Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 2 июля 2014 г. N 3723/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Управления Федеральной миграционной службы по Новгородской области (далее - УФСМ России по Новгородской области, Заказчик) - заместителя руководителя УФМС России по Новгородской области Корчева Сергея Юрьевича (доверенность N б/н от 01.07.2014), помощника начальника УФМС России по Новгородской области Дороховой Надежды Сергеевны (доверенность N б/н от 01.07.2014), главного специалиста - эксперта УФМС России по Новгородской области Парамоновой Натальи Борисовны (доверенность N б/н от 01.07.2014);
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "ПетроХолдинг" (173000, Великий Новгород, ул. Федоровский Ручей, д. 2/13, офис 19а; далее - ООО "ПетроХолдинг") - Димитрова Максима Федоровича (доверенность N б/н от 25.06.2014),
рассмотрев жалобу участника закупки - ООО "ПетроХолдинг" на действия государственного заказчика - УФМС России по Новгородской области при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению в аренду изолированного нежилого помещения для размещения УФМС России по Новгородской области, извещение N 0150100003914000026 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.06.2014 (далее - Жалоба), и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
25.06.2014 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "ПетроХолдинг" на действия государственного заказчика - УФМС России по Новгородской области при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению в аренду изолированного нежилого помещения для размещения УФМС России по Новгородской области, извещение N 0150100003914000026 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.06.2014.
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что ООО "ПетроХолдинг" на основании агентского договора, действует по поручению и в интересах другого лица, имеющего в собственности нежилое помещение, соответствующее потребностям заказчика, то есть может пройти процедуру регистрации и участвовать в процедуре проведения аукциона на право заключения договора аренды.
В своей Жалобе ООО "Петрохолдинг" указывает на другие проводимые УМФС России по Новгородской области закупки:
- по перевозке имущества УФМС России по Новгородской области с различных подразделении УФМС России по Новгородской области на один адрес - Великий Новгород, улица Нехинская, дом 8 (извещение N 0150100003914000025 от 11.06.2014);
- на выполнение работ по поставке, монтажу и пускналадке системы охранного видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, системы контроля доступа для нужд УФМС России по Новгородской области по адресу: Великий Новгород, улица Нехинская, дом 8 (извещение N 0150100003914000016 от 19.05.2014);
- выполнение работ по поставке, монтажу, и пусконаладке систем структурированной кабельной сети и силовому электроснабжению для нужд УФМС России по Новгородской области по адресу: Великий Новгород, улица Нехинская, дом 8 (извещение N 0150100003914000017 от 17.05.2014).
Офисным зданием, расположенным по адресу: Великий Новгород, улица Нехинская, дом 8, на праве собственности владеет предприниматель Тян А.И., при этом государственных органов в здании не расположено.
УФМС России по Новгородской области не имеет правовых оснований для владения, пользования и распоряжения указанным зданием, а Тян. А.И. является лишь потенциальным участником закупки на право заключения договора аренды принадлежащего ему здания по вышеуказанному адресу с УФМС России по Новгородской области.
Исходя из хронологического порядка проведения аукционов, неясно, для чего проводить аукцион на проведение работ в помещении принадлежащем Тяну А.И. не имеющего с УФМС России по Новгородской области на момент объявления аукциона договорных отношений по офисному зданию, расположенному по адресу: Великий Новгород, улица Нехинская, дом 8, ранее, чем прошел аукцион на право заключения договора аренды, и для чего использовать бюджетные средства, если правовых оснований для этого не имеется.
ООО "ПетроХолдинг" в своей Жалобе отмечает, что в настоящее время часть отделов УФМС России по Новгородской области расположено в офисном здании по адресу: Великий Новгород, улица Менделеева, дом 4а. Эти офисные помещения так же принадлежат на праве собственности предпринимателю Тяну А.И., и арендуются УФМС России по Новгородской области.
По мнению ООО "ПетроХолдинг", между УФМС России по Новгородской области и предпринимателем Тяном А.И. сложились совместные коммерческие интересы. Из хронологии осуществления закупок следует, что "Арендатор" и "арендуемые помещения" определены заранее, а выполнение УФМС России по Новгородской области вышеуказанных работ создает необоснованное конкурентное преимущество именно для данного здания (по улице Нехинской, дом 8), по сравнению с другими участниками.
В Техническом задании документации об аукционе содержится ряд требований, которые не связаны непосредственно с услугами, оказание которых является предметом торгов и ограничивают конкуренцию, в частности:
- помещение, сдаваемое в аренду, должно принадлежать Арендодателю на праве собственности;
- при наличии 2-х этажей и более необходимо наличие лифта с подъемом до последнего этажа;
- наличие естественного освещения, а также наличие люминесцентных энергосберегающих светильников, наличие пластиковых окон.
Указанные требования направлены на ограничение конкуренции при проведении закупки путем описания характеристик конкретного помещения (улица Нехинская, дом 8) и являются нарушением действующего законодательства.
По мнению ООО "ПетроХолдинг" из вышеуказанного следует, что УФМС России по Новгородской области нарушает право ООО "ПетроХолдинг" как потенциального участника аукциона на заключение договора аренды.
Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит провести проверку торгов на предмет нарушения действующего законодательства.
Представитель ООО "ПетроХолдинг" на рассмотрении Жалобы поддержал ее доводы и требования в полном объеме.
Государственный заказчик - УФМС России по Новгородской области считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. 2/16803 от 30.06.2014).
Областной аппарат Управления в настоящий момент пользуется на правах аренды для размещения под офис зданием, находящимся в собственности индивидуального предпринимателя Тяна А.И. по адресу: улица Менделеева, дом 4а.
Сотрудники Отдела УФМС России по Новгородской области в городе Великий Новгород размещены в настоящий момент в нежилых помещениях, которыми пользуется Управление на правах аренды по Договору с КУМИ Великого Новгорода по адресу: улица Большая Московская, дом 116/2.
В 2013 году КУМИ Великого Новгорода устно уведомило УФМС России по Новгородской области о передаче в залог с 26.09.2014 Акционерному коммерческому банку "Банк Москвы" вышеуказанных нежилых помещений (письменное уведомление поступило 13.12.2013).
ФМС России сначала устно, а затем и письменно указанием от 09.12.2013 года запретило УФМС России по Новгородской области заключать с банком Дополнительное соглашение на аренду нежилых помещений для территориального подразделения, было рекомендовано активизировать поиск нежилых помещений, предоставляемых на безвозмездной основе, находящихся в федеральной или муниципальной собственности.
По результатам проведенного мониторинга с учётом направленного в ноябре 2013 года коммерческого предложения от ИП Тяна А.И., УФМС России по Новгородской области направило в ФМС России запрос на согласование Договора аренды на строящееся здание по улице Нехинская, 1 линия, для размещения двух подразделений УФМС России по Новгородской области - областного аппарата и Отдела в городе.
12 марта 2014 года в адрес УФМС России по Новгородской области пришло письменное согласование на заключение в конце 1 квартала 2014 года по выделенным лимитам Договора аренды по улице Нехинская, 1 линия, для размещения двух подразделении УФМС России по Новгородской области при условии одновременного отказа от аренды двух других помещений: по улице Менделеева, дом 4а и улице Большой Московской, дом 116/2.
В связи с этим 1 апреля 2014 года был заключен Предварительный договор на передачу части объекта, незавершенного строительством во временное безвозмездное пользование для ведения подготовительных работ по адресу: улица Нехинская, дом 8. Заключение такого Предварительного договора позволяло производить УФМС России по Новгородской области закупки, обеспечивающие бесперебойную работу подразделений миграционной службы в новом здании после переезда.
Также Заказчик объяснил наличие в Техническом задании документации об аукционе требований к арендуемому помещению, указанных в Жалобе, следующими доводами.
Наличие лифта предусмотрено для обеспечения беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями, включая инвалидов, использующих кресла - коляски.
Требование о наличии люминесцентных ламп установлено в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) для обеспечения энергетической эффективности здания. Люминесцентные лампы являются энергосберегающими, при этом их стоимость более низкая, нежели ламп нового поколения - светодиодных ламп, что оказывает существенное значение для дальнейшей эксплуатации нежилых помещений.
Требование о наличии пластиковых окон также установлено в соответствии со статьей 11 Закона об энергосбережении с целью исключения нерационального расхода энергетических ресурсов в процессе эксплуатации. Кроме того, в случае ремонта окон лимиты по данной статье расходов связаны с проведением капитального ремонта, что категорически запрещает осуществлять центральный аппарат ФМС России в арендованных нежилых помещениях.
По вопросу об установлении в документации об аукционе требования, что сдаваемое в аренду помещение должно принадлежать Арендодателю на праве собственности, представители УФМС России по Новгородской области пояснили, что на основании указания ФМС России от 12.11.2012 года N ВЛ 1/7 - 14862 УФМС России по Новгородской области обязано согласовывать с центральным аппаратом приобретение недвижимости в аренду. Данная процедура предполагает подготовку пакета документов, среди которых согласие собственника, копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на помещения, планируемые к аренде. Руководствуясь данным указанием, УФМС России по Новгородской области установило в документации об аукционе требование, что сдаваемое в аренду помещение должно принадлежать Арендодателю на праве собственности.
На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика - УФМС России по Новгородской области поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В июне - июле 2014 года государственным заказчиком УФМС России по Новгородской области проводилось осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по предоставлению в аренду изолированного нежилого помещения для размещения УФМС России по Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта - 16 000 000,00 руб.).
1 апреля 2014 года между УФМС России по Новгородской области и предпринимателем Тяном А.И. был заключен предварительный договор на передачу части объекта, незавершенного строительством во временное безвозмездное пользование для ведения подготовительных работ по адресу: улица Нехинская, дом 8. После заключения такого договора УФМС России по Новгородской области смогли начать производить закупки, обеспечивающие бесперебойную работу своих подразделений в здании, которое УФМС России по Новгородской области собирается в будущем арендовать.
Таким образом, доводы Жалобы о невозможности осуществления закупок на выполнение определенных работ на данном объекте для нужд и в интересах Заказчика необоснованны, поскольку Заказчик имеет право пользования данным помещением по вышеуказанному договору.
Требование Технического задания документации об аукционе о наличии лифта (подъемного устройства) обусловлено необходимостью обеспечения прав людей с ограниченными возможностями и инвалидов для их беспрепятственного доступа в арендуемое здание.
Согласно части 1 статьи 11 Закона об энергосбережении здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, установленное требование о наличии люминесцентных энергосберегающих светильников является обоснованным и соответствует интересам Заказчика.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 11 Закона об энергосбережении требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.
Требование о наличии пластиковых окон установлено с целью исключения нерационального расхода энергетических ресурсов в процессе эксплуатации.
Таким образом, все указанные выше требования, установленные в Техническом задании документации об аукционе к объекту закупки, соответствуют действующему законодательству, отвечают интересам Заказчика и не направлены на ограничение количества участников закупки.
2. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 33 Закона о контрактной системе определены правила описания объекта закупки.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В подпункте 6.3 пункта 6 Технического задания документации об аукционе указано, что помещение, сдаваемое в аренду, должно принадлежать Арендодателю на праве собственности и на основании Свидетельства о государственной регистрации права, выданного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право Арендодателя на помещение должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, Заказчик устанавливает требование о нахождении в собственности участника закупки помещения, аренда которого является предметом аукциона.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Следовательно, гражданским законодательством предусмотрена возможность заключения договора аренды не только непосредственно с собственником имущества, но и с лицами, специально уполномоченными данным собственником.
Заказчик не представил каких-либо убедительных доказательств (со ссылками на действующие нормативные правовые акты) того, что принять участие в рассматриваемом аукционе могут только собственники арендуемых помещений.
Между тем, установление указанного требования к объекту закупки существенно ограничивает круг возможных участников аукциона и нарушает права лиц, выступающих арендодателями в силу наделения их такими полномочиями собственником арендуемого помещения (в частности ООО "ПетроХолдинг").
Таким образом, в действиях государственного заказчика - УФМС России по Новгородской области содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в необоснованном ограничении числа участников закупки.
Установленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, повлияли на результаты определения поставщика, что дает основания для их устранения путем выдачи предписания.
Руководствуясь статьями 8, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "ПетроХолдинг" (173000, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 2/13, офис 19а) на действия государственного заказчика - Управления Федеральной миграционной службы по Новгородской области (173016, Великий Новгород, ул. Менделеева, д. 4а) при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению в аренду изолированного нежилого помещения для размещения УФМС России по Новгородской области, извещение N 0150100003914000026 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 16.06.2014, частично обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Управления Федеральной миграционной службы по Новгородской области нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственного заказчику - Управлению Федеральной миграционной службы по Новгородской области, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушений в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Управления Федеральной миграционной службы по Новгородской области.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии
А.Т. Иванов
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 2 июля 2014 г. N 3723/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2014