Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 июня 2014 г. N 829-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Шумковой М.Г.- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Авакяна А.А.-специалиста 1 разрядаотдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство"- Е.Е. Лаздовской (доверенность N40 от 12.05.2014 г.),
- заявителя в лицеООО "Горзеленстрой" - Н. А. Кожухарь (доверенность от 10.06.2014 г.),
- заинтересованных лиц - ОАО "Трест Уралтрасспецстрой" - А.А. Обрезкова (доверенность от 23.05.2014 N79), ООО "Городское управление дорожно-строительных работ" - Д.В. Колыванова (доверенность от 10.06.2014), С.В. Лобовой (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев жалобу (вх.N01-10342 от 04.06.2014 г.) ООО "Горзеленстрой" (620130, г.Екатеринбург, ул.8 Марта, д.204г) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" (620144, г. Екатеринбург, пер. Банковский, 1, оф. 341) при проведении закупки путем открытого конкурса на "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (2 участка) (N0162300005314001882), в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В своей жалобе заявитель указал, что в конкурсной документации заказчиком установлено следующее неправомерное требование: "В случае снижения начальной максимальной цены более чем на 10% пояснительная записка должна включать обоснование стоимости в виде перечня мероприятий (согласно сметному расчету), которые позволят обеспечить надлежащий уровень качества выполнения работ с учетом снижения их стоимости. Перечень мероприятий должен, среди прочего, содержать документальные подтверждения стоимостей материалов, затрат на заработную плату рабочих, механизаторов, использование машин и механизмов, налоги и прочие расходы, предусмотренные методологией сметного ценообразования РФ на строительно-монтажные работы", а в форме предложения об объекте закупки конкурсной документации заказчиком установлены следующие технические требования: "Работы должны быть выполнены в соответствии с условиями муниципального контракта, техническим заданием на выполнение работ, сметами, строительными нормами и правилами", и незаконно установлено требование о предоставлении при подаче предложения конкретных показателей данных технических требований.
Представителизаказчикас доводами жалобы не согласились и пояснили, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
30 апреля 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (2 участка) (N0162300005314001882) и конкурсная документация (действует в редакции от 04.06.2014 г.)
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 50538426.50 руб.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе указано, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В п. 10 правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На основании вышеизложенных требований заказчиком, в п. 19 информационной карты документации об аукционе указано, что критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются цена контракта (обязательный критерий), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участника закупки. Также предусмотрено, что оценка заявок на участие в конкурсе будет производиться в соответствии с Порядком, изложенным в Приложении N 2 к Информационной карте.
Согласно Приложения N 2 Информационной карты в рамках оценки критерия Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки предусмотрена оценка пояснительной записки с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ. В случае снижения начальной максимальной цены более чем на 10% пояснительная записка должна включать обоснование стоимости в виде перечня мероприятий (согласно сметному расчету), которые позволят обеспечить надлежащий уровень качества выполнения работ с учетом снижения их стоимости. Перечень мероприятий должен, среди прочего, содержать документальные подтверждения стоимостей материалов, затрат на заработную плату рабочих, механизаторов, использование машин и механизмов, налоги и прочие расходы, предусмотренные методологией сметного ценообразования РФ на строительно-монтажные работы.
При этом, лучшим предложением по указанному критерию являетсянаиболее подробное и наиболее обоснованное предложение.
В пояснении указано, что оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" будет осуществляться следующим образом:
"В отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается показатель: "Качество работ".
В рамках показателя "Качество работ" оценивается описание участником открытого конкурса выполняемых работ.
По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения муниципального контракта, предложенной участником открытого конкурса.
Оценка заявок по показателю "Качество работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
В случае если предложения участника соответствуют минимальным условиям, установленным государственным заказчиком в технической части конкурсной документации, заявке по показателю присваивается 1 балл.
В случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на 10% и более при отсутствии надлежащего обоснования такого снижения в томе заявки, заявке по этому показателю присваивается 1 балл.
В случае, если предложение участника превышает минимальные организационно-технологические условия Технического задания, заявке участника присваивается от 2 до 100 баллов в зависимости от степени обоснованности и выгодности предложений участника. Комиссия определяет степень обоснованности, выгодности, детализации и содержательной проработанности предложений участников размещения заказа путём сравнения предложений и сопоставления по предлагаемым методикам, методологиям, технологической, организационной и ценовой обоснованности, полноте описания, порядку организации и выполнения участника как генподрядной организации при выполнении работ.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество работ" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии".
Согласно части 3 конкурсной документации количество выполняемых работ (оказываемых услуг): в соответствии со сметной документацией, настоящим техническим заданием, условиями муниципального контракта.Виды выполняемых работ (оказываемых услуг): в соответствии со сметной документацией. Требования к качеству работ (услуг), в том числе технология производства работ (оказания услуг), методы производства работ (оказания услуг), методики оказания услуг, организационно-технологическая схема производства работ, безопасность выполняемых работ: в соответствии с технической документацией, требованиями карт технологических процессов и положений действующего законодательства, ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 8267-93, ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ 17608-91, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 31015-2002, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 6665-91, ГОСТ 52605-2006, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ 9479-2011, ГОСТ 23668-79, ГОСТ 26633-91, ГОСТ 26673, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 10706-76, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 3134-78, ГОСТ Р 52575-2006, ГОСТ 52129-2003, ГОСТ 10144-89, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 8020-90, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 18105-2010, ГОСТ 8736-93, ГОСТ Р 52129-2003, СП 34.13330.2012, СП 78.13330.2012, СНиП 2.05.02-85, ГОСТ 17608-01, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 22245-89, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 2590-2006, и др. Качество выполненных Работ и их результатов должно соответствовать условиям Контракта и обязательным требованиям, установленным нормативными документами, действующими на момент завершения работ по Контракту. Объект, в момент передачи Заказчику, должен обладать свойствами, указанными в нормативных документах, регламентирующих качество используемых материалов и порядок производства работ, являющихся предметом конкурса.
Пунктом 4.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации, также предусмотрено, что подрядчик обязуется надлежащим образом выполнить Подрядные работы в полном соответствии с Техническим заданием, технической документацией, условиями настоящего Контракта, действующим законодательством РФ в объеме, необходимом для ввода Объекта в эксплуатацию.
Таким образом, конкурсная документация содержит неизмененные показатели количества, видов выполняемых работ и их качества.
Часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. Таким образом, соответствие выполняемых работ техническому заданию является критерием допуска участника и не может являться критерием оценки качества выполняемых работ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке качества работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции. Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документации, лучшее предложение по данному критерию -это наиболее подробное и наиболее обоснованное предложение.
Между тем, отсутствует однозначность, каким образом участником закупки должно быть исполнено данное предложение, его форма, что значит наиболее подробное и наиболее обоснованное предложение икаким образом по данному предложению может быть оценено качество работ по предмету "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (2 участка),каким образом членами комиссии будут присваиваться баллы по данному критерию.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, оценка надлежащего обоснования снижения начальной (максимальной) цены контракта на 10% и более является нарушением ч.8, ч.9 ст.32 Закона о контрактной системе и пункта 25 Правил оценки, поскольку фактически является повторной оценкой стоимостного критерия и не позволяет оценить качество выполняемых работ, а лишь снижения цены контракта.
В форме 1.2.4 конкурсной документации предусмотрена необходимость представления участником следующих сведений:
N п/п |
Наименование показателя (функциональные, технические и качественные характеристики товара, работ, услуг)* |
Техническое требование заказчика |
Техническое предложение участника закупки |
1. |
Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в МО "город Екатеринбург" (2 участка) |
Работы должны быть выполнены в соответствии с условиями муниципального контракта, техническим заданием на выполнение работ, сметами, строительными нормами и правилами. |
Участник закупки указывает конкретные показатели |
При этом, пункт 3.2.2 конкурсной документации устанавливает, что представляемые участником размещения заказа сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать значений "не более", "не менее", "или", "должно", "можно" и т.п., то есть должны быть конкретными, таким образом в указанной форме установлены технические требования заказчика подлежащие отражению в конкретном виде участником закупки.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Горзеленстрой" признать обоснованной в части установления в качестве критерия оценки обоснованности снижения цены контракта на 10% и более.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" признать нарушенияч.8 и ч.9 ст.32, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, пункта 25 Правил оценки.
3. Заказчику в лицеМуниципального казенного учреждения "Городское благоустройство"выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
А.В. Авакян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 июня 2014 г. N 829-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2014