Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 июня 2014 г. N 777-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Опалева А.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Мурашко Е.Н. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
с участием представителей: Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" г.Каменска-Уральского - А.А. Кузнецова (доверенность от 03.06.2014 N28), В.Н. Мальцева (доверенность от 03.06.2014 N27); ООО "Торговый дом "Движок" - А.В. Карманова (доверенность от 02.06.2014),
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Движок" (620041, г.Екатеринбург, ул.Уральская, д.3, помещение 40) (далее - Заявитель) на действия Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" г.Каменска-Уральского (623426, Свердловская область, г.Каменск-Уральский, ул.Суворова, д.25) (далее - Заказчик) при определении подрядчика на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Строительство "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест по ул.Октябрьская, 94" г.Каменск-Уральский Свердловской области (N0362300015514000003), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
У С Т А Н О В И Л А:
В соответствии с представленными материалами 23 мая 2014 года на официальном сайте в сети "Интернет" размещена информация о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Строительство "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест по ул.Октябрьская, 94" г.Каменск-Уральский Свердловской области (далее - открытый аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта составила 202 740 000 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, в документации об аукционе не установлены требования к участникам закупки, так в техническом задании указано что инженерные изыскания должна осуществлять организация, имеющая соответствующие допуски по инженерным изысканиям, вместе с тем, в составе заявки данная лицензия не затребуется, не установлены надлежащим образом требования к объекту закупки, а именно - предусмотрено, что проектные работы выполняются с использованием проектной документации повторного применения, получившей положительное заключение экспертизы не позднее 2012 г., однако, техническим заданием предусмотрена разработка проекта и его государственная экспертиза, из положений документации следует, что заказчик представляет подрядчику технические условия, однако в соответствии с техническим заданием подрядчик должен рассчитать показатели для сбора технических условий, в составе документации отсутствуют исходные данные представляемые заказчиком. Кроме того, в документации не указаны сведения о контрактной службе и сроки направления запросов о предоставлении разъяснений не соответствующие требованиям законодательства о контрактной системе. Также заказчиком неправомерно выбран в качестве способа определения подрядчика открытый аукцион, в то время как должен быть выбран конкурс с ограниченным участием.
Представители заказчика с нарушениями согласились частично.
В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия установила:
16 апреля 2014 года по итогам рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания XXI век" Свердловским УФАС России было выдано предписание N460-З в соответствии с которым заказчику, его комиссии было предписано в срок до 23.05.2014 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона N0362300015514000003 путем внесения изменений в документацию об аукционе в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом, решением N460-З от 16 апреля 2014 года установлено в частности следующее нарушение положений Закона о контрактной системе:
"В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В ч. 2 ст. 33 Закона о контактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1 документации об аукционе объектом аукциона является выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест по ул.Октябрьская, 94", расположенного в г.Каменск-Уральский Свердловской области.
Требования к выполнению работ установлены в Техническом задании (приложение N2 к аукционной документации), приложением к которому, в свою очередь, являются Задание на проектирование и Перечень основных используемых товаров.
При этом в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в Перечне основных используемых товаров установлены характеристики товаров (материалов) с показателями, не позволяющими определить соответствие предлагаемых товаров установленным заказчиком требованиям. Так, например:
- в пунктах 19 "Унитаз ГОСТ 30493-96" и 41 "Смывной бачок ГОСТ 30493-96" Перечня основных используемых товаров установлены требования к виду товара - полуфарфоровый, фарфоровый или фаянсовый. В соответствии с указанными ГОСТами, данные товары могут быть одного вида: или полуфарфоровый или фарфоровый или фаянсовый. Товар, соответствующий требованию к виду "полуфарфоровый, фарфоровый", указанными ГОСТами не предусмотрен."
23 мая 2014 года на официальном сайте заказчиком было размещено изменение документации об аукционе, однако в пункт 41 приложения N2 изменения так и не были внесены.
Пунктом 8 Технического задания предусмотрено, что подрядчик должен разработать эскизный проект проектную документацию "П", осуществить прохождение государственной экспертизы и разработать рабочую документацию "Р", в то время как пунктом 13 установлено, что проектные работы выполняются исключительно с использованием проектной документации повторного применения, получившей положительное заключение экспертизы не позднее 2012 г., пунктом 9 Технического задания предусмотрено, что подрядчик должен рассчитать показатели для сбора технических условий, пунктом 13.9 предусмотрены мероприятия которые должны быть осуществлены перед сбором технических условий на подключение к инженерным сетям, в то время как пунктом 16 установлено, что технические условия имеются и представляются муниципальным заказчиком. Таким образом, документация об аукционе в нарушение п.1 ч.1 ст.64 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе не позволяет определить потребности заказчика в результатах работ.
Также в нарушение п.10 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об открытом аукционе не содержит информации о контрактной службе, в нарушение п.11 ч.1 ст.64 и ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе установлен не соответствующий срок для направления запросов о предоставлении разъяснений положений документации об аукционе.
Так согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Однако, заказчиком в п.2.2.3 документации об аукционе установлено, что в течение 1 (одного) часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос Заказчику. В течение 2 (двух) дней со дня поступления от оператора электронной площадки запроса Заказчик размещает разъяснение положений документации об аукционе с указанием предмета запроса, но без указания Участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте и/или на электронной площадке при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее, чем за 5 (пять) дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 (три) миллиона рублей, не позднее, чем за 3 (три) дня до дня окончания подачи заявок.
В данных действиях должностного лица заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно пункту 12 Технического задания документации об аукционе Инженерные изыскания должна осуществлять организация, имеющая соответствующие допуски на виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства:
I. Виды работ по инженерным изысканиям
1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий
1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200-1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений
1.4. Трассирование линейных объектов
1.6. Специальные геодезические и топографические работы при строительстве и реконструкции зданий и сооружений
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий
2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000
2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод
2.3. Изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций по инженерной защите территории
2.4. Гидрогеологические исследования
4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий
4.1. Инженерно-экологическая съемка территории
4.2. Исследования химического загрязнения почвы и грунтов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, источников загрязнения.
Согласно пункту 27 Информационной карты документации об аукционе во второй части заявки на участие в аукционе представляются:
копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, а именно:
1. Копия свидетельства о допуске к видам работ, выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8.;частью 6 статьи 55.16. Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 раздела ll. Виды работ по подготовке проектной документации Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
"13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
При этом стоимость работ по подготовке проектной документации по одному договору, указанная в свидетельстве, должна быть "до 5 млн. руб." или более.
Если в свидетельстве о допуске не указана стоимость работ по одному договору, то участник размещения заказа обязан предоставить уведомление от саморегулируемой организации, о размере внесенного взноса в компенсационный фонд.
2. Копия свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8.,пункта 3 части 7 статьи 55.16. Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 раздела lll. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Росси1ской Федерации от 30.12.2009 г. N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)":
"33.3. Жилищно-гражданское строительство.
При этом стоимость работ по организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства по одному договору, указанная в свидетельстве, должна быть "до 500 млн. руб." или более.
Если в свидетельстве о допуске не указана стоимость работ по одному договору, то участник размещения заказа обязан предоставить уведомление от саморегулируемой организации, о размере внесенного взноса в компенсационный фонд.
Представление свидетельства на инженерные изыскания документацией не предусмотрена, поскольку документация не предусматривает выполнение подрядных работ собственными силами, а, следовательно, организация осуществляющая инженерные изыскания может быть привлечена на основании договора субподряда. Для выполнения функций генерального подрядчика на осуществление инженерных изысканий наличие свидетельства о членстве в саморегулируемой организации не требуется.
Пункт 16 технического задания содержит следующие сведения об исходных данных и материалах, предоставляемые муниципальным заказчиком:
- Материалы утвержденной ранее градостроительной документации;
- Градостроительный план земельного участка;
- Санитарно-эпидемиологическое заключение территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области о соответствии предполагаемого использования земельного участка для размещения детского дошкольного образовательного учреждения;
- Исполнительные съемки инженерных сетей топографических планов земельного участка;
- Технические условия и договоры на присоединение к существующим инженерным сетям:
- водоснабжение;
- канализацию;
- ливневую канализацию;
- теплоснабжение;
- электроснабжение;
- телефонизацию;
- радиофикацию;
- пожарную сигнализацию.
- Информация от ОАО "Водоканал" о наличии пожарных гидрантов и кольцевых сетях водоснабжения; заключения о сейсмичности земельного участка; справки о фоновых концентрациях загрязняющих веществ; исходные данные по шуму, вибрации, качестве почвы, радиационной безопасности.
- Исходные данные для разработки раздела "ИТМ ГО и ЧС" (при необходимости).
-Перечень дополнительного оборудования, необходимого для эксплуатации детского сада (столовая посуда, инвентарь, шторы, игрушки, постельные принадлежности, наглядные пособия и т.д.).
- Иные исходные данные, необходимые для выполнения работ.
Данные сведения не являются неотъемлемой частью документации об аукционе и подлежат передачи после определения подрядчика, в связи с чем, данные сведения правомерно не размещены на официальном сайте в сети "Интернет".
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
А в соответствии с частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни, а, следовательно, заказчиком не нарушен выбор способа осуществления закупки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Торговый дом "Движок" признать обоснованной в части отсутствия в документации требований заказчика позволяющих однозначно определить потребности в результатах работ, отсутствия сведений о контрактной управляющем и установлении сроков направления запросов о предоставлении разъяснений с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. Признать в действиях Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" г.Каменска-Уральского нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 33, ч.4 и ч.6 ст.65, п.10 и п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства" г.Каменска-Уральского, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии А.О. Опалев
Е.Н. Мурашко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 июня 2014 г. N 777-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2014