Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 июня 2014 г. N 159-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Шалабодова Д.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела Захарова Д.А.,
специалиста-эксперта Худяковой О.А.,
с участием представителей сторон:
от заявителя ООО "Строительная компания Всестройпроект" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) - не явился, извещен надлежащим образом,
от уполномоченного органа Управления государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган): Семакина Ольга Юрьевна, по доверенности,
от заказчика Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области (далее также - заказчик) - Исмагилова Ю.М., по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная Компания Всестройпроект" на действия заказчика: Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области, уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-1774/14 (реестровый номер закупки 0167200003414002402) на выполнение работ по капитальному ремонту здания административного назначения (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
До рассмотрения жалобы по существу от заявителя поступило ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя Общества, которое удовлетворено Комиссией Тюменского УФАС России.
В Тюменское УФАС России 05.06.2014 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте торгов (www.zakupki.gov.ru). Копия жалобы также направлена заказчику, уполномоченному органу.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 09.06.2014 г. N 393 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы заказчиком, уполномоченным органом неверно установлены требования к участникам закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в части не установления требований о наличии у такого участника действующей лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - лицензия МЧС).
В обосновании доводов заявитель указывает, что документацией об аукционе предусмотрено, в том числе, выполнение работ, относящихся к лицензируемому виду деятельности. Так, локальным сметным расчетом N 6 "Охранно-пожарная сигнализация. Тревожная сигнализация" предусмотрены работы по монтажу установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации, которые в силу действующего законодательства о лицензировании относятся к лицензируемым видам деятельности.
Как следует из пояснений уполномоченного органа, нормой ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно лицом, осуществляющим строительство, и (или) с привлечением других лиц. При этом п. 8.1 информационной карты аукционной документации установлено требование к участнику закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: с кодом 33 "работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, генеральным подрядчиком". Также, со ссылкой на п. 5.2.7 проекта государственного контракта (приложение N 2 к аукционной документации), уполномоченный орган указывает на право подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, обладающих соответствующими разрешениями, сертификатами, допусками к определенным видам работ.
Заказчик, поддерживает доводы уполномоченного органа, полагает, что жалоба участника закупки является необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что до ввода в эксплуатацию указанной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (официальный сайт).
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона АЭ-1774/14 на выполнение работ по капитальному ремонту здания административного назначения.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 30.05.2014 была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167200003414002402.
Согласно разделу 3 документации об электронном аукционе N АЭ-1774/14 объектом закупки (предмет контракта) является выполнение работ по капитальному ремонту здания административного назначения.
Локальным сметным расчетом N 6 предусмотрены работы по монтажу установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
Пунктом 5.1 раздела 5 (с учетом раздела 2.1 Главы 2), п. 8.1 раздела 8 информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам электронного аукциона в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в том числе в части представления исчерпывающего перечня документов, а именно требованиие о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: с кодом 33 "работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, генеральным подрядчиком.
При этом требование о наличии лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в аукционной документации не установлено.
Постановлением Правительства от 30.12.2011 N 1225 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее также - Положение о лицензировании).
Согласно п. 3 Положения о лицензировании лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В соответствии с приложением к Положению о лицензировании монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ относятся к лицензируемым видам деятельности (п. 2).
Таким образом, предмет осуществляемой закупки, согласно аукционной документации, включает в себя выполнение работ, относящихся к лицензируемым видам деятельности, следовательно, уполномоченный орган, руководствуясь императивными нормами действующего законодательства, обязан был установить требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии МЧС.
При этом Комиссия Тюменского УФАС России обращает внимание на то, что привлечение субподрядчиков, имеющих действующие лицензии МЧС является правом генерального подрядчика, а не обязанностью и не позволяет выполнить обязательное требование, установленное именно к участнику закупки. В данном случае, законодательное ограничение числа участников закупки соответствует принципам обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок и обусловлено установлением единых требований к участникам закупки.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная Компания Всестройпроект" на действия заказчика: Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области, уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-1774/14 (реестровый номер закупки 0167200003414002402) на выполнение работ по капитальному ремонту здания административного назначения обоснованной.
2. Признать Управление государственных закупок Тюменской области нарушившим ст. 31 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N АЭ-1774/14 (реестровый номер закупки 0167200003414002402).
3. Выдать Управлению государственных закупок Тюменской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ст. 31 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов проводимого аукциона, продлению сроков подачи заявок и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Шалабодов
Члены Комиссии Д.А. Захаров
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 июня 2014 г. N 159-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2014