Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 26 июня 2014 г. N 3584/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Терентьева А.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителей:
муниципального заказчика - Администрации Ракомского сельского поселения (далее - Администрация Ракомского сельского поселения, Заказчик) - Фролушкиной Натальи Александровны (доверенность N 7/-2014 от 24.06.2014);
подателя жалобы - Закрытого акционерного общества "Новгородское спецавтохозяйство" (173003, Великий Новгород, ул. Черепичная, д. 20; далее - ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство") - Елаго Елены Анатольевны (доверенность N 13 -2014 от 25.06.2014),
рассмотрев жалобу участника закупки - ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации Ракомского сельского поселения при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов с территории Ракомского сельского поселения, извещение N 0150300008514000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 28.05.2014 (далее - Жалоба), и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
19.06.2014 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации Ракомского сельского поселения при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов с территории Ракомского сельского поселения, извещение N 0150300008514000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 28.05.2014.
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" была подана заявка на участие в рассматриваемом аукционе. Всего на участие в аукционе было подано три заявки. Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.06.2014 все три участника, подавшие заявки, были допущены к электронному аукциону. По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании всех заявок соответствующим требованиям, установленным в документации об аукционе. В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе, победителем аукциона было признано ООО "Спецтранссити" как участник, который предложил наиболее низкую цену и заявка которого на участие в таком аукционе соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе.
С данным решением аукционной комиссии ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" не согласно, исходя из следующего.
Согласно подпункту 10.3.2а раздела 10 "Требования к содержанию, составу заявки на участие и инструкция по ее заполнению" документации об аукционе, Заказчиком установлено требование к содержанию второй части заявки о наличии документов (или копий документов), подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение Работ (оказание услуг), являющихся объектом закупки, а именно действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.
Согласно реестру лицензий, опубликованному на сайте Росприроднадзора по Новгородской области, ООО "Спецтранссити" имеет Лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности от 22.06.2012 серия N 00030 (далее - Лицензия), однако по настоящей Лицензии ООО "Спецтранссити" разрешено осуществлять следующий вид лицензируемой деятельности в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (далее - Закон о лицензировании): "сбор отходов III - IV классов опасности". Право на обезвреживание и размещение отходов I - IV класса опасности данной лицензией не предоставлено.
05.02.2013 вступило в силу Постановление Правительства РФ N 84 "О внесении изменении в Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255", на основании которого из перечня работ, установленных Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности" (далее - Постановление Правительства N 255), слова "сбор", "использование" исключены.
В соответствии с пунктом 3 Постановлением Правительства N 255 одним из лицензионных требовании при осуществлении деятельности в области обращения с отходами является у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ здании, строении, сооружении (в том числе объектов размещения отходов).
Согласно статье 22 Закона о лицензровании, лицензирование видов деятельности, не указанных в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензирования видов деятельности, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии в соответствии с Законом о лицензировании в отношении деятельности производимой с отходами, включена только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Следовательно, ООО "Спецтранссити" на момент подачи заявки на участие в аукционе в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе были представлены документы (копии документов) несоответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией Заказчика принято решение о соответствии заявки ООО "Спецтранссити" на участие в аукционе требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе, чем нарушен порядок определения победителя торгов.
Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит обязать Заказчика и его аукционную комиссию устранить нарушения действующего законодательства Российской Федерации путем признания аукциона несостоявшимся.
Представитель ЗАО "Новгородское спецавтохозяйство" на рассмотрении Жалобы поддержал ее доводы и требования в полном объеме.
Заказчик письменных возражении на Жалобу не представил.
Представитель муниципального заказчика - Администрации Ракомского сельского поселения на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы согласился с доводами Жалобы и пояснил, что при рассмотрении вторых частей заявок аукционная комиссия ошибочно признала предоставленную ООО "Спецтранссити" лицензию соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации и документации об аукционе, что привело к принятию неверного решения при определении победителя электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В мае - июне 2014 муниципальным заказчиком - Администрацией Ракомского сельского поселения проводилось осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов с территории Ракомского сельского поселения (начальная (максимальная) цена контракта - 400 000,00 руб.).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе или копии этих документов.
Пунктом 10.3.2а документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать действующую лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требовании) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вторая часть заявки участника электронного аукциона - ООО "Спецтранссити" содержит лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (серия 53 N 00030 от 22.06.2012). По данной лицензии, ООО "Спецтранссити" разрешен сбор отходов III - IV классов опасности.
Вместе с тем, согласно приложению N 3 к документации об электронном аукционе ("Техническая часть"), объектом закупки является не только сбор и вывоз отходов, но и их захоронение, то есть для выполнения работ по предмету аукциона участнику закупки должна быть разрешена деятельность также по обезвреживанию и размещению отходов, что лицензией ООО "Спецтранссити" не предусмотрено.
Следовательно, вторая часть заявки ООО "Спецтранссити" не соответствовала требованиям, установленным документацией об аукционе, поскольку в ней не были представлены копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, принятое аукционной комиссией муниципального заказчика - Администрации Ракомского сельского поселения решение о соответствии заявки ООО "Спецтранссити" на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, является неправомерным и содержит нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 33 Закона о контрактной системе определены правила описания объекта закупки.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Приложении N 3 к документации об электронном аукционе ("Техническая часть") указано, что исполнитель принимает на себя обязанность своими силами, средствами и транспортом осуществлять ликвидацию (погрузку, вывоз спецавтотранспортом на полигон ТБО), включая прием и захоронение на полигоне ТБО несанкционированных свалок твердых бытовых отходов с территории Ракомского сельского поселения.
Таким образом, от участников закупки требуется выполнение работы по предмету контракта исключительно своими силами без привлечения третьих лиц. Учитывая, что в рамках исполнения муниципального контракта предполагается в том числе захоронение ТБО, участниками закупки могут стать только лица, обслуживающие и эксплуатирующие полигоны ТБО.
Учитывая изложенное, Заказчик, установив вышеуказанное требование к выполняемым работам, существенно ограничил количество участников закупки, исключив из числа участников аукциона лиц, имеющих договорные отношения с владельцами полигонов ТБО.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Администрации Ракомского сельского поселения содержатся нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необоснованном ограничении числа участников закупки.
Установленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, повлияли на результаты определения поставщика, что дает основания для их устранения путем выдачи предписания об аннулировании торгов.
Руководствуясь статьями 8, 31, 33, 64, 66, 69, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Закрытого акционерного общества "Новгородское спецавтохозяйство" (173003, Великий Новгород, ул. Черепичная, д. 20) на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации Ракомского сельского поселения (173000, Новгородская область, Новгородский район, деревня Старое Ракомо, ул. Школьная, д. 17) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов с территории Ракомского сельского поселения, извещение N 0150300008514000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 28.05.2014, обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика - Администрации Ракомского сельского поселения нарушения части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе
3. Признать в действиях муниципального заказчика - Ракомского сельского поселения нарушение части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать муниципальному заказчику - Администрации Ракомского сельского поселения, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.
5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица муниципального заказчика - Администрации Ракомского сельского поселения, а также членов его аукционной комиссии.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии
А.Т. Иванов
А.В. Терентьева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 26 июня 2014 г. N 3584/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2014