Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "СпецКапСтройРостов" на действия комиссии Заказчика - Администрации Кашарского сельского поселения при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0158300005114000004 "Электронный аукцион, проводимый с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: "Благоустройство территории пешеходной центральной части ул. Ленина и ул. Комсомольской в сл. Кашары Кашарского района Ростовской области" (далее - аукцион), размещенного при участии Специализированной организации - ООО "Экспертная тендерная организация", по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Специализированной организации (Козырь М.И., Савченко А.С.), Правительства Ростовской области (Новикова М.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона.
Заявитель полагает, что документация об аукционе, в том числе, проект контракта, содержит положения, противоречащие требованиям законодательства о контрактной системе.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указал о том, что документация об аукционе, в том числе, проект контракта, разработаны с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона.
Представитель Привлеченного лица пояснений по существу дела не представил.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка заказа, в ходе которой установлено:
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, порядок функционирования которой будет установлен Правительством РФ (ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона), информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 112 Закона).
21.04.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации, электронной площадке ЭТП ММВБ Заказчиком опубликовано извещение о проведении аукциона N 0158300005114000004.
Согласно извещению: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 614 830.00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок: 14.05.2014 09:00.
1) Согласно ч. 5 ст. 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указываются: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона.
Из ч. 1 ст. 64 Закона следует, что документация об аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении.
Согласно п. 1.9.1 документации об аукционе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заказчик предоставляет учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ указана заказчиком в извещении об осуществлении закупки и в Информационной карте аукциона, в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Требований о предоставлении учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в Информационной карте, извещении не установлено.
Согласно п. 1.9.2 документации об аукционе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик предоставляет преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ указана заказчиком в извещении об осуществлении закупки и в Информационной карте аукциона, в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Требований о предоставлении преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в Информационной карет, извещении не установлено.
Довод Заявителя о том, что из документации об аукционе, извещения не представляется возможным установить предоставляются ли преимущества организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества, необоснован.
Согласно п. 1.9.3 документации об аукционе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещении об осуществлении закупки и в Информационной карте аукциона могут устанавливаться ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В извещении указано о том, что "участники закупки должны соответствовать условиям отнесения лица к субъектам малого предпринимательства, установленным в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", социально ориентированным некоммерческие организации (за исключением социально ориентированным некоммерческим организациям, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В этом случае участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупке свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям".
Из извещения следует, что Заказчиком предоставлены преимущества "субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Документация об аукционе, извещение позволяют определить, что при размещении данной закупки Заказчиком установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Довод Заявителя в части невозможности определения установлены либо нет преимущества для указанных категорий участников необоснован.
2) Согласно п. 5.2.6 документации об аукционе "шаг аукциона" устанавливается в размере, указанном в Информационной карте аукциона.
Информационная карта либо иная часть документации об аукционе, извещение не содержат сведений о шаге аукциона, в том числе, его размере.
Требований к указанию в документации об аукционе, извещении сведений о размере шага аукциона Закон не содержит.
Довод Заявителя относительно необходимости указания в документации об аукционе сведений о размере шага аукциона не основан на нормах права, необоснован.
3) В ч. 2 ст. 34 Закона установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Закона.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Согласно п. 2.1 проекта контракта "цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом и Федеральным законом N 44-ФЗ".
Согласно п. 2. 4 проекта контракта "если по предложению Заказчика увеличивается предусмотренный Контрактом объем работы, не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренный Контрактом объем работы не более, чем на десять процентов.
При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в Контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренного Контрактом объема работы стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы работы".
Приведенные положения проекта контракта не противоречат нормам Закона.
Заявителем не указаны положения Закона, которые, по его мнению, нарушены Заказчиком при установлении пункта 2. 4 в проекте контракта.
Довод Заявителя относительно того, что Заявителю не понятно, "что происходит в случае увеличения либо уменьшения объема работ" необоснован.
4) Условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, относится к обязательным условиям контракта (ч. 4 ст. 34 Закона).
Условия об ответственности Подрядчика, Заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены Заказчиком в п.п. 9.2, 9.3 проекта контракта.
В данных пунктах конкретный размер штрафа не установлен, однако указано сколько процентов от цены контракта он составляет.
Размер штрафа устанавливается в зависимости от цены контракта.
Цена контракта определяется по итогам проведения электронного аукциона путем снижения начальной (максимальной) цены контракта.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком в проекте контракта не установлен конкретный размер штрафа не основан на нормах права.
5) Согласно п. 5. 1 проекта контракта "если во время производства работ будут приняты новые или изменены действующие обязательные технические правила и регламенты, "Подрядчик" обеспечит соответствие проектно-сметной документации таким новым/измененным техническим правилам и регламентам".
В рамках данной закупки разработка проектной документации не требуется, ввиду чего документация в отношении данного аукциона не содержит данной документации.
На официальном сайте Российской Федерации размещены сметы для выполнения работ по предмету контракта.
Наличие в документации об аукционе, в том числе, проекте контракта, пункта 5. 1 не возлагает на участников закупки, дополнительных обязательств.
6) По мнению Заявителя, пункт 2. 6 проекта контракта, согласно которому "в случае начисления заказчиком неустойки (штрафа, пеней) и выставления требования об уплате, оплата по контракту осуществляется только после уплаты подрядчиком такой неустойки", исключает для участника закупки оплату работ по итогам выполнения работ.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 702 Кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 720 Кодекса заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
На основании пункта 1 статьи 746 Кодекса оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 711 Кодекса, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие, в том числе, о порядке и сроках оплаты работы.
Проект контракта содержит условие о порядке и сроках оплаты, в том числе, конкретный срок оплаты работ- не позднее 31.12.2014 г. (п.п. 3. 4, 3. 5, 3. 6 проекта контракта).
Довод Заявителя опровергается фактическим обстоятельствам дела.
7) В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона изменение существенных условий контракта не допускается, кроме случаев, перечисленных в этой статье.
Определение понятия существенных условий контракта следует из положений п. 1 ст. 432 ГК РФ.
Согласно п. 7. 2 проекта контракта "в случае выявления необходимости поставки материалов, которые Сторонами не учтены по настоящему контракту, "Подрядчик" самостоятельно и в счет контрактной цены поставляет требуемые/необходимые материалы, перечень которых согласуется с "Муниципальным заказчиком" и организацией, осуществляющей строительный контроль".
Такое основание как "выявление необходимости поставки материалов, которые Сторонами не учтены по настоящему контракту" не названо в ст. 95 Закона в качестве основания для изменения существенных условий контракта.
Установление пункта 7. 2 в проекте контракта является нарушением ч. 1 ст. 95 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СпецКапСтройРостов" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 95 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание:
внести изменения в проект контракта путем исключения пункта 7. 2;
контракт, с внесенными в него изменениями, направить победителю торгов (единственному участнику аукциона) для его дальнейшего заключения между сторонами.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику возможность исполнения выданного предписания.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 мая 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2014