Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 апреля 2014 г. N 478-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Колотовой Т.Р. - руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена комиссии;
Песковой О.А. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии,
при участии представителя заказчика в лице муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Мальцева Вадима Николаевича (доверенность N 19 от 15.04.2014),
в отсутствии заявителя в лице ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения его жалобы,
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (623426, Свердловская обл, Каменск-Уральский г, Суворова, 25) при осуществлении отбора подрядчика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест в микрорайоне IV ГСК 3 жилого района "Южный" г. Каменск-Уральский Свердловской области (0362300015514000004) на основании п.1 ч.15 ст.99 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) и рассмотрев жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" (вх.N 01-6728 от 16.04.2014),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" указал, что дата и время окончания подачи заявок, установленных в документации об аукционе и извещение, размещенном на официальном сайте в сети "Интернет", противоречат друг другу.
Кроме того, что заказчиком размещено на сайте zakupki.gov.ru два технических задания на проектирование, противоречащих друг другу (файлы: "Задание на проектирование" и "Т-з Южный").
Также, что заказчиком некорректно произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта, а проект контракта не содержит положения предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Более того, по мнению заявителя, заказчиком незаконно установлены требования указанные в перечне основных используемых материалов, так как проектно-сметная документация отсутствует.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, и просили признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы сторон и ознакомившись с материалами дела, комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. 11.04.2014 заказчик в лице муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" разместил на официальном сайте в сети "Интернет" заказ путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест в микрорайоне IV ГСК 3 жилого района "Южный" г. Каменск-Уральский Свердловской области (0362300015514000004).
Начальная (максимальная) цена контракта: 202 740 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В ч. 2 ст. 33 Закона о контактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно документации об аукционе объектом аукциона является выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест в микрорайоне IV ГСК 3 жилого района "Южный" г. Каменск-Уральский Свердловской области.
Требования к выполнению работ установлены в Техническом задании (приложение N2 к аукционной документации), приложением к которому, в свою очередь, являются Задание на проектирование и Перечень основных используемых товаров.
Таким образом, требования к предмету размещения заказа определяются заказчиком на стадии формирования документации об аукционе и являются в силу пункта 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации публичной офертой. Вместе с тем, подавая заявку на участие в аукционе, участник размещения заказа соглашается на условия, содержащиеся в документации об аукционе, и встречно предлагает на аукционе цену выполняемых работ. Таким образом, предмет заключаемого в будущем муниципального контракта определяется на стадии размещения документации об аукционе на официальном сайте в сети "Интернет", и не может быть изменен.
Из изложенного следует, что документация об аукционе должна содержать требования к предмету размещения заказа, позволяющие определить потребность заказчика.
Согласно приложению N2 "Техническое задание" документации об аукционе заказчику необходимо построить трех этажное здание.
Однако, из п.14 приложения N1 "Задание на проектирование" к Техническому заданию следует, что заказчик установил требования к архитектурно-планировочному решению здания, только на два этажа.
Вследствие чего невозможно определить, какие требования установлены к проектированию третьего этажа.
Таким образом, заказчик, установив в документации об аукционе противоречивые требования к выполняемым работам, нарушил п.1 ч.1 ст.64, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
В нарушение п.1 ч.1 ст.64, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в ряде случаев заказчиком не были использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. При этом обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии в документации об аукционе не содержится. Так, например:
- в приложении N 1 к техническому заданию "Задание на проектирование" заказчиком установлены требования к разработке проекта выполнения работ в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". При этом Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 с 29.07.2013 г. введен в действие СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", в связи с чем СанПиН 2.4.1.2660-10 утратил силу;
- п. 97 "Плиты теплоизоляционные ГОСТ 9573-2012" Перечня основных используемых товаров установлена характеристика прочности на сжатие при 10-процентной линейной деформации после сорбционного увлажнения с показателем не менее 25 Па. При этом единица измерения указанной характеристики (Па), установленная заказчиком, не соответствует стандартной единице измерения такой характеристики в соответствии с ГОСТ (кПа).
2. Согласно п.2 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из извещения о проведении электронного аукциона, размещенного на официальном сайте в сети "Интернет" следует, что заказчик установил дату и время окончания подачи заявок - 19.04.2014 00:00.
В приложение N1 "Информационная карта аукциона" к документации об аукционе установлена иная дата и время окончания срока подачи заявок - 19.04.2014 09:00 (местного времени).
Таким образом, заказчик, установив в извещении и документации об аукционе противоречащие сведения о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, нарушил п.2 ч.5 ст.63, п.3 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе
3. В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Так, частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливается, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" устанавливает следующий порядок начисления штрафов:
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Из извещения о проведении электронного аукциона следует, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 202 740 000,00 рублей, то есть цена контракта, заключаемого по результатам торгов, может составлять как 202 740 000,00 рублей, так и менее 100 000 000,00 рублей.
Однако, в проекте контракта заказчик изначально установил сумму штрафа как на заказчика так и на подрядчика 0,5% цены контракта.
Таким образом, заказчик в нарушение чч.4, 5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе не включил в контракт иные варианты обязательных условий об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, путем взыскания с заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) фиксированного штрафа установленного Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
4. Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что только Правительство Российской Федерации вправе устанавливать требование к наличию у участника закупки:
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта,
в случае, если закупка осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Из извещения о проведении электронного аукциона следует, что Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки:
- опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта,
при проведении открытого электронного аукциона.
Таким образом, Заказчик нарушил п.6 ч.5 ст.63, ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
5. По доводу заявителя о незаконности установления заказчиком требований к перечню основных используемых материалов, было установлено, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристики объекта закупки, в том числе и к используемым при выполнении работ товарам.
6. В соответствии с п.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с чем, Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области не является органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а значит не уполномочено на осуществление контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" признать обоснованной в части в части установления заказчиком противоречащих сведений по дате и времени окончания подачи заявок, установления требований к выполняемым работам, также в части установления штрафов, не соответствующих действующему законодательству РФ.
2. В действиях заказчика в лице муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" признать нарушения п.1 ч.1 ст.64, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.5 ст.63, п.3 ч.1 ст.64, чч.4, 5, 8 ст.34, п.6 ч.5 ст.63, ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства", его аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Председатель Комиссии Т.Р. Колотова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
О.А. Пескова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 апреля 2014 г. N 478-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2014