Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 апреля 2014 г. N 516-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Шумковой М.Г.- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Авакяна А.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителя заказчика в лице финансового управления Администрации городского округа Ревда - А.В. Назарова (доверенность N1 от 03.03.2014 г.);
в отсутствие представителей заявителя в лице ООО "ФС Групп", представившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие (вх. N01-7356 от 24.04.2014 г.);
рассмотрев жалобу ООО "ФС Групп" (вх. N01-7028 от 21.04.2014 г.) на действия (бездействие) заказчика в лице финансового управления Администрации городского округа Ревда (623280, Свердловская область, г. Ревда, ул. Азина, д. 70а) при проведении закупки путем электронного аукциона на оказание услуг на переход с СМАРТ-Бюджет" Стандарт на "СМАРТ-Бюджет" ПРО, предоставление неисключительных (пользовательских) прав на программный комплекс SMART-Бюджет. а также внедрение и сопровождение (N0162300049114000002), в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и проведя внеплановую проверку на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В своей жалобе заявитель ООО "ФС Групп" указал, что в соответствии с частью 4 Технического задания аукционной документации целями оказания услуг является:
- обеспечение соответствия автоматизированных систем современным требованиям к организации информационных потоков в сфере управления общественными финансами.
- организация электронного обмена документами в рамках казначейского исполнения бюджета и сбора бюджетной отчетности.
- обеспечение исполнения положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210- ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
По мнению заявителя, достижение указанных целей возможно путем установки программных продуктов, разработанных широким кругом компаний, специализирующихся в данном сегменте рынка, в том числе и ООО "ФС Групп", но в соответствии с извещением указанные цели могут быть достигнуты только путем перехода с ранее установленного программного обеспечения "СМАРТ-Бюджет" Стандарт, разработанного ООО "Кейсистемс" (г.Чебоксары ) на "СМАРТ-Бюджет" ПРО той же компании, что подтверждает наличие обязательного требования ч. 3 аукционной документации, согласно которой "предоставление неисключительных (пользовательских) прав на ПК "СМАРТ-Бюджет" должно осуществляться без нарушения авторских и исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (правообладатель ООО "Кейсистемс", г. Чебоксары)".
В то же время Заказчиком п. 5 ч. 4 Аукционной документации определены требования к составу функциональных характеристик подсистемы SMART-Бюджет, которые раскрывают параметры программного продукта требуемого Заказчику и соответственно требования предъявляемые Заказчиком, исходя из которых только наличие обязательного требования в аукционной документации ограничивает возможность принять участие в данной процедуре другим участникам рынка. Кроме того заявитель полагает, что ссылка Заказчика на совместимость с ранее установленным программным обеспечением является также не обоснованной, так как данная процедура предусматривает не доработку, не оптимизацию, а именно переход с одного на другой программный продукт и его внедрение в соответствии с требованиями аукционной документации.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а указанные в ней требования к приобретаемому программному комплексу обусловлены наличием у заказчика программного комплекса "Бюджет-Смарт Стандарт" (лицензионный договор NКС/30287 от 07.11.2013 г.).
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
14 апреля 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг на переход с СМАРТ-Бюджет" Стандарт на "СМАРТ-Бюджет" ПРО, предоставление неисключительных (пользовательских) прав на программный комплекс SMART-Бюджет. а также внедрение и сопровождение (N0162300049114000002).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1034673,00 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 4 части 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе указано, что объектом закупки является переход с "СМАРТ-Бюджет" Стандарт на "СМАРТ-Бюджет" ПРО, предоставление неисключительных (пользовательских) прав на программный комплекс SMART-Бюджет, а так же внедрение и сопровождение. Срок предоставления неисключительных прав - 12 месяцев. Подробные характеристики - в соответствии с требованиями Технического задания (Часть N 4 к настоящей документации).
В п. 2.1 части 4 "Техническое задание" документации об аукционе указано, что автоматизированная система управления бюджетным процессом применяется у Заказчика и построена на базе программного комплекса "СМАРТ-Бюджет" разработки ООО "Кейсистемс" (г.Чебоксары).
В п. 3.1 части 4 "Техническое задание" документации об аукционе предусмотрено, что предоставление неисключительных (пользовательских) прав на ПК "СМАРТ-Бюджет" должно осуществляться без нарушения авторских и исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (правообладатель ООО "Кейсистемс", г. Чебоксары), в соответствии с нормами гражданского законодательства (ст.1229, ст.1233, ст.1252, ст.1253, ст.1261 и ст.1270 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В п. 4.1 части 4 "Техническое задание" документации об аукционе заказчиком указаны требования к комплектности программных комплексов автоматизированной системы, количество рабочих мест:
N |
Наименование программного комплекса |
Кол-во лицензий, рабочих мест |
1. |
Составление и исполнение доходов и расходов бюджетов субъектов и муниципальных образований в SMART-технологии (SMART-Бюджет)" Модуль удаленных подключений |
1 лицензия |
2. |
Составление и исполнение доходов и расходов бюджетов субъектов и муниципальных образований в SMART-технологии (SMART-Бюджет)" |
43 клиентских лицензий |
Исходя из анализа части 4 "Техническое задание" документации об аукционе предметом закупки является не услуга по переходу с программного комплекса "СМАРТ-Бюджет" Стандарт на "СМАРТ-Бюджет" ПРО, а поставка программного комплекса "СМАРТ-Бюджет" ПРО разработки ООО "Кейсистемс" (г.Чебоксары), с внедрением и последующим техническим сопровождением.
Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из бюджетной росписи городского округа Ревда, согласно которой расходы предусмотрены на приобретение программного комплекса "Бюджет-СМАРТ Про" с использованием удаленных подключений.
Таким образом, заказчиком установлено требование к поставке товара (программного комплекса), разработчиком и правообладателем которого является ООО "Кейсистемс" (г.Чебоксары) без указания слов "или эквивалент". При этом документы, подтверждающие необходимость обеспечения взаимодействия приобретаемого программного комплекса с программным комплексом "СМАРТ-Бюджет" Стандарт, используемыми заказчиком, заказчиком не представлены. В связи с этим при описании объекта закупки заказчиком нарушено требование п. 1 ч. 1 ст. 33, п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливается, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" устанавливает следующий порядок начисления штрафов:
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Однако, заказчик в нарушение ч.ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" не включил в проект контракта обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, путем взыскания с исполнителя, заказчика фиксированной суммы штрафа.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "ФС Групп" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице финансового управления Администрации городского округа Ревда признать нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч.ч. 4, 5, 8 ст. 34 п.п. 1, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице финансового управления Администрации городского округа Ревда, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
А.В. Авакян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 апреля 2014 г. N 516-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2014