Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 июня 2014 г. N 44-1016/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - заказчик),
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган),
ООО "ЛЭНДПОРТ" (далее - заявитель): Булатовой М.С. по доверенности, Шевченко Д.М. по доверенности,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 13399 от 18.06.2014) на действия заказчика и уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по инженерной подготовке территории строительства с разработкой рабочей документации по объекту: "Строительство участка Невско-Василеостровской линии от станции "Приморская" до станции "Улица Савушкина", включая станцию "Новокрестовская"" для нужд Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.05.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002514000060. Начальная (максимальная) цена контракта 259 250 788,24 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика и уполномоченного органа в части:
- неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- установления неправомерных требований о наличии у участников закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам на объектах метрополитена и лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- неразмещения на официальном сайте проектной документации;
- отсутствия в конкурсной документации инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случае выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а именно:
1. Выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии.
2. Выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации.
3. Выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии.
4. Выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса.
5. Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
6. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Предметом конкурса является выполнение работ по инженерной подготовке территории строительства с разработкой рабочей документации по объекту: "Строительство участка Невско-Василеостровской линии от станции "Приморская" до станции "Улица Савушкина", включая станцию "Новокрестовская"" для нужд Санкт-Петербурга, которые не соответствуют условиям ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе, не включены в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089, а также не входят в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленный ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, согласно п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" к полномочиям государственного учреждения, подведомственного Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, относится организация и проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подготовленных для следующих видов объектов капитального строительства (за исключением объектов, находящихся в ведении федеральных ядерных организаций), в том числе объекты обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну (за исключением объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена указами Президента Российской Федерации к полномочиям федеральных органов исполнительной власти) и особо опасные и технически сложные объекты.
Согласно положительному заключению управления государственной экспертизы (приложение N 5 к техническому заданию) объектом капитального строительства в данном конкурсе является подготовка земельных участков для размещения строительных площадок: Санкт-Петербург, Василеостровский и Приморский районы. Данное заключение выдано СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы" Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, т.е. не государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, следовательно, работы, предусмотренные конкурсом, не относятся к работам на особо опасных и технически сложных объектах.
Учитывая изложенное, заказчик нарушил ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе неправомерно выбрав конкурс с ограниченным участием в качестве способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для выполнения работ, являющихся предметом конкурса.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В п. 4 и п. 7 инструкции участникам конкурса заказчик установил требование о наличии у участников закупки:
- копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.2.5. Метрополитены;
- копии действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Предметом конкурса является выполнение работ по инженерной подготовке территории строительства с разработкой рабочей документации по объекту: "Строительство участка Невско-Василеостровской линии от станции "Приморская" до станции "Улица Савушкина", включая станцию "Новокрестовская"" для нужд Санкт-Петербурга.
Установлено, что работы по предмету конкурса не относятся к работам на особо опасных и технически сложных объектах.
Таким образом, заказчик нарушил ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе неправомерно установив требования о наличии у участников закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам на объектах метрополитена и лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
3. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Заказчик в техническом задании конкурсной документации установил, что в рамках предмета конкурса необходимо выполнить работы в объеме, предусмотренном проектной документацией по объекту: "Строительство участка Невско-Василеостровской линии от станции "Приморская" до станции "Улица Савушкина", включая станцию "Новокрестовская"".
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Таким образом, проектная документация устанавливает требования к объемам, видам, технологии работ, и, соответственно, к результату работ.
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В составе конкурсной документации, размещенной на официальном сайте, проектная документация отсутствует.
В техническом задании заказчик указал, что проектная документация по объекту: "Строительство участка Невско-Василеостровской линии от станции "Приморская" до станции "Улица Савушкина", включая станцию "Новокрестовская". Инженерная подготовка территории" является документом для служебного пользования и не может быть размещена в открытом доступе.
Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации.
Таким образом, заказчик допустил нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки (в неразмещении на официальном сайте проектной документации).
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
4. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе, предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Довод заявителя об отсутствии в конкурсной документации инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Следовательно, данный довод является необоснованным, а жалоба является частично обоснованной.
Дополнительные доводы заявителя о несоответствии конкурсной документации требованиям Закона о контрактной системе также не нашли своего подтверждения, с чем представители заявителя согласились на заседании Комиссии УФАС.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания о его устранении путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 31, 33, 50, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛЭНДПОРТ" частично обоснованной в части доводов о неправомерном выборе заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя); об установлении неправомерных требований о наличии у участников закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам на объектах метрополитена и лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну; о неразмещении на официальном сайте проектной документации.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 5 ст. 24, ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 50 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу и их конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 июня 2014 г. N 44-1016/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2014