Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 июня 2014 г. N 44-1005/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ООО "Карамель-ка" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13008 от 16.06.2014) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания (извещение N 0372200032314000011) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 23.05.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200032314000011. Начальная (максимальная) цена контракта 4 001 008,54 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика в части составления документации об аукционе с нарушением положений законодательства о контрактной системе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе, в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В п. 30 данных "Правил" определено, что в случае, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В ч. 4 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации установлены "Требования к участникам, установленные в соответствии со статьей 31 Закона".
В соответствии с п. 2 данной ч. 4 "участник должен соответствовать следующим дополнительным требованиям: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товара, по предмету торгов, стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), в течение 3 лет, до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089.
Документами, подтверждающими наличие опыта являются: копии исполненных договоров (со всеми приложениями), с приложением актов и накладных об их исполнении".
В соответствии с ч. 11 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам", оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки":
"1. Для оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки" используется следующий показатель:
Наименование показателя |
Количество баллов, с учетом значимости |
|
Квалификация участника закупки, выраженная в наличии деловой репутации: | ||
Количество учреждений образования (и/или здравоохранения), в которые за последние 3 года участник успешно осуществлял комплексные поставки продуктов питания объемом не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора. |
100 учреждений и более |
75 баллов |
Более 50 и менее 100 учреждений |
50 баллов |
|
50 учреждений и менее |
15 баллов |
|
отсутствие контрактов (договоров) или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
|
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ | ||
Наличие складских помещений |
700 м2 и более |
25 баллов |
Более 300 м2 и менее 700 м2 |
10 баллов |
|
300 м2 и менее |
5 баллов |
|
отсутствие или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
2. Документы, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации.
По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии деловой репутации: Количество учреждений образования (и/или здравоохранения), в которые за последние 3 года участник успешно осуществлял комплексные поставки продуктов питания объемом не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора.": подтверждается копиями исполненных контрактов/договоров на комплексную поставку продуктов питания в учреждения образования (и/или здравоохранения), копией документа(ов) подтверждающий факт исполнения обязательств в отсутствии претензий со стороны учреждения по исполненным договорам. В случае предоставления копий договоров, подтверждающих факт комплексной поставки продуктов питания в учреждения за разные периоды, такие договора зачитываются как подтверждение поставки в одно учреждение".
Таким образом, дополнительное требование, установленное в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, указано в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (наличие опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта).
При таких обстоятельствах, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию, предусмотренную п. 1) - 13) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Из данного положения следует, что информация, указанная в Извещении, должна соответствовать информации, указанной в конкурсной документации.
В Извещении о проведении конкурса с ограниченным участием указано следующее:
"Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (по местному времени) 24.06.2014 14:00". Вместе с тем, в конкурсной документации, в п. 2 ч. 10 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" указана иная информация:
"Дата и время вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам 24.06.2014 г. в 13:00".
В Извещении о проведении конкурса с ограниченным участием указано следующее: "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг с момента заключения контракта до 31.12.2014 года".
В соответствии с п. 2 ч. 5 Части III "Техническое задание" конкурсной документации: "Сроки поставки: Поставка товаров осуществляется по заявкам Заказчика в течение срока действия Контракта. Начало с момента подписания Контракта обеими сторонами. Окончание не позднее 15.12.2014 года".
Таким образом, информация, указанная в Извещении, не соответствует информации, указанной в конкурсной документации в части времени вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, а также сроков окончания поставки.
При таких обстоятельствах в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. В соответствии с п. 7) ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются в совокупном годовом объеме закупок, указанном в части 1 настоящей статьи, и включаются в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В Извещении о проведении конкурса с ограниченным участием указано: "преимущества: Участникам, привлекающим СМП в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим Социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе)".
Вместе с тем, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в контракт не включено, а также не включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При таких обстоятельствах, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, проект контракта должен включать не только положения об ответственности Поставщика, но и положения об ответственности Заказчика, а также фиксированные суммы штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту.
Информация об ответственности сторон по контракту содержится в ч. 8 Части IV "Проект контракта".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 001 008,54 рублей.
Согласно п. 8.2 ч. 8 Части IV "Проект контракта": "За ненадлежащее выполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки выполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 10 (десять) процентов от цены настоящего Контракта". Вместе с тем, согласно ч. 4 "Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, "за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
1) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
2) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
3) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
4) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей". Согласно п. 8.6 ч. 8 Части IV "Проект контракта":
"За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 в размере 2,5% от цены контракта, что составляет 100 025 рублей 23 копейки".
Вместе с тем, согласно ч. 5 "Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, "за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
Таким образом, Заказчик нарушил требование ч. 5 и ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, т.к. установил неправильные размеры штрафов.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Заказчиком, в составе документов закупки, опубликовано два разъяснения положений документации - от 05.06. и от 06.06.
Данные разъяснения не содержат указания на предмет запроса, кроме того, изменяют суть документации, т.к. представляют собой отредактированные редакции документации.
При таких обстоятельствах, считаем, что Заказчик нарушил ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба является обоснованной.
При установленных обстоятельствах допущенное в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 30, 31, 34, 39, 50, 56, 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Карамель-ка" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 8 ст. 50, ч. 5 и ч. 8 ст. 34, ч. 6 ст. 30, ч. 1 ст. 50, ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 июня 2014 г. N 44-1005/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2014