Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 4 июня 2014 г. N 03-10/81-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Шевченко В.И., |
руководителя управления; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
Константинова В.А., |
главного специалиста отдела контроля закупок; |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
при участии представителей заказчика и комиссии по осуществлению закупок ФКУ "11 ПЧ ФПС ГПС по Томской области (договорная)" Трущагина Олега Викторовича, Бубнова Романа Михайловича (приказ от 17.01.2014 N14), в отсутствие представителя заявителя ООО "Кодекс Ульяновск", уведомленного должным образом (исх.ЛУ/3302 от 30.05.2014) о времени и месте рассмотрения жалобы (дело N03-10/81-14),
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/81-14, возбужденное по жалобе ООО "Кодекс Ульяновск" на действия заказчика Федерального казенного учреждения "11 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Томской области (договорная)" при проведении электронного аукциона "Оказание информационных услуг по поставке и сопровождению справочной правовой системы для нужд ФКУ "11ПЧ ФПС ГПС по Томской области (договорная)" (Извещение N0365100005414000004 от 16.04.2014),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось ООО "Кодекс Ульяновск" с жалобой на действия заказчика - Федерального казенного учреждения "11 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Томской области (договорная)" при проведении электронного аукциона "Оказание информационных услуг по поставке и сопровождению справочной правовой системы для нужд ФКУ "11ПЧ ФПС ГПС по Томской области (договорная)" по установлению положений документации об электронном аукционе, нарушающих, по мнению заявителя, требования законодательства о конкуренции.
Поскольку закупка проводится по процедурам, установленным законодательством о контрактной системе, сроки, установленные для обжалования положений документации электронного аукциона, установленные ст.105 Закона 44-ФЗ не истекли, рассмотрение жалобы ООО "Кодекс Ульяновск" проводится в соответствии с требованиями ст.106 Закона 44-ФЗ.
В жалобе заявитель ссылается на п.2 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон 135-ФЗ), в соответствии с которым запрещены ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте (www.zakupki.gov.ru), в "Документации об аукционе в электронной форме на право заключить государственный контракт на оказание информационных услуг по поставке и сопровождению справочной правовой системы для нужд федерального казенного учреждения "11 пожарной части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Томской области (договорная)" (извещение N0365100005414000004), в приложении N1 к документации об электронном аукционе: в п.4 "Необходимые функциональные и качественные характеристики Базы данных" и в п.4.6 проекта контракта указан ряд фирменных названий видов информации, содержащихся только в бухгалтерской справочно-информационной системы "Главбух": "п.4.10 Видеосеминары и электронные версии журналов и книг по бухгалтерскому учету, налогообложению, такие как "Главбух", "Учет в бюджетных учреждениях", "Учет в казенных учреждениях", "Учет в сфере образования", "Зарплата в бюджетном учреждении" "Кадровое дело", "Трудовые споры", "Зарплата в бюджетном учреждении", "Директор по персоналу", и т.д.",
Заявитель считает, что вводя это требование, заказчик ограничивает право представителей других правовых систем принять участие в данной закупке. Заявитель считает, что при описании состава информационных разделов заказчиком должна быть предусмотрена возможность поставки эквивалентных по содержанию электронных версий журналов и книг, которыми другие справочно-правовые системы обладают, либо описать тематику необходимых журналов и книг без использования фирменных названий БСС "Главбух". Данное косвенное указание на поставку и сопровождение конкретной БСС "Главбух" нарушает действующее законодательство, а именно п.2, п.8 ст.15 Закона 135-ФЗ.
Заявитель полагает, что если Заказчик собирался заключать контракт на установку справочно-правовой системы, то не имел право указывать в проекте государственного контракта и техническом задании описание конкретной БСС "Главбух", тем самым создавая преференции конкретному поставщику услуги и создавая ограничения для остальных участников торгов. Данное указание на установку и обслуживание конкретной системы с авторскими информационными блоками и функциональными возможностями БСС "Главбух" нарушает действующее законодательство о конкуренции.
Заявитель просит приостановить процедуру проведения аукциона в электронной форме (извещение N0365100005414000004) до рассмотрения вопроса по существу; провести внеплановую проверку; выдать единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о конкуренции; в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок привлечь виновных лиц, к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В письменных пояснениях на жалобу (вх.4146 от 03.06.2014) и в заседании Комиссии Томского УФАС России представители заказчика и аукционной комиссии сообщили, что считают доводы заявителя необоснованными, ввиду следующего:
С 2014 года все казенные и бюджетные учреждения должны проводить закупки товаров, работ, услуг по правилам, установленным положениями Закона 44-ФЗ. Эти правила распространяются, в том числе, и на приобретение справочно-правовых (информационных) систем.
В соответствии с действующим законодательством (п.1 ч.1 ст. 33 Закона 44-ФЗ) описание объекта закупки не должно включать указания на товарный знак и фирменное наименование какого-либо конкретного разработчика (автора). Техническое задание, представленное в пакете аукционной документации содержит перечень требований заказчика к объекту закупки. В нем перечислены функциональные особенности объекта закупки в полной мере удовлетворяющие требованиям заказчика. Ни в одном пункте технического задания не содержится указаний на товарный знак и фирменное наименование, то есть, требования ст.33 Закона 44-ФЗ не нарушены.
Заказчик указывает, что для определения поставщика главным определяющим фактором являться цена контракта. То есть в аукционе победит участник, который предложит свой продукт, в полной мере удовлетворяющий требованиям технического задания и по наименьшей стоимости. Оценка поставщика по его качественным характеристикам (как в конкурсе) законом не предусмотрена. Что касается указания на конкретную справочную систему, как утверждают авторы жалобы, то следуя их же определению, это указание "косвенное", то есть понятие, не предусмотренное законодательством.
Заказчик считает, что поименованная в п.4.6 проекта контракта литература, названная автором жалобы "фирменной" и принадлежащей определенной справочной системе, таковой не является и содержится в виде ресурса в большинстве действующих справочных систем.
Изучив доводы жалобы ООО "Проектно-изыскательский институт "ДорПроект", заслушав представителей заявителя и заказчика, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0365100005414000004, документация о проведении электронного аукциона и проект контракта опубликованы на сайте портала закупок - 16.04.2014.
Адрес электронной площадки для проведения торгов: www.rts-tender.ru
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 31 380 руб.
Заказчик - Федеральное казенное учреждение "11 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Томской области (договорная)".
Предмет электронного аукциона: Оказание информационных услуг по поставке и сопровождению справочной правовой системы для нужд ФКУ "11ПЧ ФПС ГПС по Томской области (договорная)".
В п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ установлены общие правила, направленные на развитие конкуренции, которые заказчик обязан исполнять при описании в документации о закупке объекта закупки, в том числе:
- в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
- документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Изучив описание закупки (техническое задание), которое заказчик разместил в ч.VI. Техническая часть документации об электронном аукционе, Комиссия Томского УФАС России установила, что описание не содержит положений, нарушающих перечисленные выше запреты:
Предметом контракта является оказание информационных услуг и включает в себя обеспечение бесперебойного доступа (сопровождение) к интернет - ресурсу (базе данных), содержащей методические и справочные материалы, журналы и книги, нормативно-правовые документы по бухгалтерскому учету, налогообложению, для государственных (муниципальных) учреждений.
В ч.4 технического задания заказчик установил определенные требования к функциональным и качественным характеристикам базы данных, без указаний на товарные знаки или производителя ресурса. Требуемым характеристикам соответствуют информационно-справочные системы современного уровня. Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что перечисленные в ч.4.10 видеосеминары и электронные версии журналов и книг по бухгалтерскому учету, налогообложению, доступ к которым должен обеспечивать ресурс (база данных), о которых сообщает заявитель, может обеспечить любая информационно-справочная система (далее - ИСС), отвечающая общим требованиям заказчика и пополнившая свои базы перечисленными материалами.
Изучив материалы, представленные заказчиком в доказательство отсутствия ограничения участия в аукционе, Комиссия Томского УФАС России установила, что в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик искал сведения о рыночных ценах на перечисленных в документации сайтах, а также получил предложения от трех поставщиков, находящихся в г. Томске. Кроме того, на участие в аукционе, несмотря на низкую цену контракта (31 380 руб.), поступило три заявки, первые части которых рассмотрены 02.06.2014, все участники закупки допущены к аукциону, то есть, торги состоятся, что также свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Учитывая, что участниками закупки могут быть не только производители товара (ИСС), а также иные поставщики, получившие права на продажу ИСС: любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п.4 ст.3 Закона 44-ФЗ), Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об отсутствии ограничения участия в закупке, в результате установления заказчиком требований к предмету закупки в техническом задании документации об электронном аукционе.
Внеплановая проверка материалов закупки N0365100005414000004 "Оказание информационных услуг по поставке и сопровождению справочной правовой системы для нужд ФКУ "11ПЧ ФПС ГПС по Томской области (договорная)", проведенная Комиссией Томского УФАС России на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ, нарушений в иных действиях заказчика и аукционной комиссии (рассмотрение первых частей заявок) не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь ст.66, ст.69, п.1 ч.15, ч.8 ст.106, Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Кодекс Ульяновск" на действия заказчика Федерального казенного учреждения "11 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Томской области (договорная)" при проведении электронного аукциона "Оказание информационных услуг по поставке и сопровождению справочной правовой системы для нужд ФКУ "11ПЧ ФПС ГПС по Томской области (договорная)" (Извещение N0365100005414000004 от 16.04.2014) необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Шевченко В.И. |
Члены комиссии: |
|
Ураева Л.Р. |
|
|
Константинов В.А. |
|
|
Криворучко А.П. |
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 4 июня 2014 г. N 03-10/81-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2014