Максимальное количество баллов будет присвоено участнику открытого конкурса, исполнившему наибольшее количество таких государственных (муниципальных) контрактов;
б) наличие актуального рейтингового класса страховой компании, присвоенного участнику открытого конкурса одним из российских рейтинговых агентств ("Эксперт РА" или "Национальное рейтинговое агентство"). Величина значимости показателя составляет 50 баллов. Для оценки заявки по данному показателю участнику открытого конкурса необходимо указать присвоенный ему рейтинговый класс страховой компании. Максимальное количество баллов будет присвоено участнику открытого конкурса, которому присвоен исключительно высокий уровень надежности (А++). Далее в порядке убывания участникам открытого конкурса будет присвоено следующее количество баллов:
очень высокий уровень надежности (А+) - 40 баллов;
высокий уровень надежности (А) - 30 баллов;
приемлемый уровень надежности (В++) - 20 баллов;
достаточный уровень надежности (В+) - 10 баллов.
Участникам открытого конкурса с присвоенным рейтинговым классом страховой компании ниже В+ будет присвоено 0 баллов.
В пункте 9.2 Конкурсной документации государственным заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" установлено, что оценка заявок открытого конкурса производится в соответствии с Правилами оценок заявок.
Таким образом, государственным заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" надлежащим образом в соответствии с требованиями частей 1, 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в разделе 9 Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и предусмотрены величины значимости этих критериев - показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 32 Закона о контрактной системе сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных Конкурсной документацией (пункты 9.1.2 и 9.1.3 Конкурсной документации), составляет сто процентов.
Кроме того, при установлении критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе государственный заказчик - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" определил показатели нестоимостного критерия "Квалификация участников открытого конкурса", предусмотренного пунктом 9.1.3 Конкурсной документации, в соответствии с подпунктами "б" (опыт участника по укспешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема) и "д" (деловая репутация участника закупки) пункта 27 Правил оценки заявок.
Так, установленный государственным заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" в подпункте "а" пункта 9.1.3 Конкурсной документации показатель критерия "Квалификация участников открытого конкурса" - опыт участника открытого конкурса по успешному оказанию услуг сопастовимого характера и объема полностью соотвествует показателю нестоимостного критерия, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 Правил оценки заявок, а, установленный в подпункте "б" пункта 9.1.3 Конкурсной документации показатель критерия "Квалификация участников открытого конкурса" - наличие актуального рейтингового класса страховой компании, присвоенного участнику открытого конкурса одним из российских рейтинговых агентств ("Эксперт РА" или "Национальное рейтинговое агентство") соответствует подпункту "б" пункта 27 Правил оценки заявок.
Таким образом, государственным заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" в пункте 9.1.3 Конкурсной документации показатели по критерию "Квалификация участников открытого конкурса" установлены в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и Правилами оценки заявок.
При этом, согласно пункту 28 Правил оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценка заявок производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки, также установлены государственным заказчиком в разделе 9 Конкурсной документации.
Установленные государственным заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" предельные величины значимости критериев соответствуют также показателям, определенным Приложением к Правилам оценки заявок, определяющим минимальную и максимальную значимость нестоимостных критериев оценки (в процентах).
Таким образом, данные показатели критериев, установленные государственным заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" в Конкурсной документации носят объективный характер и направлены на определение наиболее квалифицированного исполнителя по государственному контракту, что отвечает потребностям заказчика, заинтересованного в оказании услуг надлежащего качества. Их установление при проведении рассматриваемой закупки является правомерным и прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Следовательно, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки осуществления закупки (определения поставщика) в действиях государственного заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Доводы Жалобы о возможном нарушении государственным заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Новгородской области" антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения Жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
Руководствуясь статьями 32, 50, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Страхового открытого акционерного общества "ВСК" (173000, Великий Новгород, ул. Б. Московская, д. 9) на действия государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области" (173001, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 2/9) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, извещение N 0850100000414000073 (в редакции N 2) о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.04.2014, необоснованной.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 26 мая 2014 г. N 2968/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2014