Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 мая 2014 г. N 598-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
Смирнова А.С.- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Лебедевой С.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" в лице Сродных Юрия Борисовича (доверенность N75 от 07.05.2014 г.);
- Департамент государственного заказа Свердловской области в лице Тимофеевой Надежды Юрьевны (доверенность б/н от 09.01.2014 г.);
- в отсутствии представителей заявителя АНО ДПО "Курганский АСК ДОСААФ России", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы;
рассмотрев жалобу АНО ДПО "Курганский АСК ДОСААФ России" (640003, г. Курган, ул. Радионова, 17) о нарушении заказчиком в лице Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" (далее - ГБУ СО "Уральская база авиационной охраны лесов") (620076, г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 118) при проведении закупки путем электронного аукциона на выполнение авиаработ с целью мониторинга, тушения и тренировок (извещение N 0162200011814000411) в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба АНО ДПО "Курганский АСК ДОСААФ России" (вх. N 01-7809 от 30.04.2014) о нарушении заказчиком в лице ГБУ СО "Уральская база авиационной охраны лесов" при проведении закупки путем электронного аукциона на выполнение авиаработ с целью мониторинга, тушения и тренировок (извещение N 0162200011814000411), соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 5305 от 06.05.2014).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе, и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель указал, что в силу п. 7.5.1. Силовая установка вертолета Ми-8 состоит из двух взаимозаменяемых двигателей ТВ2-117А (ТВ2-117) и главного редуктора ВР-8А (ВР-8). Двигатели соединяются с главным редуктором при помощи рессор главных приводов. Заказчиком установлено требование к наличию одного двигателя на вертолете мощностью не менее 3000 л/с. Согласно Учебного пособия "Общие данные двигателя ТВ2-117" на вертолете Ми-2 установлены два двигателя мощность 1500 л/с. Участником закупки эквивалент используемого товара может быть предоставлен исключительно с указанными техническими характеристиками. Вертолетов Ми-8 с одним двигателем мощностью не менее 3000 л/с. не существует.
Дальность полета Ми-8 не менее 1000 км. может быть только при перегоне указанного воздушного судна. Дальность полета Ми-8 с полной загрузкой топливных баков - 800 км., при максимальной загрузке не может быть более 550 км.
Считает, что Заказчиком в документации об электронном аукционе необоснованно установлено требование по дальности полета вертолета типа МИ-8 не менее 1000 км., а также мощность одного двигателя не менее 3000 л/с.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснив, что при проведении закупки действовали в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
18 апреля 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011814000411.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 410 000,00 руб.
Согласно п. 8 Технического задания, документации об электронном аукционе являющегося приложением к проекту государственного контракта, установлены технические характеристики вертолета Ми-8 или его эквивалента:
- дальность полета не менее 1000 км;
- крейсерская скорость не менее 200 км/ч;
- мощность двигателя не менее 3000 л/с.
Заказчик пояснил следующее:
-мощность двигателя не менее 3000 л/с необходимо понимать, как мощность силовой установки Ми-8;
-дальность полета 1000 км В приложении к тактико-техническим характеристикам Ми -8 дальность указана 1200 км, в аукционной документации 1000 км естественно, что это максимальная дальность с дополнительными топливными баками, чем больше загрузка вертолета тем меньше будет дальность его полета.
А также отметил, что п. 8.1 технического задания требования относятся к "Ми-8 или его эквиваленту", согласно ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заявитель в своей жалобе не предоставил документов подтверждающих его доводов.
Комиссией Свердловского УФАС России в действиях уполномоченного органа Департамента государственного заказа Свердловской области были выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
Согласно ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе требования к содержанию второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующее:
наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
-документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В информационной карте документации об электронном аукционе в п.18 установлено следующее:
- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для Участника размещения заказа на оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации Участника размещения заказа на электронной площадке.
В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе уполномоченный орган не установил в документации об электронном аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, также не содержит требование к содержанию заявки в части декларирования соответствия участника такого аукциона требованиям, установленным п.п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее по тексту - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - цена контракта).
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (пп. "б" п. 5 Правил).
Однако, в нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в разделе 9 "Ответственность сторон" проекта контракта ответственность заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту не установлена, а также отсутствует возможность указания фиксированной суммы штрафа.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе).
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (пп. "б" п. 4 Правил).
В проекте контракта в разделе 9, в нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, не предусмотрена ответственность исполнителя, а также отсутствует возможность указания фиксированной суммы штрафа.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Свердловского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу АНО ДПО "Курганский АСК ДОСААФ России" признать не обоснованной.
2.Признать в действиях уполномоченного органа Департамента государственных закупок Свердловской области нарушения п.2 ч.1 ст.64, п.1 ч. 5 ст. 66, ч.5,8 ст.34 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Департаменту государственных закупок Свердловской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены комиссии А.С. Смирнов
С.В. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 мая 2014 г. N 598-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2014