Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 20 мая 2014 г. N 03-10/65-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Бутенко И.В., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гламаздиной Д.С., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
при участии представителей:
- заявителя - ФГБОУ ВПО "РАНХиГС при Президенте Российской Федерации", Золотарева Николая Петровича (доверенность N190 от 30.01.2014), Яринена Бориса Владимировича (доверенность б/н от 22.05.2014),
- заказчика - Финансово-хозяйственного управления Администрации Томской области, Андреевой Марины Сергеевны (доверенность N9 от 20.05.2014).
- уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Томской области, Василиненко Анастасии Александровны (доверенность N05.01 от 10.01.2014),
- конкурсной комиссии, на основании распоряжения от 26.03.2014 N22-р "О создании восьмой комиссии уполномоченного органа по осуществлению закупок образовательных услуг, Шелия Наталии Леонидовны, Брункиной Екатерины Вячеславовны,
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/65-14, возбужденное по жалобе ФГБОУ ВПО "РАНХиГС при Президенте Российской Федерации" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Томской области (заказчик - Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области) при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих" (Извещение N0165200003314000081 от 03.04.2014),
УСТАНОВИЛА:
13.05.2014 (вх.3317) в Томское УФАС России обратилось Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" с жалобой на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Томской области (заказчик - Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области) при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих" (Извещение N0165200003314000081 от 03.04.2014), нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
В жалобе заявитель сообщает, что при рассмотрении и оценке заявок (протокол от 05.05.2014) конкурсная комиссия по лоту N1 признала заявку ФГБОУ ВПО "РАНХиГС при Президенте Российской Федерации" на основании ч.3 ст.53 Закона 44-ФЗ не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации по следующим основаниям:
"Заявка участника конкурса не соответствует требованиям ч.4 ст.51 Закона 44-ФЗ и п.6.1 Инструкции участникам конкурса по подготовке, изменению, отзыву, подаче заявок на участие в конкурсе (далее - инструкция). Согласно ч.4 ст. 51 Закона и п.6.1 инструкции заявка на участие в конкурсе и том такой заявки должны быть подписаны участником конкурса или лицом, уполномоченным участником конкурса. Заявка участника конкурса не подписана участником конкурса или лицом, уполномоченным участником конкурса".
Заявитель считает отклонение заявки неправомерным и необоснованным, нарушающим требования Закона 44-ФЗ ввиду следующего:
Согласно ч.4 ст.51 Закона 44-ФЗ "Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса".
Согласно ч.2 ст.51 Закона 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе; предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки; в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге); в случае, предусмотренном ч.2 ст.37 Закона 44-ФЗ, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса; документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе; в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию.
Таким образом, заявка на участие в конкурсе - это совокупность документов и информации.
Заявитель указывает, что в ч.4 ст.51 Закона 44-ФЗ упоминается термин "том такой заявки", однако, ни законодатель в Законе 44-ФЗ, ни уполномоченный орган в документации не расшифровывают этот термин и не дают ему определение и не соотносят между собой термин "заявка на участие в конкурсе" и термин "том заявки". Заявитель полагает, что если предположить, что "том заявки" - это прошитые одной нитью листы документов, входящих в состав заявки, то, следовательно, термин "том заявки" будет равнозначен термину "заявка на участие в конкурсе".
На основании изложенного, а также, согласно ч.4 ст.51 Закона 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе (и соответственно том такой заявки, который равнозначен самой заявке) должна быть скреплена печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписана участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Заявитель указывает, что законодатель в Законе 44-ФЗ не разъясняет, в каком именно месте должна быть подписана и скреплена печатью участника открытого конкурса заявка на участие в конкурсе (как совокупность документов): на первом листе этой совокупности документов (то есть заявки) или на последнем листе заявки или на каждом листе заявки. Главное, чтобы комиссия смогла убедиться, что заявка подписана уполномоченным лицом, что в соответствии с ч.4 ст.51 Закона 44-ФЗ означает "что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов". Если из поданной заявки следует, что все документы и сведения, входящие в состав заявки (в том числе каждый документ и сведение в отдельности) подписаны уполномоченным лицом участника закупки и имеется печать этого участника закупки, следовательно, заявка соответствует требованиям законодательства.
Заявитель указывает, что поданная заявителем заявка на участие в конкурсе была подписана, прошита и пронумерована, каждый лист, приложенный к заявке, заверен подписью директора (доверенность на директора Томского филиала была приложена к документации) и скреплен печатью, что соответствует требованиям ч.4 ст.51 Закона 44-ФЗ и п.6.1 Инструкции.
Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать ее обоснованной, аннулировать протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по лоту N1, предписать комиссии уполномоченного органа устранить допущенные нарушения путем проведения повторной процедуры рассмотрения и оценки заявок по лоту N1 открытого конкурса N0165200003314000081 и признать заявку Федерального государственного бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" соответствующей требованиям действующего законодательства и конкурсной документации.
В письменных пояснениях на жалобу (вх.NN64-03-0222 и б/н от 19.05.2014) и в заседании Комиссии Томского УФАС России представители заказчика, уполномоченного органа и конкурсной комиссии сообщили, что считают доводы заявителя необоснованными, ввиду следующего:
Требования к составу и содержанию заявки на участие в открытом конкурсе содержатся в разделе 6 Инструкции участникам открытого конкурса по подготовке, изменению, отзыву, подаче заявок на участие в открытом конкурсе и установлены в соответствии с ч.4 ст.51 Закона 44-ФЗ. В п.6.1. Инструкции предусмотрено, что все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника конкурса (для юридического лица) и подписаны участником конкурса или лицом, уполномоченным участником конкурса.
Аналогичная норма закреплена в ч.4 ст.51 Закона 44-ФЗ. При этом, под заявкой, исходя из смысла ч.2 ст.51 Закона 44-ФЗ, а также конкурсной документации, понимается совокупность информации и документов, соответствующих предъявляемым требованиям и сброшюрованных в единый том.
Учитывая, законодательно установленное положение, согласно которому соблюдение участником конкурса требований к форме в содержанию заявки означает, что вся информация и документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника конкурса он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов, следует, что заявка на участие в конкурсе, и том такой заявки скрепляется печатью участника конкурса и подписывается участником конкурса или лицом, уполномоченным участником конкурса исключительно на последнем листе заявки.
При рассмотрении заявок участников открытого конкурса, комиссией установлено, что все листы заявки (тома заявки), представленной участником закупки ФГБОУ ВПО "РАНХиГС при Президенте Российской Федерации", прошиты, пронумерованы, скреплены печатью участника закупки, содержат опись, однако, в нарушение требований конкурсной документации последний лист тома заявки не подписан.
В соответствии с ч.2 ст.53 Закона 44-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в открытом конкурсе на соответствие, требованиям Закона 44-ФЗ, извещения об осуществлении закупки и конкурсной документации, и соответствие участника закупки, подавшего такую заявку на, соответствие требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно ч.3 ст.53 Закона 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Изучив доводы жалобы ФГБОУ ВПО "РАНХиГС при Президенте Российской Федерации", заслушав представителей заявителя, заказчика и уполномоченного органа, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0165200003314000081 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 03.04.2014.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта по лоту N1 составляет 1 235 312,50 руб.
Заказчик - Финансово-хозяйственное управление Администрации Томской области.
Предмет конкурса: "Оказание услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих".
Обжалуются действия конкурсной комиссии при рассмотрении конкурсных заявок поданных по лоту N1 на оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих по теме "Управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Конкурсная комиссия, принявшая решение в отношении конкурсной заявки заявителя жалобы, создана на основании распоряжения Департамента государственного заказа Томской области от 26.03.2014 N22-р "О создании восьмой комиссии уполномоченного органа по осуществлению закупок образовательных услуг", приняла решение в составе: Брункиной Е.В., Казиевой Ю.Г., Киселевой Н.Ю., Павловой Н.А., Цыганова З.М., Шелия Н.Л.
Комиссия Томского УФАС России рассмотрела требования, которые заказчик установил в конкурсной документации на основании п.4 ч.1 ст.50, ст.51 Закона 44-ФЗ, к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, в том числе, к оформлению заявки и пришла к выводу, что заказчик исполнил требования к конкурсной документации без нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Так, установленное в последнем абзаце п.6.1 конкурсной документации требование к оформлению заявки на участие в конкурсе "Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника конкурса (для юридического лица) и подписаны участником конкурса или лицом, уполномоченным участником конкурса", полностью отвечает требованию ч.4 ст.51 Закона 44-ФЗ, то есть является законным требованием конкурсной документации.
В силу ч.2 ст.53 Закона 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям конкурсной документации. Согласно ч.3 ст.53 Закона 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Изучив заявку ФГБОУ ВПО "РАНХиГС при Президенте Российской Федерации", Комиссия Томского УФАС России установила, что заявка на участие в конкурсе подана в письменной форме, все листы заявки и опись входящих в состав заявки документов сброшюрованы (прошиты) в том, скрепленный на оборотной стороне последнего листа тома печатью уполномоченного лица участника конкурса, поставленной на бумажную наклейку, скрывающую прошивку. Так же, на оборотной стороне последнего листа тома, находится факсимиле следующего содержания "Директор Томского филиала РАНХиГС Н.П. Золотарев", однако подпись уполномоченного участником конкурса лица - Золотарева Николая Петровича (доверенность ФГБОУ ВПО "РАНХиГС при Президенте Российской Федерации" от 30.01.2014 N190) отсутствует. На первом листе тома отсутствуют как печать, так и подпись уполномоченного лица участника закупки. При этом, опись документов, входящих в состав заявки, скреплена печатью уполномоченного лица участника закупки и его подписью, как это требует п.6.1 конкурсной документации.
На основании установленного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что том заявки скреплен печатью уполномоченного лица участника закупки, но им не подписан, то есть заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям п.6.1 конкурсной документации, ч.4 ст.51 Закона 44-ФЗ, не может считаться надлежащей, в силу ч.2 ст.53 Закона 44-ФЗ, и подлежит отклонению на основании ч.3 ст.53 Закона 44-ФЗ. Таким образом, в действиях конкурсной комиссии по отклонению заявки на участие в конкурсе ФГБОУ ВПО "РАНХиГС при Президенте Российской Федерации" отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Внеплановая проверка иных действий заказчика, уполномоченного органа и конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих" (Извещение N0165200003314000081 от 03.04.2014), проведенная на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ, не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.50-53, п.1 ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ФГБОУ ВПО "РАНХиГС при Президенте Российской Федерации" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих" (Извещение N0165200003314000081 от 03.04.2014) необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Бутенко И.В. |
Члены комиссии: |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Гламаздина Д.С. |
В соответствии с ч.9 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 20 мая 2014 г. N 03-10/65-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2014