Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 июня 2014 г. N 1093/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N1093/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении конкурса с ограниченным участием N 0158300052514000057 "Выполнение работ по строительству объекта: "Строительство детского сада на 95 мест в 3 мкр жилого района "Левенцовский" (п.3-19)" (далее - конкурс), в присутствии представителей Заказчика (Манцивода Н.Н., Савенко О.М.), представителя Привлеченного лица (Новиковой М.А.), в отсутствие представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на нарушение Заказчиком при проведении конкурса ч.2 ст.8, ч.1 ст.33 Закона, ч.3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ) путем объединения в один лот строительных работ и поставки товаров различного назначения.
Заказчик в возражении отрицал нарушения Закона относительно объединения в один лот строительных работ и поставки товаров различного назначения, пояснил, локальный сметный расчет N02-01-07-2, в котором содержится различное технологическое оборудование, в том числе описанное Заявителем в жалобе, ошибочно указан в приложении N1 к конкурсной документации. Указанная смета не включена Заказчиком в сводный сметный расчет и оборудование, не связанное со строительными работами, не подлежит поставке в рамках данного конкурса. Заказчик просил признать жалобу необоснованной.
Представитель Привлеченного лица на заседании Комиссии свою позицию по доводам жалобы не изложил.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно извещению о проведении конкурса с ограниченным участием в редакции N4 от 13.05.2014 г. N0158300052514000057:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 28.05.2014 г. в 15-00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 108 344 700 руб.
Внеплановой проверкой установлено, что проектно-сметная документация по конкурсу N0158300052514000057 "Выполнение работ по строительству объекта: "Строительство детского сада на 95 мест в 3 мкр жилого района "Левенцовский" (п.3-19)" при размещении закупки 25.04.2014 года была размещена на официальном сайте в полном объеме. В локальном сметном расчете N02-01-07-2 "Технология производства. Немонтируемое оборудование. Детский сад", размещенном Заказчиком в составе конкурсной документации, указаны товары, которые функционально и технологически не связаны с предметом аукциона, например:
- кровать односпальная детская 1200х600х300/500 (позиция 1);
- телевизор с DVD- плеером SONY KDL (позиция 19);
- утюг (позиция 62);
- пианино (позиция 74);
- парта 1 местная Н-60 (позиция 92) и другие товары.
В приложении N1 к конкурсной документации "Описание объекта закупки" Заказчик установил: "Объем поставляемого технологического оборудования определяется в соответствии со сметным расчетом ЛС02-01-07.2. Иное технологическое оборудование (не предусмотренное ЛС 02-01-07. 2), предусмотренное в разделе проекта ТХ, подрядчиком, в рамках данного контракта не поставляется".
Таким образом, Заказчик прямо указывает в конкурсной документации на необходимость поставки товаров, описанных в локальном сметном расчете N02-01-07-2 "Технология производства. Немонтируемое оборудование. Детский сад".
Согласно ч.2 ст.8 Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Согласно ч.1 ст.27 Закона участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом.
При определении поставщика заказчик вправе в соответствии с Законом объединить в один лот товары, работы, услуги. Однако данное право должно реализовываться с соблюдением запрета на объединение в один лот оборудования, технологически и функционально не связанного между собой; указанных в ч.2 ст.8, ч.1 ст.27. ч.1 ст.50, ст.33 Закона запретов и ограничений.
Это обусловлено, в частности, тем, что объединение в один лот различных по функциональным характеристикам товаров при проведении торгов ведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять в них участие, поскольку, исходя из ч.1 ст.50, ст.53, ст.56 Закона, положений конкурсной документации участник закупки не допускается к участию в конкурсе в случае, если его заявка не соответствует требованиям конкурсной документации.
При этом Законом не предусмотрено заключение контракта на поставку части товаров и (или) выполнение части работ, включенных в единый лот конкурса.
Имеющаяся у Заказчика потребность как в работах по строительству, так и в мебели, телевизоре, пианино сама по себе не означает, что данный товар неразрывно связан с объектом строительства, в т.ч. работами по строительству этого объекта, т.е. находятся в такой технологической и функциональной взаимосвязи, при которой неизбежно должны закупаться вместе.
Согласно п.1 ст.4 Закона N135-ФЗ товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с п.13 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Указанный в настоящем решении товар имеет функциональное назначение, выраженное в его наименовании - мебель, утюг, телевизор, пианино.
При этом в силу ч.2 ст.52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Частью 7 ст.55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, исходя из планируемой стоимости работ по организации строительства (по одному договору).
Требование о представлении участником размещения заказа во второй части аукционной заявки копии свидетельства о допуске к работам по организации строительства установлено Заказчиком в п.15 Информационной карты конкурса.
В то же время поставка товара, указанного в настоящем решении, не требует наличия названного свидетельства; членства участника размещения заказа в саморегулируемых организациях; уплаты взносов в определенных ч.7 ст.55.16 ГрК РФ размере и порядке.
Следовательно, законодателем предусмотрены различные условия введения в оборот (в т.ч. для нужд заказчиков) работ по строительству и товара, указанного в настоящем решении.
Необходимость пользоваться мебелью, смотреть телевизор, играть на пианино, т.е. использовать указанный в локальной смете и в настоящем решении товар по его назначению, не исключает раздельной закупки этого товара и работ по строительству.
Требование Заказчика о выполнении работ и поставке мебели, утюга, телевизора, пианино в рамках единого лота (а соответственно, и единого контракта), привело к ограничению количества участников закупки, поскольку исключило из числа участников лиц, способных исполнить контракт в части поставки данного товара, но не в части работ по строительству.
Такими лицами могут быть участники, которые не имеют вышеуказанного свидетельства и опыта работ по строительству; при этом имеют возможность удовлетворить потребность Заказчика в товарах.
Следовательно, Заказчика надлежит признать нарушившим ч.2 ст.8, ч.1 ст.27 Закона.
В силу ч.7 ст.56 Закона в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи
Согласно ч.4 ст.56 Закона в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1 статьи 31 Закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с положениями части 2 статьи 31 Закона Заказчик в п.13 Информационной карты установил к участникам конкурса следующие дополнительные требования:
"- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на выполнение работ (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием;
- наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта".
В п.15 Информационной карты конкурса Заказчик установил следующее: "перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ - формируется с учетом потребности отраженной в разделе ПОС проектной документации".
В разделе проекта 80-2012-1-ПОС.ПЗ (лист 34) указана потребность Заказчика в основных строительных машинах, механизмах и транспортных средствах:
Наименование, тип, марка |
Основные технические параметры |
Количество по годам строительства |
||
1 |
2 |
3 |
||
Автокран КС 55715 |
Грузоподъемность до 30т, вылет стрелы до 20-м |
1 |
|
|
Лебедка электрическая ЛМ-2 |
Грузоподъемность 2т |
1 |
|
|
Автосамосвал ЗИЛ |
Грузоподъемность 5т |
2 |
|
|
Трансформатор свар.ТД-300 |
сварочный ток 315А |
1 |
|
|
Компрессорная станция ЗИФ-55-ПВ-4/0.7 |
производительность 4м3/мин |
1 |
|
|
Малярная станция СО-48 |
производительность 480л/мин |
1 |
|
|
Экскаватор ЭО-3322 на шасси (с отвалом) |
Емкость ковша 0,4 м3 |
1 |
|
|
Бульдозер Shantui SD08 (мощность 80л.с) |
Ширина колеи 1450 мм |
1 |
|
|
Согласно протоколу результатов предквалификационного отбора от 29.05.2014 года к участию в конкурсе допущены все участники, подавшие заявки: ООО "Проектно-строительная компания Центр инженерных технологий" и ООО "Континент".
Заявки указанных участников признаны соответствующими требованиям ч.2 ст.31 Закона.
Внеплановой проверкой установлено, что в заявке, поданной ООО "Континент" отсутствует предложение участника по следующим материальным ресурсам: "лебедка электрическая ЛМ-2" и "малярная станция СО-48".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии признал отсутствие указанных материальных ресурсов в заявке ООО "Континент".
Таким образом, Заказчик, признавая данного участника соответствующим дополнительным требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с ч.2 ст.31 Закона, нарушил требования ч.7 ст.56 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.8, ч.1 ст. 27, ч.7 ст.56 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание об отмене всех сформированных протоколов и об аннулировании названного конкурса.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Коренченко
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 июня 2014 г. N 1093/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2014