Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 июня 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующий Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии:
- Политов К.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
- Ваганова Е.Д., специалист 1 разряда отдела контроля локальных и естественных монополий,
в присутствии: представителей ООО "Страховая фирма "Адонис" - Чиркова М.В., Бортникова Ю.Л. (по доверенности), представителя ММБУ "Соликамская центральная районная больница", Комиссии по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок - Лукаянченко А.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Страховая фирма "Адонис" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0356300262414000035),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300262414000035 Заказчиком проводился запрос котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Котировочной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно протоколу N32 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 06.06.2014 г. и Приложению N3 к нему на участие в запросе котировок поступило 5 котировочных заявок: ОАО "СОГАЗ", ООО "СФ Адонис", ООО "Росгосстрах", СОАО "ВСК", ООО "СК Северная казна", все из которых были признаны Котировочной комиссией соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок от 29.05.2014 г. Победителем запроса котировок признано СОАО "ВСК" в связи с лучшим предложением о цене контракта - 38 944,80 руб.
ООО "Страховая фирма "Адонис" заняло второе место по предложению о цене контракта после победителя, предложив цену контракта - 42 605,00 руб. Заявитель считает, что Котировочная комиссия нарушила требования Закона о закупках, признав победителем запроса котировок СОАО "ВСК", предложение о цене контракта которого, не соответствует Постановлению Правительства РФ от 08.12.2005 года N 739.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении запроса котировок, НМЦК составляет 45 756,39 руб. Обоснование НМЦК Заказчиком приведено в документе "Расчет НМЦК", приложенного к извещению о проведении запроса котировок. Согласно данному расчету Заказчиком при определении и обосновании НМЦК применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Согласно ч.2 статьи 22 Закона о закупках метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО определено, что установленные в соответствии с данным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 года N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
Указанным Постановлением установлено, что при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования рассчитывается с применением коэффициентов, определяемых в зависимости от обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска, в частности, от категории транспортного средства, от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, от мощности двигателя легкового автомобиля, от срока страхования, от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Комиссия отмечает, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств (части 1, 2 статьи 9 Закона об ОСАГО).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о закупках, документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении запроса котировок, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 ч.1 ст.22 Закона о закупках начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения, в том числе тарифного метода.
В соответствии с ч.8 ст. 22 Закона о закупках тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Таким образом, Комиссия установила, что Заказчиком применен неверный метод при определении и обосновании НМЦК, поскольку, учитывая специфику закупки и исходя из того, что предложенная всеми участниками закупки цена контракта должна быть идентичной, поскольку только Заказчик обладает полной и достоверной информацией об объекте, а потенциальные же участники закупки, не обладая до момента заключения контракта, указанными сведениями, не вправе применять иные базовые ставки и тарифы, чем те, которые применены Заказчиком, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о закупках.
Согласно ч.6 ст.78 Закона о закупках победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Часть 7 названной статьи содержит требование, согласно которому Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Вместе с тем, в действиях Котировочной комиссии, рассматривающей, как указано выше, заявки на участие в запросе котировок исключительно на соответствие требования, установленным документацией о проведении запроса котировок, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Страховая фирма "Адонис" на действия Комиссии по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0356300262414000035) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать Заказчику, Котировочной комиссии предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении ответственных должностных лиц ММБУ "Соликамская центральная районная больница" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 июня 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2014