Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 июля 2014 г. N 185
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Эко-мед-с М" на действия ГБУЗ ТО "ОКБ N2" при проведении электронного аукциона N АЭ-1333/14 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167200003414001886) на поставку реагентов и расходных материалов для анализатора AQT 90 FLEX (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 02.07.2014 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 03.07.2014 г. N 451, комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ-1333/14 (N 0167200003414001886).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у Управления государственных закупок Тюменской области были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены уполномоченным органом заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно жалобе, заявитель считает неправомерным отказ заказчика от заключения контракта по причине несоответствия банковской гарантии представленной в качестве обеспечения исполнения контракта требованиям Закона о контрактной системе.
В качестве обоснования заявленных требований заявитель ссылается на то обстоятельства, что заказчик при принятии оспариваемого решения об отказе в заключении контракта неправомерно сослался на статью 96 Закона о контрактной системе, предусматривающее признание участника уклонившимся от заключения контракта.
Помимо, этого заказчик, выявив факт предоставления ненадлежащей банковской гарантии, должен был руководствоваться положениями части 7 статьи 45 Закона о контрактной системе, предусматривающей обязанность заказчика в трехдневный срок проинформировать об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Заявитель также указал, что приведенные в протоколе отказа от заключения контракта основания по которым представленная банковская гарантия не принята заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта, не соответствуют фактическим обстоятельствам и нормам законодательства о контрактной системе.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика на доводы, изложенные в жалобе заявителя, представил в материалы дела письменные возражения, с приложением соответствующих документов. Согласно указанным пояснениям, отказ заказчика от заключения контракта является правомерным, поскольку представленная Обществом банковская гарантия не соответствовала требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, поскольку указанный документ отсутствовал в реестре банковских гарантий. Помимо этого, при изучении заказчиком содержания банковской гарантии был выявлен ряд несоответствий ее условий требованиям, изложенным в аукционной документации и в Законе о контрактной системе.
Так, сумма обеспечения, указанная в банковской гарантии не соответствует размеру, указанному в аукционной документации;
в перечне документов, которые заказчик (бенефициар) обязан предоставить вместе с требованием платежа, копии переписки заказчика с поставщиком, что в пределах сроков поставки товаров отдельными партиями исключает возможность направить в банк соответствующее требование платежа в пределах срока действия банковской гарантии;
в банковской гарантии отсутствовало обязательное условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, в случае неисполнения последним требования заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, что нарушает ч.3 статьи 45 Закона о контрактной системе;
срок действия банковской гарантии не соответствует ч.3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки помимо прочего должна содержаться следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе должен быть указан размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 указанной статьи установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
При этом, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.4 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Статьей 45 Закона о контрактной системе установлены требования к банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании части 1 указанной статьи заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 176.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
При этом, банковская гарантия должна быть безотзывной, и помимо прочего, должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона (п.5. части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе).
Частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.
Таким образом, в случае установления заказчиком условия (требования) банковской гарантии в соответствии со статьей 45 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, участником закупки с которым заключается контракт, должна быть представлена банковская гарантия (в случае выбора указанного способа обеспечения) соответствующая всем требованиям, предъявляемым к данному документу законодательством о контрактной системе.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-1333/14 в интересах государственного заказчика - ГБУЗ ТО "ОКБ N2" на поставку реагентов и расходных материалов для анализатора AQT 90 FLEX с начальной (максимальной) ценой контракта 734 978, 45 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 15.05.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003414001886.
В п.19 извещения о проведении электронного аукциона, в разделе 2.7 документации об электронном аукционе N АЭ-1333/14 и п.11 проекта контракта заказчиком во исполнение требований законодательства о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 30 % о начальной (максимальной) цены контракта). Обеспечение контракта может обеспечиваться предоставлением безотзывной банковской гарантией, выданной банком или внесением денежных средств на счета заказчика.
Согласно протокола от 05.06.2014 г. подведения итогов электронного аукциона N АЭ-1333/14 (0167200003414001886) победителем был признан участник закупки - ООО "Эко-мед-с М", сделавший наименьшее ценовое предложение при проведении аукциона и заявка которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Как следует из представленных документов, обязанность по подписанию победителем контракта была установлена оператором электронной площадки с 11.06.2014 г. 23:59 по 16.06.2014 г. 23:59 и исполнена ООО "Эко-мед-с М" 16.06.2014 г. 18:48, то есть в последний день в рамках указанного регламентированного срока, что не оспаривается сторонами по делу.
При этом, заявителем в качестве обеспечения исполнения контракта была представлена безотзывная банковская гарантия от 16.06.2014 г. N КР-ГЮР-12-099/153, выданная ЗАО "Акционерный коммерческий банк "АЛЕФ-БАНК" (г.Москва). Срок действия данной банковской гарантии - с 16 июня 2014 г. по 31.01.2015 г. включительно.
18.06.2014 г. заказчиком на сайте оператора электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ", адрес в сети Интернет: http: www.sberbank-ast.ru), обеспечивающего проведение аукциона, а также на официальном сайте опубликован протокол об отказе от заключения контракта с ООО "Эко-мед-с М" и признании его уклонившимся от заключения контракта со ссылкой на ч.5 статьи 96 Закона о контрактной системе, при этом в качестве оснований для принятия такого решения комиссия заказчика указала на следующие обстоятельства:
представленная Обществом в качестве обеспечения исполнения контракта банковская гарантия не соответствует требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, поскольку отсутствует в реестре банковских гарантий на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . Помимо этого, при изучении заказчиком содержания банковской гарантии был выявлен ряд несоответствий ее условий, требованиям изложенным в аукционной документации и в Закона о контрактной системе;
сумма обеспечения, указанная в банковской гарантии - 220 493, 52 руб. не соответствует размеру, указанному в аукционной документации - 22 493, 54, что составляет 30% от начальной (максимальной) цены контракта;
в перечне документов, которые заказчик (бенефициар) обязан предоставить вместе с требованием платежа, не соответствует перечню, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 г. N1005;
в банковской гарантии отсутствует отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
в банковской гарантии отсутствует обязательное условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, в случае неисполнения последним требования заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, что нарушает ч.3 статьи 45 Закона о контрактной системе;
срок действия банковской гарантии не соответствует ч.3 статьи 96 Закона о контрактной системе;
наличие в банковской гарантии условия о разрешении споров по указанной банковской гарантии в Арбитражном суде города Москвы ущемляет интересы заказчика, поскольку в случае возникновения подобных споров налагает на него финансовую нагрузку.
Комиссия, проанализировав положения банковской гарантии, представленной заявителем и требования аукционной документации, считает отказ заказчика в заключении с заявителем контракта обоснованным, поскольку означенный документ не соответствует требованиям, установленным в части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и соответствующим положениям документации об электронном аукционе N АЭ-1333/14, в связи с чем не может являться надлежащим обеспечением исполнения контракта.
Так, Комиссией при проведении внеплановой проверки установлено, что сведения о банковской гарантии от 16.06.2014 г. N КР-ГЮР-12-099/153, выданной ЗАО "Акционерный коммерческий банк "АЛЕФ-БАНК" (гарант) ООО "Эко-мед-с М" (принципал) для обеспечения последним исполнения обязательств перед ГБУЗ ТО "ОКБ N2" (бенефициар) по государственному контракту по результатам электронного аукциона N АЭ-1333/14 (0167200003414001886) в нарушение части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе отсутствуют в реестре банковской гарантии на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru,
Вместе с тем, заявитель указал, что заказчик при принятии решения об отказе в заключении контракта неправомерно сослался на статью 96 Закона о контрактной системе, предусматривающее признание участника уклонившимся от заключения контракта.
При этом, заказчиком нарушены требования ч.7 статьи 45 Закона о контрактной системе, поскольку выявив факт предоставления ненадлежащей банковской гарантии, последний должен был в соответствии с указанной нормой в трехдневный срок проинформировать об этом заявителя, предоставить возможность устранить несоответствия банковской гарантии либо изменить способ обеспечения обязательств по контракту.
Комиссия не может согласиться с указанной позицией заявителя по следующим основаниям.
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона урегулирован статьей 70 Закона о контрактной системе.
Так, частью 1 указанной статьи установлено, что контракт заключается с победителем электронного аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (ч.2 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Как следует из части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Исходя из вышеприведенных положений статьи 70 Закона о контрактной системе, заключению контракта по результатам электронного аукциона предшествует соблюдение сторонами детально регламентированной процедуры, при этом ее нарушение, в частности для участника закупки, может повлечь существенные негативные последствия в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, в статье 45 Закона о контрактной системе не содержится каких-либо специальных норм по отношению к статьей 70 указанного Закона, регламентирующих "особый" порядок заключения контракта в случае представления участником закупки в качестве обеспечения контракта банковской гарантии.
Так, в части 5 и 7 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления и в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в трехдневный срок, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Вместе с тем, исходя из толкования указанной статьи во взаимосвязи и совокупном единстве с ч. 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, следует, что соответствующее информирование заказчиком участника закупки об отказе в принятии банковской гарантии с указанием причин такого решения, дает возможность для такого участника устранить замечания заказчика и представить исправленный вариант банковской гарантии (равно как и заменить способ обеспечения исполнения контракта) только в рамках пятидневного срока для подписания контракта, установленного Законом.
Как следует из материалов дела, обязанность по подписанию заявителем контракта была исполнена 16.06.2014 г. то есть в последний день для совершения указанного действия, установленного оператором электронной площадки в соответствии с требованиями статьи 70 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия считает необходимым указать, что представление победителем электронного аукциона ненадлежащего обеспечения исполнения контракта (в том числе, представления обеспечения за пределами срока для подписания контракта), в силу вышеприведенных норм Закона, не может порождать для заказчика юридической обязанности по подписанию контракта, поскольку обратное искажало бы саму суть закупочных процедур, направленных на обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких процедур, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Соответственно, в связи с выявлением факта представления ООО "Эко-мед-с М" ненадлежащего обеспечения исполнения контракта (отсутствие в реестре банковских гарантий) заказчик правомерно руководствовался вышеприведенными нормативными предписаниями и принял обоснованное решение об отказе указанному Обществу в заключении контракта.
В ходе рассмотрения дела заявителем были представлены скриншоты со страницы реестра банковских гарантий, опубликованного на официальном сайте, которые, по мнению Общества, подтверждают факт наличия спорной гарантии в соответствующем реестре на момент принятия оспариваемого решения заказчиком.
Однако, Комиссия критически относится к указанным сведениям, поскольку скриншоты, указывающие на данное обстоятельство датированы от 08.07.2014 г., то есть в день рассмотрения настоящего дела. При этом, ранее по указанной в жалобе заявителя ссылке на страницу реестра содержалась иная информация: так, было указано наименование другого бенефициара (Управление государственных закупок Тюменской области); банковская гарантия выдана в обеспечение заявки, при этом текст самой банковской гарантии отсутствует, а размещено дополнительное соглашение N 153 к договору N КР-ГЮР-12-099 от 14.08.2012 г., заключенного между ООО "Эко-мед-с М" и ЗАО "Акционерный коммерческий банк "АЛЕФ-БАНК", что не подтверждает сам факт выдачи гарантии.
Таким образом, в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Эко-мед-с М" на действия ГБУЗ ТО "ОКБ N2" при проведении электронного аукциона N АЭ-1333/14 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167200003414001886) на поставку реагентов и расходных материалов для анализатора AQT 90 FLEX необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 июля 2014 г. N 185
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2014