Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 июня 2014 г. N 888-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Шумковой М.Г.- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Литяевой О.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" - Е.Е. Лаздовской (доверенность N40 от 12.05.2014 г.); Корешковой Т.С. (доверенность N 39 от 12.05.2014 г.),
- заявителя в лице ЗАО "Уралстрой" (620085, г. Екатеринбург, ул. Титова, 17 - 5) - Брюхановой О.Н. (доверенность N01/06/14 от 05.06.2014 г.),
Заинтересованных лиц - ООО "Региональное ДРСУ" - Туманова А.О. (доверенность N19-06-1 от 19.06.2014), Стерликова С.Л. (доверенность N19-06-4 от 19.06.2014); Ассоциация "Предприятия дорожной отрасли Урала" - Обрезкова А.А. (доверенность N3 от 14.05.2014).
рассмотрев жалобу (вх.N01-10894 от 04.06.2014 г.) ЗАО "Уралстрой" (620085, г. Екатеринбург, ул. Титова, 17 - 5) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" (620144, г. Екатеринбург, пер. Банковский, 1, оф. 341) при проведении закупки путем открытого конкурса на "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (2 участка) (N0162300005314001882), в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В своей жалобе заявитель указал, что конкурсная документация содержит такой критерий оценки как "Квалификация участника закупки", а именно наличие опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера объема.
Опыт выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика аналогичной предмету конкурса работы за последние 3 года, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аналогичными работами считаются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог).
Заявитель, проанализировав начальные цены контрактов от 50 млн. рублей и выше, размещенные за последние три года на площадке "Сбербанк - АСТ" Администрацией г. Екатеринбурга, выделил три контракта, причем один из них в три раза превышает стоимость каждого из двух. Соответственно, участник закупки, имеющий максимальную стоимость работ по одному контракту, участвуя в торгах, может быть признан победителем конкурса, минимально снизив при этом стоимость начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, по мнению заявителя, установление показателя "Квалификация участника закупки" (максимальная стоимость работ по одному контракту), нарушает Закон о контрактной системе, т.к. не позволяет оценить качество работ, квалификацию участника конкурса и создает преимущественные условия отдельным участникам закупки.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
30 апреля 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (2 участка) (N0162300005314001882) и конкурсная документация (действует в редакции от 18.06.2014 г.)
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 50538426.50 руб.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе указано, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В п. 10 правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На основании вышеизложенных требований заказчиком, в п. 19 информационной карты документации об аукционе указано, что критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются цена контракта (обязательный критерий), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участника закупки. Также предусмотрено, что оценка заявок на участие в конкурсе будет производиться в соответствии с Порядком, изложенным в Приложении N 2 к Информационной карте.
Согласно Приложения N 2 Информационной карты в рамках оценки критерия Квалификация участника закупки, а именно наличие опыта работы, связанного с предметом контракта предусмотрено:
- наличие опыта выполнения участником конкурса общестроительных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог в качестве генподрядчика за последние 3 года, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Показатель: максимальная стоимость работ по одному контракту. Подтверждающий документ: копия контракта (договора), заключенного с организацией-участником закупки (за исключением случая, если лицо, осуществлявшее строительство или реконструкцию, являлось застройщиком того же самого объекта), копия разрешения на ввод объекта капитального строительства (реконструкции) в эксплуатацию (для объектов строительства или реконструкции) либо копия акта приёмки объекта капитального строительства (реконструкции) с указанием стоимости выполненных работ; копии актов выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ в случае представления копии контракта (договора) на выполнение капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог.
Относительно доводов жалобы заявителя об установлении в конкурсной документации критерия Квалификация участника закупки, а именно наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и тем самым создания преимущественных условий отдельным участникам, комиссия Свердловского УФАС России не находит своего подтверждения. Заявитель в своей жалобе указывает на анализ заключенных контрактов на территории Свердловской области с Администрацией города Екатеринбурга, между тем, потенциальные участники данной закупки не ограничены территориальным признаком, любой участник из иного субъекта Российской Федерации может принять участие в данной закупке.
В соответствии со статьей 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Во исполнение вышеизложенного, в п. 6 информационной карты указано, что в конкурсе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель
Вместе с тем, согласно Приложения N 2 Информационной карты в рамках оценки критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрена оценка наиболее подробного и наиболее обоснованного предложения участника в отношении объекта закупки по технологии выполнения подрядных работ, обеспечивающей полное восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения, рациональной организации трудовых процессов в условиях сжатых сроков связанных с сезонным характером работ объекта закупки.
В пояснении указано, что оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" будет осуществляться следующим образом:
"В отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается показатель: "Качество работ".
В рамках показателя "Качество работ" оценивается предложение участника открытого конкурса по данному критерию.
По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения муниципального контракта, предложенной участником открытого конкурса.
Оценка заявок по показателю "Качество работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
В случае если предложения участника соответствуют минимальным условиям, установленным государственным заказчиком в технической части конкурсной документации, заявке по показателю присваивается 1 балл.
В случае, если предложение участника превышает минимальные организационно-технологические условия Технического задания, заявке участника присваивается от 2 до 100 баллов в зависимости от степени обоснованности и выгодности предложений участника. Комиссия определяет степень обоснованности, выгодности, детализации и содержательной проработанности предложений участников размещения заказа путём сравнения предложений и сопоставления по предлагаемым методикам, методологиям, технологической, организационной и ценовой обоснованности, полноте описания, порядку организации и выполнения участника как генподрядной организации при выполнении работ.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество работ" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке качества работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции. Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документации, лучшее предложение по данному критерию - это наиболее подробное и наиболее обоснованное предложение участника в отношении объекта закупки.
Между тем, отсутствует однозначность, каким образом участником закупки должно быть исполнено данное предложение, его форма, что значит наиболее подробное и наиболее обоснованное предложение участника в отношении объекта закупки и каким образом по данному предложению может быть оценено качество работ по предмету "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (2 участка), каким образом членами комиссии будут присваиваться баллы по данному критерию.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ЗАО "Уралстрой" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" признать нарушения п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
О.В. Литяева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 июня 2014 г. N 888-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2014