Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 мая 2014 г. N 590-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
Опалева А.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Литяевой О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО НПП "Ростехмаш" (620146, г. Екатеринбург, ул. Шаумяна, 81-304) на действия (бездействие) заказчика в лице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 31" (624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Садовая, 2А), его аукционной комиссии при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0362100030214000171) на выполнение работ по ремонту помещений в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 106 Закона о контрактной системе,
при участии представителей:
- заказчика ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 31" Глинских Евгения Валерьяновича (доверенность N 02-04/1173 от 18 марта 2014);
- заявителя ООО НПП "Ростехмаш" Ванчина Андрея Николаевича (доверенность N 8 от 12 мая 2014 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО НПП "Ростехмаш" (вх. N 01-7764 от 30.04.2014) на действия (бездействие) заказчика в лице ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 31", его аукционной комиссии при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0362100030214000171) на выполнение работ по ремонту помещений, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что указал в своей заявке все необходимые в соответствии с законодательством и требованиями заказчика документы и сведения, в связи с чем считает неправомерными действия аукционной комиссии, выразившиеся в признании заявки несоответствующими требованиям документации об аукционе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснил, что заявка не содержала сведений о товаре, предусмотренных в документации в качестве обязательных, либо содержала несоответствующие сведения, в связи с чем была отклонена.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
28 марта 2014 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362100030214000171 с начальной ценой контракта 15 681 470 рублей, а также сопутствующая документация (действует в редакции N 3 от 09.04.2014).
На дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (22 апреля 2014 года) заказчику поступило 11 заявок; 6 лиц из числа подавших заявки допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок N 0362100030214000171-1 от 23.04.2014). Заявителю ООО НПП "Ростехмаш" было отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе с обоснованием:
"- п. 2 Блоки оконные: стеклопакеты клееные не соответствуют по характеристикам показателей (в заявке указано - 0,6; требования документации - не менее 0,64);
- п. 18 указаны неполные характеристики (в заявке указано ПКГМ обеспечивают полное отключение подачи газа в магистраль; требования документации - ПКГМ обеспечивают полное отключение подачи газа в магистраль, при этом не должно быть потери давления при полностью закрытом кране (кранах) соответствующего газа;
- п. 19 линолеум коммерческий не соответствует по горючести (в заявке не указано; требования документации - Г1)".
В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с чч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае проведения аукциона на выполнение работ с использованием товара заявка на участие в таком аукционе должна содержать в первой части согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (подп. "а"). Первая часть заявки должна содержать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации этих сведений (подп. "б").
Документация об аукционе (часть 3 Задание на аукцион) содержит перечень используемых товаров с качественными и функциональными характеристиками каждого из них. В п. 2 данного перечня - "Блоки оконные" - предусмотрены характеристики непосредственно оконных блоков из поливинилхлоридных профилей, а также характеристики стеклопакетов клееных строительного назначения и поливинилхлоридных профилей. Согласно требованиям заказчика в зависимости от типа стеклопакета - СПО 4М1-16-4М1, СПД 4М1-12-4М1-12-4М1 или СПД-4М1-10-4М1-10-И4 - стеклопакет должен обладать характеристиками сопротивления теплопередачи: "не менее 0,32" °С/Вт, "не менее 0,49" °С/Вт или "не менее 0,64" °С/Вт соответственно. Заявитель предложил в заявке блоки оконные "Proline AD" с типом стеклопакета "СПД 4М1-10А-4М1-10-4М1" и характеристикой сопротивления теплопередаче 0,6 °С/Вт, что не соответствует требованию заказчика к данному типу стеклопакета.
Также заявитель предложил в п. 18 заявки товар "Поэтажная коробка газов медицинская ПКГМ ГАКЕ 26.00.00 кислород. Россия", не указав для него требуемую заказчиком характеристику о сохранении давления при полностью закрытом кране (кранах) в случае полного отключения подачи газа в магистраль.
Заявитель по каждому наименованию предложенных им товаров указал в заявке сведения о стране происхождения (Россия), не указав при этом производителя этих товаров. Таким образом, заявка содержит сведения о стране происхождения данного товара, которые не являются идентичными наименованию места происхождения товара, под которым понимается обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случаях непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, предоставления недостоверной информации (п. 1) или ее несоответствия требованиям документации о таком аукционе (п. 2). Соответственно, отказ заявителю в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия представленных сведений о конкретных характеристиках товара требованиям документации об аукционе является обоснованным.
Тем не менее, Комиссией установлено, что заявки ряда допущенных участников аукциона также не содержат сведений о наименовании места происхождения товара и наименовании производителя товара, то есть не соответствуют требованиям ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Соответственно допуск лиц, подавших указанные заявки, к участию в аукционе произведен в нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К числу документов и сведений второй части заявки на участие в аукционе ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе относит документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 1-2 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при их наличии).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Технического задания (часть 3 документации об аукционе) перечень и объем выполняемых работ определен локальными сметными расчетами (приложения N 1-6 к Техническому заданию). В соответствии с локальным сметным расчетом N 5-2012 (приложение N 1) в объем выполняемых работ включены работы по ремонту автоматической пожарной сигнализации.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки участник закупки должен представить во второй части своей заявки действующую лицензию МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В случае выполнения работ, предусмотренных документацией об аукционе, не лично Участником, а с привлечением Субподрядчика участник также предоставляет заказчику допуск саморегулируемой организацией на выполнение работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) "Жилищно-гражданское строительство".
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе содержится запрет на включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).
Согласно чч. 2-3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее - строительные работы), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации).
Таким образом, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции (данная позиция также разъяснена ФАС России в письме N ИА/26163 от 07.07.2011 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства").
При этом условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства (на что также указывает ФАС России в информационном письме N ИА/19714 от 23.05.2011).
Таким образом, требование к содержанию вторых частей заявок в части предоставления лицензии МЧС установлено в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО НПП "Ростехмаш" признать необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 31", его комиссии нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 31", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по чч. 2, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены комиссии А.О. Опалев
О.В. Литяева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 мая 2014 г. N 590-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2014