Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 мая 2014 г. N 44-681/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ГБДОУ детский сад N 6 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга "Речецветик" (далее - заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Академия" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 10600 от 19.05.2014) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем конкурса с ограниченным участием на комплексное обеспечение продуктами питания (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) организации питания ГБДОУ N6 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга "Речецветик"с июля по декабрь 2014 года (далее - конкурс) (закупка N 0372200215614000005), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 28.04.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200215614000005. Начальная (максимальная) цена контракта 1 001 936,80 руб.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации, противоречащие, по его мнению, требованиям Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1089) устанавливает дополнительные требования к участникам конкурса с ограниченным участием, в том числе: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
Заказчик, руководствуясь положениями постановления Правительства N 1089 и ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, в конкурсной документации в п. 2.1 ч. 4 инструкции участникам установил требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
Вместе с тем заказчик по критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки" установил подкритерий об опыте участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема: наличие у участника конкурса объема оказания услуг по поставке продуктов и организации питания за 2011-2014 гг.
Однако данный подкритерий оценки заявок отличается (не является идентичным) от дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренного для осуществления предквалификационного отбора. Данный подкритерий оценки заявок позволяет выявить среди участников закупки наиболее квалифицированную и опытную организацию, оказывающую услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Критерии оценки и сопоставления заявок установлены в конкурсной документации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
Кроме того, конкурная документация с изменениями от 21.05.2014 содержит следующие критерии оценки и сопоставления заявок (п.11, части 2 конкурсной документации): "Цена контракта" и "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" с показателем - "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки: улучшенные функциональные, потребительские свойства товара предложенные участником конкурса".
Из вышеизложенного следует, что критерии оценки и сопоставления заявок "Цена контракта" и "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", установленные в конкурсной документации никаким образом не могут дублировать дополнительное требование к участникам закупки.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
2. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе
В редакции документации о проведении открытого конкурса с ограниченным участием, опубликованной на официальном сайте 28.04.2014, заказчиком установлено требований к способу заполнения формы "Предложение о качестве товара" в примечании к ней, а именно: "в форме "Предложение о качестве товара" участником должны быть указаны все технические, качественные и др. характеристики".
Часть 3 конкурсной документации (Техническое задание) содержит исчерпывающие данные по предмету закупки для заполнения формы "Предложение о качестве товара".
Данная форма установлена заказчиком во исполнение п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона, а в соответствии с данным положением закона, заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение участника в отношении предмета закупки. При этом, способ заполнения формы, или сведения, представленные в форме, не могут являться основанием для отклонения заявки на участие в конкурсе или повлиять на оценку результаты оценки и сопоставления заявок.
Следовательно, в данной части жалоба является необоснованной.
3. Ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В п. 3.1.5 части IV "Проект контракта" конкурсной документации Заказчиком установлено, что поставщик обязуется: "Осуществлять перевозку товара специально оборудованным транспортом, имеющим санитарные паспорта".
Таким образом, Комиссия УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в конкурсной документации требования о наличии у поставщиков санитарных паспортов на транспорт, противоречащее Закону о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.
4. В п. 3.3 части IV "Проект контракта" конкурсной документации Заказчиком установлено, что: "Заказчик вправе запрашивать финансовые отчеты соисполнителей с приложением заверенных копий всех первичных документов".
Заказчик включил указанный пункт в проект контракта, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, как пояснил представитель Заказчика, запрашиваемые документы, являются необходимыми для осуществления оплаты поставленных по контракту товаров в управлении Федерального казначейства по Санкт-Петербургу.
Ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе установлено, что Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 31, 33, 50, 51, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Академия" частично обоснованной в части доводов о включении Заказчиком в конкурсную документацию требований, не предусмотренных законодательством (требования о наличии у поставщиков санитарных паспортов на транспорт).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 мая 2014 г. N 44-681/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2014