Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 мая 2014 г. N 672-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Опалева А.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Мурашко Е.Н. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Сысертского городского округа - Старкова А.Л. (доверенность от 24.03.2014 г.),
- слушателя Замашных Е.А.,
- в отсутствии заявителя в лице ООО Научно-производственное предприятие "ЭЛЕКОМ", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО Научно-производственное предприятие "ЭЛЕКОМ" (620026, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 212) (вх. N 01-8655 от 15.05.2014 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Сысертского городского округа (624022, Свердловская обл., г. Сысерть, ул. Ленина, 35), аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проекта "Схема теплоснабжения Сысертского городского округа на период до 2028 года" (извещение N 0162300054214000036) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО Научно-производственное предприятие "ЭЛЕКОМ" (вх. N 01-8655 от 15.05.2014 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Сысертского городского округа, аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проекта "Схема теплоснабжения Сысертского городского округа на период до 2028 года" (извещение N 0162300054214000036), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО Научно-производственное предприятие "ЭЛЕКОМ" указал на неправомерность требования о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе копии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную УФСБ РФ, а так же, что включение такого положения обязывает заказчика использовать закрытый способ определения поставщика (подрядчика), просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
29 апреля 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300054214000036 и документация об аукционе, в действующей редакции от 13 мая 2014 г. Начальная максимальная цена контракта составила 4040592 рубля 25 копеек.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В разъяснении положений аукционной документации от 12.05.2014 г. и 13.05.2014 г., опубликованных на официальном сайте, содержится информация о том, что согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. N154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" схемы теплоснабжения, разрабатываются на основе документов территориального планирования Сысертского городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Пунктом 3 статьи 23 Градостроительного кодекса установлено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения или городского округа.
В разъяснении положений документации содержится указание на то, что генеральный план присутствует в техническом задании аукционной документации, а именно исходными данными для изготовления схемы являются генеральный план, план развития Сысертского городского округа.
Генеральный план это проектный документ, на основании которого осуществляются планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана являются масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории.
В соответствии с пунктом 12 развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России (утвержден Роскартографией 30.04.1991 г.) топографические карты и планы, топографические карты шельфа или внутреннего водоема, планы городов и других поселений, фотопланы, издательские оригиналы указанных карт и планов (в том числе расчлененные по элементам содержания) масштабов 1:50000 и крупнее в системах координат 1942 и 1963 годов в графическом, цифровом (электронном) и других видах, а также любые специализированные и тематические карты и планы, создаваемые на их основе без отбора и обобщения информации - секретно.
При выполнении работ по разработке схем теплоснабжения муниципального образования исполнитель будет использовать топографические карты и генеральный план муниципального образования, доступ к которым возможен только при наличии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну с допуском 3-й степени.
Вместе с тем, положения аукционной документации не содержат указаний на использование при выполнении работ топографических карт, графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе изменяют суть документации об аукционе в части использования (не использования) при выполнении работ топографических карт, графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 5 информационной карты документации об аукционе установлено наименование объекта закупки, а именно: выполнение работ по разработке проекта "Схема теплоснабжения Сысертского городского округа на период до 2028 года". Пунктом 6 информационной карты документации об аукционе установлено, что объем оказываемых услуг, качественные, функциональные, технические характеристики предоставляются согласно приложению N 2 к информационной карте (раздел 1 документации об электронном аукционе). Приложение N 2 к извещению о проведении электронного аукциона содержит техническое задание на разработку проекта "Схема теплоснабжения Сысертского городского округа на период до 2028 года", а именно: общие данные, состав, содержание и виды работ по установленным разделам схемы теплоснабжения, технические требования, порядок оплаты и гарантийные обязательства.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации N 5485-1 от 21.07.1993 г. "О государственной тайне" степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации N 5485-1 от 27.01.1993 г. "О государственной тайне" предусмотрена обязанность сторон в договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законном порядке, предусмотреть взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну. При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях - поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер, так как положения аукционной документации не содержат информации о соответствующей степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, а также информации о передаче сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 21 информационной карты документации об аукционе установлено требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, в том числе вторая часть заявки должна содержать:
2.4. Копия сертификата системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2011 (ИСО 9001:2011), копия действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную УФСБ РФ.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1575-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г. Требования к системе менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как Примечание, носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования. Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, в целях оценки способности организации выполнять требования потребителей, требования к продукции, являющиеся обязательными к исполнению в соответствии с действующим законодательством (далее - обязательные требования), и собственные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 31 и пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено требование предоставление во второй части заявки копии сертификата системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2011 (ИСО 9001:2011), так как сертификат системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2011 (ИСО 9001:2011) не является обязательной сертификацией, обязательным требованием к участникам закупки, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. N333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а так же с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны") органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются: по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну на территории Российской Федерации - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации N 5485-1 от 21.07.1993 г. "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, согласно пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, учитывая, что разъяснения положений документации об электронном аукционе изменяют суть положений документации об аукционе в части использования (не использования) при выполнении работ топографических карт, графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории, комиссией Свердловского УФАС не установлена необоснованность установленного требования в части содержания во второй части заявки участника закупки копии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную УФСБ РФ.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 84 Закона о контрактной системе закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:
2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
Таким образом, заказчик не обязан применять закрытые способы определения поставщиков при осуществлении закупки, так как сведения, составляющие государственную тайну, не содержатся ни в документации о закупке, ни в проекте контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО Научно-производственное предприятие "ЭЛЕКОМ" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Сысертского городского округа признать нарушение части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 , пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Сысертского городского округа выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии А.О. Опалев
Е.Н. Мурашко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 мая 2014 г. N 672-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2014