Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 22 мая 2014 г. N 03-10/68-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Шевченко В.И., |
руководителя управления; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гламаздиной Д.С., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
при участии представителей:
- заявителя - директора ООО "Строительная компания "ГидроСтрой", Туманова Сергея Александровича, Макарова Александра Владимировича (приказ от 30.04.2014 N3),
- заказчика - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Цыганкова Вячеслава Владимировича (доверенность N31 от 20.05.2014),
- уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Томской области, Гензе Анастасии Ивановны (доверенность N06.01 от 10.01.2014), Шелия Наталии Леонидовны (доверенность N09.01 от 23.01.2014),
- конкурсной комиссии (Распоряжение от 03.03.2014 N13-р Департамента государственного заказа Томской области "О создании четвертой комиссии уполномоченного органа по осуществлению закупок в сфере строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий, и связанных с ними проектно-изыскательских работ, благоустройства") Пономаренко Михаила Владимировича, Шелия Наталии Леонидовны,
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/68-14, возбужденное по жалобе ООО "Строительная компания "ГидроСтрой" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Департамента государственного заказа Томской области (заказчик - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области) при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по объекту: "Регулирование участков русла р. Ушайка в г. Томске" (Извещение N0165200003314000088 от 09.04.2014),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось ООО "Строительная компания "ГидроСтрой" (вх.3473 от 16.05.2014) с жалобой на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Департамента государственного заказа Томской области при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по объекту: "Регулирование участков русла р. Ушайка в г. Томске"" (Извещение N0165200003314000088 от 09.04.2014), нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
Заявитель сообщает, что 13.05.2014 при рассмотрении и оценке заявок на участие в конкурсе четвертой комиссией уполномоченного органа по осуществлению закупок в сфере строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий, и связанных с ними проектно-изыскательских работ, благоустройства (далее - конкурсная комиссия) было необоснованно присвоено значение "0" (ноль) заявке ООО "СК "ГидроСтрой" по критерию оценки "наличие у участника конкурса отзывов и/или благодарственных писем, связанных с выполнением работ по изменению дна и берегов водных объектов за 2008-2013 годы".
Заявитель указывает, что в составе заявки был представлен отзыв о выполнении работ Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области N2149-вх от 28.04.2014, а также два благодарственных письма МКУ "Защита территории и населения Новокузнецкого района" за практическую помощь по подготовке и реализации превентивных мероприятий, позволивших предотвратить материальный ущерб жителям Новокузнецкого муниципального района, муниципального имущества при прохождении ледохода и паводковых вод 2014 года, а также за активное личное участие ответственное отношение к решению поставленных задач, круглосуточное дежурство на дамбах поселков Смирновка и Ашмарино при пропуске ледохода и паводковых вод через территорию Новокузнецкого муниципального района.
При оценке заявок по критерию "наличие у участника конкурса отзывов и/или благодарственных писем, связанных с выполнением работ по изменению дна и берегов водных объектов за 2008-2013 годы" указанные документы необоснованно не были приняты во внимание.
Так, из содержания отзыва N2149-вх от 28.04.2014 следует, что работы по изменению дна и берегов водных объектов выполнялись специализированной организацией - ООО "СК "Гидроспецстрой" по государственному контракту N2012.125202 от 01.10.2012. Однако фактически исполнителем данных работ выступило ООО "Гидрострой" (заявитель, участник закупки) согласно договору строительного подряда N1 от 16.10.2013. Указанные договоры были приняты комиссией в качестве подтверждения квалификации участника торгов по критерию "наличие опыта, связанного с выполнением работ по изменению дна и берегов водных объектов", и им было присвоено значение "40", тогда как отзыв по результатам исполнения данных договоров - принят не был, присвоено значение "0".
Кроме того, при оценке квалификации участника закупки по критерию "наличие у участника конкурса отзывов и/или благодарственных писем, связанных с выполнением работ по изменению дна и берегов водных объектов за 2008-2013 годы" не были приняты во внимание представленные благодарственные письма.
Из содержания данных благодарственных писем следует, что заявителем выполнялись работы по подготовке и реализации превентивных мероприятий при прохождении ледохода и паводковых вод 2014 года. Выполнение данных работ предполагает работы по изменению дна и берегов водных объектов, что подтверждается информацией, содержащейся на сайте МЧС России (распечатка с сайта прилагается).
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений путем аннулирования определения подрядчика (исполнителя) по конкурсу на выполнение работ по объекту: "Регулирование участков русла р. Ушайка в г. Томске"; приостановить определение подрядчика (исполнителя) и заключение контракта по конкурсу на выполнение работ по объекту: "Регулирование участков русла р. Ушайка в г. Томске" до рассмотрения настоящей жалобы по существу.
В письменных пояснениях на жалобу и в заседании Комиссии Томского УФАС России представители заказчика (вх.3602 от 21.05.2014), уполномоченного органа и конкурсной комиссии (вх.3654 от 21.05.2014) сообщили, что считают доводы заявителя необоснованными, ввиду следующего:
Заказчик - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области считает, что конкурсная комиссия действовала при проведении конкурса в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и конкурсной документации:
В конкурсной документации заказчиком установлены критерии оценки заявок и их значимость: цена контракта - 60%, квалификация участника закупки - 40%.
Согласно п.17.2.3 конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется с использованием балльной системы с учетом следующего:
1. Наличие у участника конкурса опыта связанного с выполнением работ по изменению дна и берегов водных объектов в течение 2008-2013 годов (50%): отсутствует опыт - 0, от 1 до 3 (включительно) контрактов/договоров - 40, от 4 до 6 (включительно) контрактов/договоров - 70, от 7 и более контрактов/договоров - 100 баллов.
2. Наличие у участника конкурса отзывов и/или благодарственных писем связанных с выполнение работ по изменению дна и берегов водных объектов за 2008-2013 годы (50%): отсутствуют отзывы и/или благодарственные письма - 0, от 1 до 3 (включительно) отзывов и/или благодарственных писем - 50, от 4 и более отзывов и/или благодарственных писем - 100 баллов.
Раздел 2 конкурсной документации содержит образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса, а также приложения, необходимые для оценки заявок, заполняемые участниками конкурса самостоятельно.
Заявителем в конкурсной заявке были представлены: отзыв Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Кемеровской области о выполнении работ ООО "СК "Гидроспецстрой", а также два благодарственных письма ООО "Строительная компания "Гидрострой" за практическую помощь по подготовке и реализации превентивных мероприятий, позволивших предотвратить материальный ущерб жителям Новокузнецкого муниципального района, муниципального имущества при прохождении ледохода и паводковых вод 2014 года, а также за активное личное участие, ответственное отношение к решению поставленных задач, круглосуточное дежурство на дамбах поселков Смирновка и Ашмарино при пропуске ледохода и паводковых вод через территорию Новокузнецкого муниципального района.
Конкурсная комиссии при проведении оценки правомерно присвоила значение "0" по указанным выше отзыву и письмам по критерию "Наличие у участника конкурса отзывов и/или благодарственных писем связанных с выполнение работ по изменению дна и берегов водных объектов за 2008-2013 годы", поскольку отзыв был представлен на ООО "СК "Гидроспецстрой", который не являлся участником конкурса.
Кроме этого, благодарственные письма были даны по результатам работ, связанных при пропуске ледохода и паводковых вод, что не относится к критерию "Наличие у участника конкурса опыта связанного с выполнением работ по изменению дна и берегов водных объектов в течение 2008-2013 годов", поскольку из писем следует, что проводилось наблюдение на дамбах, какие-либо работы, связанные с изменением дна и берегов водных объектов отсутствуют. Также, из благодарственного письма не следуют разъяснений о понятии подготовки и реализации превентивных мероприятий: что в них входило, и какие работы выполнялись.
Помимо этого, заявителем были представлены в качестве критерия "Наличие у участника конкурса опыта связанного с выполнением работ по изменению дна и берегов водных объектов в течение 2008-2013 годов" копия государственного контракта по выполнению работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, заключенного с подрядчиком ООО "СК "Гидроспецстрой", который в свою очередь не является участником конкурса и соответственно, не может быть отнесен к указанному критерию, в связи с чем, уполномоченный орган обоснованно присвоил значение "0" в качестве квалификации участника.
Также, заявителем был представлен договор подряда, связанного с выполнением работ по изменению дна и берегов водного объекта, где подрядчиком выступал ООО "СК "Гидроспецстрой". Конкурсной комиссией данный договор был принят в качестве подтверждения квалификации по критерию "Наличие у участника конкурса опыта связанного с выполнением работ по изменению дна и берегов водных объектов в течение 2008-2013 годов" и ему было присвоено 40 баллов, что соответствует требованиям конкурсной документации.
Учитывая изложенное, заказчик считает, что решение конкурсной комиссии уполномоченного органа соответствует требованиям Закона 44-ФЗ и конкурсной документации, а доводы жалобы заявителя необоснованными.
Кроме того, заказчик указывает, что в соответствии с ч.1 п.11 ст.105 Закона 44-ФЗ жалоба ООО "Строительная компания "Гидрострой" подлежала возвращению заявителю без рассмотрения, т.к. не соответствовала требованиям, установленным ч.8 ст.105 Закона 44-ФЗ, а именно: в жалобе указано лицо, действия которого обжалуются - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, а фактически обжалуются действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Томской области, данные которого в заявлении, отсутствуют.
Уполномоченный орган (конкурсная комиссия) в письменном отзыве также указывает на то, что жалоба ООО "Строительная компания "ГидроСтрой" содержит довод в отношении результатов оценки заявки на участие в конкурсе, и рассмотрение указанной жалобы не относится к компетенции контролирующего органа, так как ч.6 ст.106 Закона 44-ФЗ предусматривает изъятия из предмета проверки обжалуемых действий (бездействия) при рассмотрении жалобы по существу, т.е. определяет вопросы, в отношении которых рассмотрение жалобы не проводится. Так, не осуществляется рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.п.3 и 4 ч.1 ст.32 Закона 44-ФЗ критериями оценки этих заявок. Речь идет о таких критериях, как: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с этими же критериями согласно ч.12 ст.99 Закона 44-ФЗ не подлежат контролю при проведении плановых и внеплановых проверок; такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке. Этот же порядок закреплен п.3.35, действующего в настоящее время, Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 11.02.2014 N75/14.
Вместе с тем, по существу жалобы, уполномоченный орган (конкурсная комиссия) сообщает следующее:
В силу п.4 ч.1 ст.32 Закона 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с п.17.2.3. конкурсной документации для проведения открытого аукциона на выполнение работ по объекту: "Регулирование участков русла р. Ушайка в г. Томске" для оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки" каждой заявке. Оценка заявок по данному критерию осуществляется на основании сведений, представленных участниками конкурса в форме N3 "Квалификация участника закупки".
В случае непредставления заполненной формы N3 и/или непредставления информации, предусмотренной данной формой, либо представления информации о квалификации участника конкурса участника конкурса, не подтвержденной документами, указанными в данной форме, участнику конкурса при оценке по соответствующему критерию/подкритерию будет выставлен балл "0", так как комиссия по осуществлению закупок не будет иметь возможности оценить квалификацию участника конкурса.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на выполнение работ по объекту: "Регулирование участков русла р. Ушайка в г. Томске" участнику конкурса ООО "Строительная компания "ГидроСтрой" по критерию "наличие у участника конкурса отзывов и/или благодарственных писем связанных с выполнение работ по изменению дна и берегов водных объектов за 2008-2013 годы" присвоены 0 баллов.
Участником ООО "Строительная компания "ГидроСтрой" в качестве подтверждения квалификации представлены:
- Благодарственное письмо ООО "Строительная компания "ГидроСтрой" за практическую помощь 2013-2014 гг. по подготовке и реализации превентивных мероприятий, позволивших предотвратить материальный ущерб жителям Новокузнецкого муниципального района, муниципального имущества при прохождении ледохода и паводковых вод 2014 года;
- Благодарственное письмо ООО "Строительная компания "ГидроСтрой" за активное личное участие, ответственное отношение к решению поставленных задач, круглосуточное дежурство на дамбах поселка Смирновка и Ашмарино при пропуске ледохода и паводковых вод через территорию Новокузнецкого муниципального района;
Из содержания представленных ООО "Строительная компания "ГидроСтрой" благодарственных писем следует, что заявителем выполнялись работы по подготовке и реализации превентивных мероприятий при прохождении ледохода и паводковых вод 2014 года, за активное личное участие, ответственное отношение к решению поставленных задач, круглосуточное дежурство на дамбах при пропуске ледохода и паводковых вод, не следует, что указанные работы непосредственно связаны с выполнением работ по изменению дна и берегов водных объектов за 2008-2013 годы, как того требует конкурсная документация.
В качестве подтверждения квалификации представлен также отзыв Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 28.04.2014 N2149-вх в отношении ООО "СК "Гидроспецстрой".
Как следует из текста отзыва Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 28.04.2014 N2149-вх, с октября 2012 г. и по настоящее время департамент продолжает сотрудничество с ООО "СК "Гидроспецстрой" в качестве подрядной организации мероприятия "Расчистка и спрямление русла рек Большая Камышная - 18 км, Куро-Искитим - 10 км на территории г. Кемерово" (государственный контракт N2012.125202 от 01.10.2012 г.).
Однако в указанном случае участником конкурса выступает ООО "Строительная компания "ГидроСтрой", а не ООО "СК "Гидроспецстрой", которое указано в отзыве; договор N1 от 16.10.2013, на который ссылается заявитель, не может служить в качестве подтверждения квалификации участника конкурса по критерию "наличие у участника конкурса отзывов и/или благодарственных писем связанных с выполнение работ по изменению дна и берегов водных объектов за 2008-2013 годы".
На основании изложенного уполномоченный орган считает, что конкурсной комиссией обосновано при оценке квалификации участника закупки по критерию "наличие у участника конкурса отзывов и/или благодарственных писем связанных с выполнение работ по изменению дна и берегов водных объектов за 2008-2013 годы" присвоено значение "0" (ноль).
Изучив доводы жалобы ООО "Строительная компания "ГидроСтрой", заслушав представителей заявителя, заказчика и уполномоченного органа, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0165200003314000088 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 09.04.2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 51 434 410 руб.
Заказчик - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
Уполномоченный орган - Департамент государственного заказа Томской области.
Предмет конкурса: Выполнение работ по объекту: "Регулирование участков русла р. Ушайка в г. Томске".
Конкурсная комиссия, чьи действия обжалованы заявителем жалобы, создана Распоряжением от 03.03.2014 N13-р Департамента государственного заказа Томской области "О создании четвертой комиссии уполномоченного органа по осуществлению закупок в сфере строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий, и связанных с ними проектно-изыскательских работ, благоустройства".
Рассмотрение и оценку заявок на участие в конкурсе провели шесть членов конкурсной комиссии: Пономаренко М.В., Выговский О.В., Куликова В.А., Недоговоров Ю.Д., Сизухина М.В., Шелия Н.Л. (протокол от 13.05.2014).
В силу п.9 ч.1 ст.50 Закона 44-ФЗ заказчик обязан установить в конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии требованиями положений ст.32 Закона 44-ФЗ.
Проверив документацию конкурсную документацию для проведения открытого конкурса на выполнение работ по объекту "Регулирование участков русла р. Ушайка в г. Томске", утвержденную должностными лицами заказчика и уполномоченного органа, Комиссия Томского УФАС установила, что заказчик выбрал для оценки только два критерия: цену контракта (60%) и квалификацию участника закупки (40%).
Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что установленные заказчиком в разделе 17 конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в полной мере соответствуют требованиям ст.32 Закона 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), так, требования к квалификации участника закупки, соответствуют предмету закупки, величины значимости критериев и порядок их оценки также соответствует требованиям предъявляемым Правилами.
Доводы заявителя в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе на основании установленных критериев, Комиссия Томского УФАС России не рассматривает, в силу запрета, установленного в ч.6 ст.106 Закона 44-ФЗ. За защитой своих законных интересов в этой части, заявитель вправе обратиться в суд (ч.1 ст.106 Закона 44-ФЗ).
Внеплановая проверка материалов закупки "Выполнение работ по объекту: "Регулирование участков русла р. Ушайка в г. Томске"" (Извещение N0165200003314000088 от 09.04.2014), иных действий заказчика, уполномоченного органа, конкурсной комиссии, проведенная Комиссией Томского УФАС России на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
На основании изложенного, руководствуясь, ст.32, ст.49-53, ст. ч.8 ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Строительная компания "ГидроСтрой" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа Департамента государственного заказа Томской области (заказчик - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по объекту: "Регулирование участков русла р. Ушайка в г. Томске"" (Извещение N0165200003314000088 от 09.04.2014) необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Шевченко В.И. |
Члены комиссии: |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Гламаздина Д.С. |
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 22 мая 2014 г. N 03-10/68-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2014