Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 2 июня 2014 г. N 1084\03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
|
Председатель Комиссии К.А. Коренченко, |
|
Члены Комиссии Т.С. Акопян, А.Д. Кравцов, |
рассмотрев дело N1084/03 о нарушении норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме N0358300008414000189 "Строительство подъезда к х.Обухов-4 от автодороги "п.Тополевый-ст.Божковская Красносулинского района Ростовской области", в присутствии: от Заказчика - М.А. Борисова, Г.В. Неграмотновой, Е.А. Чернышевой, от Заявителя - Е.С. Савченко, от ООО "Ростовское ДСУ" - М.А. Калашникова, от Привлеченного лица - И.А. Бадуры,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России 28.05.2014 г. (вх.N10458) поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона - наличии противоречий в документации об аукционе.
Заявитель полагал, что из ответа на запрос Заявителя о разъяснении положений документации об аукционе следует "неразумность действий Заказчика, которая приводит к ограничению конкуренции".
В этой связи Заявитель настаивал на выдаче Заказчику предписания о внесении изменений в документацию об аукционе.
Уполномоченный орган в возражении на жалобу (от 30.05.2014 г. N1242):
- нарушения Закона отрицал; жалобу полагал необоснованной;
- указал, что положения документации об аукционе не противоречат ни требованиям Закона, ни друг другу.
Представитель Привлеченного лица не сообщил правовую позицию по делу.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно "Извещению на проведение аукциона в электронной форме" N0358300008414000189 (в редакции N4 от 26.05.2014 г.; далее - Извещение):
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 03.06.2014 г. в 09-00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 31 002 740 руб;
- организацией, осуществляющей закупку, являлся Уполномоченный орган;
В Извещении в редакции N3 от 22.05.2014 г. дата и время окончания подачи заявок установлены следующим образом: 30.05.2014 г. в 09-00.
2. Документация об аукционе утверждена Первым заместителем Главы Заказчика, в нее 21.05.2014 г., 22.05.2014 г. и 26.05.2014 г. внесены изменения.
Согласно п.7.2.1 Информационной карты аукциона:
- обеспечение исполнения обязательств по контракту предоставляется в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 9 300 822 руб;
- обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об электронном аукционе;
- способ обеспечения исполнения муниципального контракта определяется участником аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно;
- обеспечение исполнения по контракту (в случае внесения подрядчиком денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта) возвращается подрядчику в течение 10 банковских дней после предоставления Заказчику необходимых документов для ввода объекта закупки в эксплуатацию;
- срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 12 месяцев.
Счет Заказчика указан в Извещении и п.7.2.1 Информационной карты аукциона.
Пункт 7.2.2 раздела 1.2 документации об аукционе имеет следующее содержание:
- исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет;
- способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно;
- срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 12 месяцев;
- банковская гарантия, предоставляемая поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть внесена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.
Согласно п.п.1.3, 1.4 Проекта муниципального контракта:
- подрядчик в целях обеспечения надлежащего исполнения своих обязательств, вытекающих из выполнения работ "по строительству __________ по настоящему контракту" до его подписания, и на срок выполнения всех работ по строительству, предусмотренных контрактом, предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере 30% от начальной (максимальной) "стоимости контракта";
- исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет;
- затраты на получение и исполнение банковской гарантии несет подрядчик;
- денежные средства, внесенные подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются подрядчику в течение 10 банковских дней после предоставления Заказчику необходимых документов для ввода объекта закупки в эксплуатацию.
Данные положения документации об аукционе, в их буквальном содержании, не содержат противоречий; взаимно дополняют и аналогичны друг другу; раскрывают размер; способы, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта; требования к обеспечению исполнения контракта - банковской гарантии.
Кроме того, названные положения документации не содержат признаков нарушения норм Закона, в т.ч. ч.27 ст.34, ст.45, п.8 ч.1 ст.64, ч.ч.3,6 ст.96 Закона.
В частности, в силу ч.27 ст.34, ч.3 ст.96 Закона:
- в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется подрядчиком);
- срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц.
Жалоба Заявителя является необоснованной.
При рассмотрении дела представитель Заявителя сообщил, что приведенные положения документации "видимо, не противоречат никаким нормам Закона".
3. В силу ч.3 ст.65 Закона:
- любой участник электронного аукциона. поучивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе;
- в течение 1 часа с даты поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона в течение 2 дней с даты поступления от оператора электронной площадки такого запроса заказчик размещает в единой информационной системе (ЕИС) разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В силу ч.6 ст.65 Закона:
- заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснении положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
- в течение 1 дня с даты принятия данного решения изменения, внесенные в документацию об аукционе, размещаются заказчиком в ЕИС.
В соответствии с ч.5 ст.112 Закона до ввода в эксплуатацию единой информационной системы (ЕИС) информация, подлежащая размещению в ЕИС, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В силу п.1 "Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 г. N913, таким сайтом является www.zakupki.gov.ru.
Заявителем приложен к жалобе:
- его запрос о разъяснении положений документации об аукционе, в т.ч. п.7.2.1 Информационной карты аукциона, п.7.2.2 раздела 1.2 документации об аукционе, п.1.4 Проекта муниципального контракта;
- ответ на данный запрос.
В ответ на данный запрос Уполномоченный орган 26.05.2014 г. разместил на официальном сайте документацию об аукционе в редакции N4 (с учетом изменений).
Вместе с тем в нарушение ч.4 ст.65 Закона разъяснение положений документации об аукционе не было размещено на официальном сайте.
3.1. В силу п.10 ст.3 Закона уполномоченным органом признается в т.ч. муниципальный орган, на который возложены полномочия, предусмотренные ст.26 Закона.
В соответствии с ч.3 ст.26 Закона местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены на муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений.
Согласно п.2.2.3 раздела 1.2 документации об аукционе установленную ч.4 ст.65 Закона обязанность надлежало выполнить Уполномоченному органу.
На основании п.20 "Порядка взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков Красносулинского района в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд", утвержденного Решением Собрания депутатов Красносулинского района от 24.12.2013 г. N339, Уполномоченный орган размещает разъяснения положений документации на официальном сайте.
Таким образом, Уполномоченный орган допустил нарушение ч.4 ст.65 Закона.
Размещение названных разъяснений на электронной площадке Оператора (вместо их размещения на официальном сайте) нормами Закона не предусмотрено.
4. Согласно п.4 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержаться ограничение участия в определении подрядчика, установленное в соответствии с Законом.
В Извещении указано: "Ограничение участия в определении подрядчика, установленное в соответствии с Законом (согласно п.4 ст.42 Закона): не установлено.
В силу ч.1.1 ст.31 Закона заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В п.1.4.2.8 раздела 1.2 документации об аукционе и п.8 Информационной карты аукциона указано: "Информация об участнике закупки, в том числе об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, должна отсутствовать в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков".
Тем самым Заказчик установил ограничение участия в определении подрядчика на основании ч.1.1 ст.31 Закона.
В силу п.20 названного распоряжения размещение Извещения на официальном сайте возложено на Уполномоченный орган.
Отсутствие в Извещении указаний на это ограничение является нарушением п.4 ст.42 Закона со стороны Уполномоченного органа.
5. В силу ч.3 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.31 (при наличии таких требований) Закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Объектом рассматриваемого аукциона является строительство вышеуказанного подъезда (т.е. автомобильной дороги).
В силу ч.2 ст.52 Градостроительного Кодекса РФ (ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно ч.3 ст.52 ГрК РФ:
- лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо;
- лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации;
- лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям ч.2 ст.52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч.3.1 ст.52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч.4 ст.55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В силу ч.4 ст.55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N624 утвержден "Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень), включающий в т.ч.:
- раздел 3 "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту";
- подраздел 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" раздела 3 Перечня.
Таким образом, согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона и названным нормам ГрК РФ участник рассматриваемого аукциона должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Положениями документации об аукционе не предусмотрен запрет на привлечение субподрядчиков к исполнению контракта, что в силу ч.1 ст.706 Гражданского Кодекса РФ означает наличие у исполнителя контракта права привлечь субподрядчиков к исполнению контракта. В этом случае подрядчик выступает в качестве генерального подрядчика.
При этом раздел 3 Перечня включает не только подраздел 33, но и подраздел 25 "Устройство автомобильных дорог и аэродромов", насчитывающий 8 конкретных видов строительных работ (п.п.25.1-25.8).
Заказчиком в п.8 Информационной карты аукциона включены 2 противоречивых, неоднозначных требования к участникам закупки о наличии у них названного свидетельства:
- "в приложении к свидетельству должны быть указаны виды работ, являющиеся предметом электронного аукциона в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. N624";
- участник должен подтвердить право на заключение контрактов по осуществлению организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Генеральным подрядчиком), стоимость которых по одному договору не может быть менее стоимости предложенной участником аукциона в ходе проведения аукциона".
Тем самым Заказчик не установил однозначно, исчерпывающе требование к участникам закупки о наличии у них надлежащего свидетельства о допуске к работам по организации строительства (в т.ч. не указал, к каким именно работам по подразделу 33 раздела 3 Перечня), чем нарушил ч.3 ст.64 Закона.
В Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.01.2012 г. по делу NА14-2655/2011 приведен следующий вывод: "требование о необходимости представления участником размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства, согласуется с положениями действующего законодательства и является обязательным независимо от того, намерен ли подрядчик выполнить строительные работы лично, или привлекать субподрядчиков".
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии со ст.ст.99, 106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.3 ст.64 Закона.
3. Признать Уполномоченный орган нарушившим п.4 ст.42, ч.4 ст.65 Закона.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об аннулировании названного аукциона.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Уполномоченного органа; должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Коренченко
Члены комиссии Т.С. Акопян
А.Д. Кравцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 2 июня 2014 г. N 1084\03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2014