Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 12 мая 2014 г. N 03-10/61-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | ||
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок; |
|
членов комиссии: | ||
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
|
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
|
Гламаздиной Д.С., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
|
Гайдамовича И.П., |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок; |
при участии представителей:
заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский фтизиопульмонологический медицинский центр", Жвакиной Татьяны Владимировны (доверенность N651 от 05.05.2014),
в отсутствие представителя заявителя ООО "СК "АЛЬФА-ТОРГ", уведомленном о времени и месте рассмотрения жалобы (исх.ЛУ/2640 от 06.05.2014),
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/61-14, возбужденное по жалобе ООО "СК "АЛЬФА-ТОРГ" на действия заказчика Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский фтизиопульмонологический центр" при проведении конкурса с ограниченным участием "Поставка продуктов питания в 2014 году для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский фтизиопульмонологический центр" (Извещение N0365200017214000056 от 11.04.2014),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось ООО "СК "АЛЬФА-ТОРГ" (вх.3119 от 05.05.2014) (далее - заявитель) с жалобой на действия заказчика Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский фтизиопульмонологический центр" при проведении конкурса с ограниченным участием "Поставка продуктов питания в 2014 году для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский фтизиопульмонологический центр". Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
В жалобе заявитель указывает, что заказчиком при подготовке конкурсной документации допущены нарушения требований действующего законодательства, а именно установлены дополнительные требования к составу заявки и ограничения, которые сужают круг лиц, имеющих право на участие в конкурсе.
Конкурсной документацией установлены дополнительные требования в соответствии с ч.2 ст.31 Закона 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации") (далее - Постановление 1089), в том числе:
"1. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном Постановлением 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием".
Указанное требование о подтверждении наличия опыта сформулировано в п.6.2.1.8 конкурсной документации следующим образом:
"6.2.1.8. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям к участникам закупки:
1). Копии ранее исполненных контрактов (договоров) и соответствующих товарных накладных, подписанных заказчиками без замечаний (за 2011-2013 годы) на поставку продуктов питания (Говядина тушеная, Сайра натуральная, Салат из морской капусты, Капуста белокачанная квашенная, Икра кабачковая, Кукуруза консервированная, Горошек зеленый консервированный, Огурцы консервированные, Томаты консервированные, Томат-паста, уксусная эссенция, Сода пищевая). При этом цена каждого контракта (в части поставок перечисленных выше продуктов питания) должна составлять не менее чем 20% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс с ограниченным участием. Предоставленные копии контрактов должны подтвердить опыт поставок овощей свежих в 2011 году, в 2012 году и в 2013 году в следующие виды учреждений: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления".
Общество с указанными требованиями согласиться не может по следующим основаниям.
1. Заказчиком в п.6.2.1.8 конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки для подтверждения соответствия участника вышеуказанным дополнительным требованиям: копий "соответствующих товарных накладных". Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утв. Постановлением 1089 (далее - Перечень), является исчерпывающим и не содержит таких документов, как "товарные накладные". На основании изложенного заявитель считает, что установление заказчиком требования о предоставлении в составе заявки товарных накладных по ранее исполненному контракту для предквалификационного отбора является незаконным и избыточным, ведет к ограничению числа участников конкурса, что нарушает требования ч.6 ст.31, ч.5 ст.51 Закона 44-ФЗ.
2. Заказчиком в п.6.2.1.8 конкурсной документации установлено требование о предоставлении копий ранее исполненных контрактов, которые должны подтвердить опыт поставок продуктов питания (Говядина тушеная, Сайра натуральная, Салат из морской капусты, Капуста белокачанная квашенная, Икра кабачковая, Кукуруза консервированная, Горошек зеленый консервированный, Огурцы консервированные, Томаты консервированные, Томат-паста, уксусная эссенция, Сода пищевая) в соответствующие учреждения в 2011, 2012 году и 2013г.г., то есть, не менее 3-х исполненных контрактов, датированных определенными годами. В соответствии с буквальным толкованием п.1 Дополнительных требований и п.1 Перечня документов, которые подтверждают соответствие участника (Постановление 1089), условием удовлетворения дополнительному требованию о наличии опыта исполнения контракта на поставку товара, указанного в Перечне в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе является наличие одного исполненного контракта в течение 3-летнего срока, предшествующего дате подачи заявки, стоимость которого составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием. Заявитель указывает, что об этом свидетельствует и собственно формулировка требования заказчика: - "наличие опыта исполнения контракта" (а не контрактов), и формулировка п.1 Перечня, где указано: "Копии ранее исполненного (исполненных) контракта [контрактов]", что предполагает, что для подтверждения опыта достаточно копии одного исполненного контракта, но может быть представлено несколько. Требование о предоставлении контрактов конкретно за 2011, 2012, 2013г.г. указанным постановлением не обусловлено. На основании изложенного заявитель считает, что установление заказчиком требования о предоставлении в составе заявки исполненных контрактов за 2011, 2012 и 2013г.г. для предквалификационного отбора является незаконным и избыточным, ведет к ограничению числа участников конкурса, что нарушает требования ч.6 ст.31, ч.5 ст.51 Закона 44-ФЗ.
3. Заказчиком, в п.6.2.1.8 установлено требование о предоставлении ранее исполненных контрактов, подписанных заказчиками без замечаний (за 2011-2013 годы) на поставку продуктов питания (Говядина тушеная, Сайра натуральная, Салат из морской капусты, Капуста белокачанная квашенная, Икра кабачковая, Кукуруза консервированная, Горошек зеленый консервированный, Огурцы консервированные, Томаты консервированные, Томат-паста, уксусная эссенция, Сода пищевая). То есть, предметом ранее исполненных контрактов должны быть указанные в конкурсной документации продукты питания (Говядина тушеная, Сайра натуральная, Салат из морской капусты, Капуста белокачанная квашенная, Икра кабачковая, Кукуруза консервированная, Горошек зеленый консервированный, Огурцы консервированные, Томаты консервированные, Томат-паста, уксусная эссенция, Сода пищевая). В соответствии с буквальным толкованием п.1 дополнительных требований, и п.5 Перечня случаев Постановления 1089, условием удовлетворения дополнительного требования является наличие исполненного контракта на поставку пищевых продуктов в соответствующие учреждения. Об этом свидетельствует и собственно формулировка требования, указанная п.1 дополнительных требований: Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на поставку товаров, ... указанных в Перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а в п.5 указанного Перечня предусмотрен случай: поставки пищевых продуктов, закупаемых для соответствующих образовательных и медицинских учреждений и организаций, а вовсе не тех продуктов питания, которые являются предметом контракта в соответствии с проводимым конкурсом. На основании изложенного заявитель считает, что установление заказчиком требования о предоставлении в составе заявки копий исполненных контрактов на поставку конкретных продуктов питания (Говядина тушеная, Сайра натуральная, Салат из морской капусты, Капуста белокачанная квашенная, Икра кабачковая, Кукуруза консервированная, Горошек зеленый консервированный, Огурцы консервированные, Томаты консервированные, Томат-паста, уксусная эссенция, Сода пищевая) для предквалификационного отбора является незаконным и избыточным, ведет к ограничению числа участников конкурса, что нарушает требования ч.6 ст.31, ч.5 ст.51 Закона 44-ФЗ.
4. В п.6.2.1.10 конкурсной документации установлено, что "документами, подтверждающими добросовестность участника закупки, являются копии контрактов, включенных в реестр контрактов, ведение которого предусмотрено 3аконом 44-ФЗ, и товарных накладных, подтверждающих приемку товара заказчиком без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)", Указанное требование противоречит ч.3 ст.37 Закона 44-ФЗ, в которой предусмотрено, что "к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с ч.2 настоящей статьи". А согласно ч.2 ст.103 Закона 44-ФЗ и п.2 Правил реестра контрактов, заключенных заказчиками, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1084, реестр заключенных контрактов не содержит копий товарных накладных. На основании изложенного заявитель считает, требование о предоставлении информации, не содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, копий товарных накладных для подтверждении добросовестности участника закупки в случае, предусмотренном ч.2 ст.37 Закона 44-ФЗ, является не соответствующим ч.3 ст.37 Закона 44-ФЗ и носит избыточный характер, что нарушает требования ч.5 ст.51 Закона 44-ФЗ.
5. В п.6.1 конкурсной документации предусмотрено, что подача заявок на участие в конкурсе в форме электронных документов не допускается, заявка подается в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов. При этом, в соответствии с п.7.1. конкурсной документации, изменения в заявку подаются: по адресу (в том числе по адресу электронной почты). Заявитель считает, что для лиц, изменяющих свою заявку, предоставляются необоснованные преимущества, а также нарушается принцип конфиденциальности условий заявки, что может привести к непрозрачности процедуры проведения конкурса.
Заявитель полагает, что установленные заказчиком избыточные требования к составу заявки, противоречия в процедуре проведения конкурса содержит признаки ограничения конкуренции, что запрещено ч.2 ст.8 Закона 44-ФЗ и ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Заявитель просит: признать п.п.6.1, 6.2.1.8., 6.2.1.10, 10.3, 12.9, 12.10.1.1 конкурсной документации (извещение N0365200017214000056) в оспариваемой части незаконными; обязать заказчика устранить допущенные нарушения и внести соответствующие изменения в конкурсную документацию; приостановить проведение конкурса с ограниченным участием (Извещение N0365200017214000056) до рассмотрения жалобы по существу.
В письменных пояснениях на жалобу (вх.2324 от 05.05.2014) и в заседании Комиссии Томского УФАС России представитель заказчика сообщил, что считают доводы заявителя необоснованными, ввиду следующего:
1. Заказчик ссылается на перечень документов, утвержденный Постановлением 1089 и сообщает, что согласно перечню в п.6.2.1.8 конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки для подтверждения соответствия участника закупки вышеуказанному дополнительному требованию копий соответствующих товарных накладных.
Установление заказчиком требования о предоставлении копий товарных накладных для подтверждения дополнительному требованию продиктовано следующими обстоятельствами: ч.8 ст.31 Закона 44-ФЗ установлена обязанность комиссии проверять соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Следовательно, из документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе, должно четко следовать, что участник закупки действительно имеет опыт исполнения контракта (договора), а не опыт заключения контракта.
Заказчик указывает, что подтвердить опыт исполнения контракта копией заключенного контракта не представляется возможным. Постановлением 1089 установлена обязанность в подтверждение опыта исполнения контрактов (договоров) прикладывать копии актов выполненных работ.
Заказчик указывает на то, что требование к участникам сформулировано обобщающим словом - "опыт исполнения": "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг ... ", (ведь требование к участнику можно было в Постановлении 1089 сформулировать и таким образом: "Наличие опыта (с учетом правопреемства) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг ... "). Следовательно, если словосочетание "исполнение контракта (договора)" является обобщающим словосочетанием применительно к поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, то словосочетание "акт (акты) выполненных работ" является обобщающим словосочетанием для всех первичных документов, свидетельствующих о фактическом исполнении контракта. Применительно к поставке товаров (продуктов питания) актом выполненных работ по исполнению контракта является товарная накладная.
На основании изложенного, заказчик считает требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе копий соответствующих товарных накладных законным и не избыточным. Если участник закупки действительно заключал и исполнял контракты на поставку продуктов питания, то такой участник может предоставить копии товарных накладных.
2. Заказчик указывает, что установление требования о предоставлении копий как минимум трех контрактов (договоров) за 2011-2013 годы для подтверждения дополнительному требованию продиктовано следующими обстоятельствами.
Анализ текста Постановления 1089 в части формулировки дополнительного требования об опыте исполнения контракта (договора) и в части документа, подтверждающего данное требование, показал, что если совместное прочтение норм Постановления толковать как достаточность предоставления только одного контракта (договора), то не понятно, в каком смысле употребляется множественное число в перечне документов: "Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров)".
Если трактовать текст Постановления 1089 по-другому, то становится ясна и логична норма об установлении требования к участникам закупок совместно с нормой о документе (документах), которые подтверждают соответствие данному требованию.
Участник закупки должен в течение 3 лет (в Постановлении 1089 указан временной отрезок, на всем протяжении которого происходит что-либо - см. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой, 2000 г.) выполнять контракты (договоры) на поставку продуктов питания. При этом контракты могут заключаться ежегодно (и тогда этих контрактов будет больше чем один), а может быть заключен один долгосрочный контракт (и тогда контракт будет один).
В этом случае формулировка требования звучит корректно: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров ... в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе". Употребление слов "контракт, договор" в единственном числе обоснованно, так как работает требование: "один год - один контракт (договор)".
Также в этом случае корректна и формулировка перечня документов: "Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ" - употребляется и единственное число (для случая, если у участника закупки заключен один долгосрочный контракт (договор) на поставку продуктов питания), и множественное число (для случая, если у участника закупки заключены более одного контракта (договора) на поставку продуктов питания в течение 3 последних лет).
На основании изложенного заказчик считает, что правильной является такая трактовка нормативного акта, которая позволяет объяснить и применить все формулировки законодателя в комплексе.
3. Заказчик сообщает, что установление требования о предоставлении копий контрактов (договоров), подтверждающих опыт поставки именно тех продуктов питания, которые явились предметом конкурса, продиктовано следующими обстоятельствами.
Согласно ч.2 ст.31 Закона 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (п.3 ч.2 ст.31 Закона 44-ФЗ).
Предметом контракта, на право заключение которого проводился оспариваемый конкурс с ограниченным участием, является "Поставка продуктов питания в 2014 году для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский фтизиопульмонологический медицинский центр".
Во исполнение Закона 44-ФЗ, Правительством Российской Федерации принимается постановление от 28.11.2013 N1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Следовательно, формулировка требования Постановления 1089 должна соответствовать формулировке данного требования, установленной в Законе 44-ФЗ.
Заказчик полагает, что законодатель посчитал, что продукты питания в силу специализированного характера способны поставить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации. И поэтому не достаточно просто объявить процедуру электронного аукциона на поставку продуктов питания, а необходимо ограничить участие в такой закупочной процедуре через проведение конкурса с ограниченным участием.
Заказчик считает, что законодатель хотел распространить свои ограничения для того, чтобы:
- через проведение конкурса с ограниченным участием не допустить к поставке продуктов питания лиц, которые ранее не занимались поставкой продуктов питания (позиция 1);
- через проведение конкурса с ограниченным участием допустить к поставке продуктов питания только лиц, которые ранее успешно занимались поставкой именно тех продуктов питания, которые нужны заказчику (позиция 2).
Заказчик считает, что обе позиции имеют право на существование и могут быть доказаны с применением норм либо Закона 44-ФЗ (п.3 ч.2 ст.31 Закона 44-ФЗ), либо с применением норм Постановления 1089 (п.1 дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации).
Заказчик полагает, что считая поставку продуктов питания в учреждения социальной сферы специализированным мероприятием, законодатель хотел, чтобы комиссия заказчика убедилась, что участник закупки, действительно имеет успешный опыт поставки банок с консервами, что у участника закупки налажены связи с производителями этих консервов, что участник закупки действительно за 3 года научился хранить и перевозить эти консервы таким образом, чтобы данные продукты питания в соцсферу действительно поставлялись качественно и в срок. Это и есть соответствие участника закупки необходимому уровню квалификации.
В подтверждение изложенной позиции заказчик приводит понятие термина "квалификация" из Большого Энциклопедического словаря: "КВАЛИФИКАЦИЯ (от лат. qualis - какой по качеству и ... фикация) - 1) определение качества чего-либо, оценка чего-либо. 2) Уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда. 3) Профессия, специальность (напр., квалификация токаря).
4. Заказчик считает, что ч.3 ст.37 Закона 44-ФЗ противоречит п.4 ч.2 ст.51 Закона 44-ФЗ: Согласно ч.3 ст.37 Закона 44-ФЗ "К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с ч.2 настоящей статьи".
Пункт 4 ч.2 ст.51 Закона 44-ФЗ устанавливает, что в состав заявки на участие в конкурсе должны быть включены "в случае, предусмотренном ч.2 ст.37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса".
Документами, подтверждающими, что участник закупки заключал и исполнял контракты без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) являются непосредственно контракты и документы, свидетельствующие о приемке товара (работы, услуги) без нарушений - товарные накладные (акты выполненных работ, акты оказанных услуг).
Утверждение ООО "СК "АЛЬФА-ТОРГ" о том, что реестр заключенных контрактов не содержит копий товарных накладных, не соответствует действующему законодательству. Так, п.13 ч.2 ст.103 Закона 44-ФЗ содержит норму о том, что в реестр контрактов должен включаться "документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги".
Для целей бухгалтерского учета, на практике, документально факт приема и факт сдачи товара от покупателя продавцу оформляется товарными накладными (форма NТОРГ-12). Форма NТОРГ-12 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N132.
На основании изложенного заказчик считает, что конкурсная документация в части установления требований к составу заявки на участие в конкурсе в случае демпинга со стороны участника закупки не противоречит ч.3 ст.37 Закона 44-ФЗ.
Изучив доводы жалобы ООО "СК "АЛЬФА-ТОРГ", заслушав представителей заявителя и заказчика, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0365200017214000056 о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 11.04.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 810 500 руб.
Заказчик - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Томский фтизиопульмонологический центр".
Предмет аукциона: "Поставка продуктов питания в 2014 году для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский фтизиопульмонологический центр".
На дату рассмотрения дела N03-10/61-14 срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе не наступил.
В силу ч.5 ст.56 Закона 44-ФЗ извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной ст.ст.49, 50 Закона 44-ФЗ, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч.4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
В силу ч.4 ст.56 Закона 44-ФЗ в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч.2 ст.31 Закона 44-ФЗ. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора. Согласно п.3 ч.2 ст.31 Закона 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также (ч.3 ст.31 Закона 44-ФЗ) перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 настоящей статьи. При этом, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч.6 ст.56 Закона 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Изучив извещение и документацию конкурса с ограниченным участием "Поставка продуктов питания в 2014 году для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский фтизиопульмонологический центр" (далее - Документация), Комиссия Томского УФАС России установила, что заказчик сообщил в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием о том, что установлены требования к участникам о наличии опыта, связанного с предметом контракта, и деловой репутации участника (п.3 ч.2 ст.31).
В п.1 ч.2.2.1 Документации дополнительные требования установлены цитатой из дополнительных требований к участнику конкурса с ограниченным участием Постановления 1089, то есть без нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив требования, установленные в п.1 ч.6.2.1.8 Документации о предоставлении документов, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям к участникам закупки, Комиссия Томского УФАС России пришла к следующему выводу:
Требование копий ранее исполненных контрактов (договоров) и соответствующих товарных накладных, подписанных заказчиками без замечаний (за 2011-2013 годы) на поставку продуктов питания (Говядина тушеная, Сайра натуральная, Салат из морской капусты, Капуста белокачанная квашенная, Икра кабачковая, Кукуруза консервированная, Горошек зеленый консервированный, Огурцы консервированные, Томаты консервированные, Томат-паста, уксусная эссенция, Сода пищевая) не противоречит положениям Постановления 1089, а именно:
Согласно дополнительным требованиям к участникам закупки, утвержденным Постановлением 1089, участник закупки должен иметь в наличии опыт исполнения контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев (продукты питания), утвержденном Постановлением 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Согласно п.1 перечня документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным Постановлением 1089, заказчик вправе требовать от участника закупки копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Совокупность перечисленных требований не противоречит установлению требований к подтверждению опыта исполнения документами об одном или нескольких контрактов, исполненных в течение трех лет.
Опыт работы должен быть связан с предметом контракта на основании п.3 ч.2 ст.31 Закона 44-ФЗ, что позволяет конкретизировать общее понятие "продукты питания" (Говядина тушеная, Сайра натуральная, Салат из морской капусты, Капуста белокачанная квашенная, Икра кабачковая, Кукуруза консервированная, Горошек зеленый консервированный, Огурцы консервированные, Томаты консервированные, Томат-паста, уксусная эссенция, Сода пищевая) из перечня случаев, утвержденных Постановлением 1089.
Установленное заказчиком требование наличия товарных накладных по исполненным контрактам, объясняется заказчиком тем, что документ - товарная накладная (унифицированная форма NТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N132 "Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие)"), соответствует понятию акта выполненных работ по договору (контракту) поставки товара.
В отношении подрядных (строительных) работ, актом выполненных работ, является более близкая по созвучию унифицированная форма NКС-2 "Акт о приемке выполненных работ", утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N100 "Указания по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ").
Ввиду того, что унифицированная форма "Акт выполненных работ" законодательством РФ, в т.ч. постановлением Госкомстата РФ, не установлена, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что в п.1 перечня документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям (Постановление 1089), установлено требование, не указывающее на конкретный документ, а указывающий на любой акт (документ), подтверждающий должное принятие работ по контракту (договору), будь это поставка товара, выполнение работ или оказание услуг. По договору поставки товара таким документом является товарная накладная - унифицированная форма NТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N132.
На основании установленного, руководствуясь ч.8 ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СК "АЛЬФА-ТОРГ" на действия заказчика Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский фтизиопульмонологический центр" при проведении конкурса с ограниченным участием "Поставка продуктов питания в 2014 году для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томский фтизиопульмонологический центр" (Извещение N0365200017214000056 от 11.04.2014) необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии: |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Гламаздина Д.С. |
|
|
Гайдамович И.П. |
|
|
|
|
|
|
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 12 мая 2014 г. N 03-10/61-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2014