Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 марта 2014 г. N 335-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
Литяевой О.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Аминевой А.Ю. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
При участии представителей:
Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Верхний Тагил" - Минеева Олега Валерьевича (доверенность N 14 от 17.02.2014 г.), Самофеевой Натальи Анатольевны (доверенность N 15 от 17.02.2014 г.);
Заявителя - ООО "Персона Грата" - Шульмана Геннадия Львовича (доверенность N2 от 17.03.2014 г.)
рассмотрев жалобу ООО "Персона Грата" (620130, г. Екатеринбург, ул. Авиационная, д. 63/1-4) на действия заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Верхний Тагил" (далее - ГБУЗ СО "ГБ г. Верхний Тагил", 624162, Свердловская обл, Верхний Тагил г, ул. Островского, 39), его комиссии при размещении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0162300010814000001 на поставку дезинфицирующих средств, в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Персона Грата" на действия (бездействие) заказчика в лице ГБУЗ СО "ГБ г. Верхний Тагил", его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0162300010814000001) на поставку дезинфицирующих средств.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 2960 от 13.03.2014).
В своей жалобе заявитель ООО "Персона Грата" указал, что заказчик в документации об аукционе установил требования, которые ведут к ограничению участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился и просил признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
05 марта 2014 года на официальном сайте в сети "Интернет" zaktipki.gov.ru было опубликовано извещение N 0162300010814000001 на поставку дезинфицирующих средств.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии п. 6 технического задания заказчик установил требования к закупаемой продукции: Мираксид 2000 (или эквивалент) - Двухкомпонентное дезинфицирующее средство, состоящее из базового раствора на основе пероксида водорода не менее 3% и не более 4% и активатора, содержащего активатор пероксида водорода и наполнитель, смешиваемых для получения рабочего активированного раствора средства на основе надуксусной кислоты. Рабочий активированный раствор средства - прозрачная жидкость от бесцветного до желтого цвета со слабым запахом уксусной кислоты, содержащая в качестве действующих веществ надуксусную кислоту не менее 0,20% и не более 0,25% и пероксид водорода не менее 2,7% и не более 3,3%; рН = 5,0-7,5 ед. Срок годности рабочего активированного раствора средства при условии его хранения в закрытой емкости при температуре от 0°С до +25°С не менее 21 сутки. Рабочий активированный раствор должен обладать антимикробной активностью в отношении вирусов, бактерий (включая микобактерии туберкулеза, грибов, а также спороцидными свойствами. Рабочий раствор средства не должен оказывать фиксирующего действия на органические вещества, портить обрабатываемые изделия, обладать коррозионной активностью. Средство должно иметь рекомендации к применению производителей эндоскопов KARL STORZ GmbH&Co.KG. Средство должно применяться для дезинфекции ИМН из различных материалов, в том числе термолабильных, включая хирургические и стоматологические инструменты, в том числе вращающиеся, жестких и гибких эндоскопов, инструментов к ним; дезинфекции высокого уровня (ДВУ) эндоскопов, в том числе механизированным способом в специализированных установках с экспозицией не более 5 мин.; для стерилизации ИМН из различных материалов (включая хирургические и стоматологические инструменты, жесткие и гибкие эндоскопы, инструменты к ним) с экспозицией не более 15 мин. Срок хранения стерилизованных изделий - не более трех суток. Упаковка: канистра не менее 5 л с активатором во флаконах.
Срок годности средства в невскрытой упаковке производителя должен быть не менее 2 лет. Средство должно обладать антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных (включая микобактерии туберкулеза, ВБИ, кишечных инфекций) микроорганизмов, вирусов (острые респираторные вирусные инфекции, герпес, полиомиелит, гепатиты всех видов, включая гепатиты А, В и С, ВИЧ-инфекции, аденовирус и др.), грибов рода Кандида,Трихофитон.
Заявитель ООО "Персона Грата" считает, что данными характеристиками обладает только средство Мироксид 2000. Остальные эквиваленты данного товара не подходят либо по составу, либо не имеют рекомендации к применению производителей эндоскопов KARL STORZ GmbH&Co.KG, что ведет к ограничению участников закупки. Заявителем были представлены в доказательство 2 инструкции возможных эквивалентов, а именно: Инструкция N11-3/572 по применению средства "АНИОКСИД 1000" Лабаратории "АНИОС" (Франция); Инструкция N9/10 по применению дезинфицирующего средства "БИСКОП-БИО" (ООО "РДЕЗ", Россия).
Между тем, заказчик на момент рассмотрения жалобы не представил доказательств подтверждающих наличие иных товаров подходящих под характеристики, установленные в документации об аукционе.
На основании вышеизложенного, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик установил требования к товару, которые ограничивают количество участников закупки.
Также, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
При этом, в нарушение п. 9 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит данного требования к участникам закупки.
В силу п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Так, в п. 24 части 1 Документации об аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица).
Однако, в нарушение п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе заказчик не установил в документации об аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки сведений об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Согласно ч. 4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливается, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" устанавливает следующий порядок начисления штрафов:
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Однако, заказчик в нарушение ч.4, ч.5, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" не включил в контракт обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, путем взыскания с заказчика и поставщика фиксированной суммы штрафа, а также путем взыскания с заказчика пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106, ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Персона Грата" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Верхний Тагил" нарушения п. 9 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4, ч. 5, ч. 8 ст. 34, п. 1 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница город Верхний Тагил" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии О.В. Литяева
А.Ю. Аминева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 марта 2014 г. N 335-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2014