Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 июня 2014 г. N 1158/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Н.А. Кожемяко,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N1158/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении конкурса с ограниченным участием N 0358300284514000013 "Выполнение работ по строительству подземного пешеходного перехода пр.Шолохова-пл.Октябрьская г.Ростов-на-Дону" (далее - конкурс), в присутствии представителя Заказчика (Баликоева К.С., Ухова В.И.), представителя Привлеченного лица (Бадура И.А.), в отсутствие представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на выбранный Заказчиком способ определения поставщика; нарушение Заказчиком при проведении конкурса ч.ч.1,2 ст.33 Закона путем невключения в состав конкурсной документации проектно-сметной документации.
Заказчик в возражении отрицал нарушения Закона при выборе способа определения поставщика; относительно отсутствия на официальном сайте проектно-сметной документации (далее - ПСД) пояснил, что изначально при размещении на сайте конкурсной документации 30.05.2014 года ПСД в составе данной документации отсутствовала, но 07.06.2014 года ПСД размещена на официальном сайте в полном объеме.
Представитель Привлеченного лица на заседании Комиссии свою позицию не изложил.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно извещению о проведении конкурса с ограниченным участием в редакции N2 от 07.06.2014 г. N0358300284514000013:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 26.06.2014 г. в 11-00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 68 013 980 руб.
Внеплановой проверкой установлено, что проектно-сметная документация по конкурсу "Выполнение работ по строительству подземного пешеходного перехода пр.Шолохова-пл.Октябрьская г.Ростов-на-Дону" при размещении закупки 30.05.2014 года не была размещена на официальном сайте.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в т.ч. следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи.
Согласно ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом в соответствии с ч.3 ст.53 Закона конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Исходя из этого, с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 743 ГК РФ), регламентирующих условия договора строительного подряда, Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 48, 53 ГрК РФ), регламентирующих порядок организации и строительства (капитального ремонта зданий), Технического регламента в области строительства, предусмотренная ч.1 ст.50 Закона обязанность заказчика о необходимости установления в конкурсной документации требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, требования к результатам работ применительно к конкурсам, на которых размещается закупка на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объекта капитального строительства, можно считать исполненной надлежащим образом, только в случае размещения им в составе конкурсной документации ПСД в полном объеме.
ПСД должна была быть включена в конкурсную документацию в полном объеме и так же в полном объеме размещена на официальном сайте Российской Федерации в составе конкурсной документации, так как все существенные условия и особенности выполнения работ по предмету контракта - строительство дошкольной образовательной организации, содержатся в ПСД.
Законодательство Российской Федерации в области строительства не предполагает возможности осуществления строительства с использованием только части проектной документации, а требует ее соблюдения в полном объеме.
Строительные работы должны выполняться в соответствии с ПСД, при их выполнении должны использоваться материалы, оборудование, указанные в проектной документации, а их результат должен соответствовать требованиям проектной документации.
Кроме того, правильное составление заявки на участие в конкурсе фактические невозможно без ознакомления с ПСД.
Аналогичная позиция по указанному вопросу высказана в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 15АП-2207/2011 по делу N А53-20147/2010, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2010 по делу N А05-19235/2009, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2010 по делу N А58-3760/2009.
В конкурсной документации на момент подачи жалобы Заявителя (06.06.2014 года) отсутствовала проектно-сметная документация, а именно: локальные сметы и проект.
Таким образом, конкурсная документация в полном объеме на официальном сайте не была размещена.
Данное обстоятельство является препятствием для реализации целей регулирования Закона, приведенных в ч.1 ст.1 Закона, а именно, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.
Согласно ч.3 ст.50 Закона размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
С учетом изложенного, размещение на официальном сайте Российской Федерации информации о закупке путем проведения конкурса с ограниченным участием, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках такому размещению, в ненадлежащем виде, является нарушением Заказчиком ч.ч.1, 3 ст.50 Закона.
Комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении указанных нарушений Закона, так как они не повлияли на результат проведения торгов, поскольку устранены Заказчиком до рассмотрения жалобы.
В силу ч.2 ст.56 Закона проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
- перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ.
В "Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1089 (далее - Перечень случаев N1089), под N6 включено "выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей".
Таким образом, способ определения поставщика выбран Заказчиком без нарушения норм Закона, поскольку:
- объектом закупки является строительство подземного пешеходного перехода для муниципальных нужд;
- начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей.
Рассмотренный довод жалобы в ходе внеплановой проверки признан необоснованным.
В извещении о проведении конкурса указывается информация, приведенная в ст. 42 Закона (ч.3 ст.49 Закона).
В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика, установленном в соответствии с Законом (ст. 42 Закона).
Извещение по закупке N 0358300284514000013 не содержит ограничений участия в определении поставщика.
Конкурсная документация должна содержать информацию, в том числе, приведенную в извещении по закупке (ч.1 ст.50 Закона).
Согласно п.10 Информационной карты Заказчик установил следующее требование к участникам закупки: "Заказчик устанавливает требование об отсутствии в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Сведения, указанные в документации, не соответствуют информации, приведенной в извещении.
Заказчиком в нарушение п.4 ст.42 Закона в извещении о проведении закупки не содержится информация об ограничении участия в определении поставщика.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п.4 ст.42, ч.ч.1, 3 ст.50 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки - включить в содержание извещения ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное Заказчиком в п.10 Информационной карты конкурсной документации, а именно: отсутствие в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.А. Кожемяко
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 июня 2014 г. N 1158/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2014