Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 июня 2014 г. N 44-781/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 11367 от 27.05.2014) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение ремонтных работ помещений по адресу: г. Зеленогорск, пр. Ленина, д. 21 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 17.03.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000614000032. Начальная (максимальная) цена контракта - 10407569 рублей.
Заявитель обжалует действия Заказчика, в части составления аукционной документации с нарушением положений законодательства о контрактной системе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В п. 1.4. Раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" указано, что первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: "2. Сведения о конкретных показателях товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 4 к Техническому заданию), ..."
В приложении 4 к техническому заданию аукционной документации Заказчиком нарушен принцип объективности описания объекта закупки. Например:
Стр. 107 п.2. Сталь тип 1.
"Материал изготовления должен быть - сталь"
Стр. 107 п.З. Сталь тип 2
"Материал изготовления должен быть - сталь"
Стр. 107 и.4. Сталь тип 3
"Материал изготовления должен быть - сталь"
Стр. 109 н.7. Сталь тип 4
Во всех случаях Заказчик называет не товар, имеющий по описанию вполне определенные потребительские качества (например - уголок, полоска, профиль, груба, арматура..и т.п.), а материал его изготовления. Ни по смете, ни по описанию товара не ясно, что на самом деле необходимо заказчику. Такое название и описание товара не является объективным.
Аукционная документация содержит наименования товара. Например:
Стр.111 п. 16. Смесь сухая тип 1.
Стр.111 п. 17. Сухая смесь.
Стр.112 п.20. Смесь сухая тип 2.
Стр.112 п.21. Смесь сухая тип 3.
Заказчик называет не товар (например, - кладочный раствор, плиточный клей, затирка для швов и т.п.), а материал его изготовления. Такое название и описание товара не является объективным.
В подпункте 2) части 1 статьи 33 Закона о ФКС указано, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: "..использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".
В пункте 3.2. Технического задания аукционной документации содержатся ссылки на государственные стандарты, тем не менее, выявлено, что часть требуемых Заказчиком показателей (характеристик) им не соответствует. Например:
Стр.111 п. 17. Сухая смесь.
"Максимальная удельная эффективная активность природных радионуклидов - не более 3,900 Бк/кг"
Стр.112 п.20. Смесь сухая тип 2.
"Удельная эффективная активность естественных радионуклидов - не менее 364,3 и менее 390,7 Бк/кг"
В остальных "сухих смесях" данный показатель отсутствует, несмотря на то, что они тоже являются строительными материалами.
Заказчиком в техническом задании для сухих смесей указаны следующие государственные стандарты:
1) ГОСТ 31358-2007. Смеси сухие строительные напольные на цементном вяжущем. Технические условия.
2) ГОСТ 31357- 2007. Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия.
По ГОСТ 31358-2007: "7.9 Удельную эффективную активность естественных радионуклидов Аэфф в исходных материалах для приготовления смесей или непосредственно в смесях определяют по ГОСТ 30108."
По ГОСТ 31357- 2007: "4.19.6 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф в материалах, применяемых для приготовления сухих смесей, не должна превышать предельных значений, установленных в ГОСТ 30108, в зависимости от области применения смесей".
По Приложению А к ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть не более 370 Бк/кг для всех видов строительства.
В ГОСТ 30108-94 указано только максимальное значение параметра, в целых числах, с правильным наименованием ("естественных", а не "природных"), которое одинаково для всех строительных материалов. При этом нижним пределом измерений при самом точном лабораторном методе является значение 50 Бк/кг, т.е. требуемую заказчиком удельную эффективную активность "не более 3,900 Бк/кг" попросту не измерить, - не существует ни таких методов, ни таких материалов. Погрешность в измерениях лабораторным методом составляет "не более 20% при доверительной вероятности 0.95". таким образом требуемую заказчиком точность между "не менее 364,3 и менее 390.7 Бк/кг" никаким методом не обеспечить, поскольку разница между максимальным и минимальным значениями заказчика составляет менее 10% от этих значений.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закон о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы нрава, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Условие Заказчика о предложении конкретных показателей товара, используемого при выполнении работ, на основе многостраничного растрового приложения, во-первых, противоречит принципам разумности, добросовестности и сложившимся обычаям делового оборота как в сфере закупок, так и в сфере строительства. Так, как в сфере закупок, так и в сфере строительства обычаем делового оборота является использование, если это возможно, стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик товаров, работ, услуг, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Во-вторых, очень существенно затрудняет участникам подготовку заявки на участие в аукционе, поскольку необоснованно требует от них как минимум в разы больших временных затрат для её подготовки.
В-третьих, необоснованно значительно повышает для участника риск что-то пропустить, допустить ошибку или какой-либо иной недочёт при подготовке заявки. Это в свою очередь, при рассмотрении заявки аукционной комиссией, значительно повышает для участника риск отказа ему в допуске к участию в аукционе по причине формального несоответствия его заявки требованиям аукционной документации вследствие наличия в ней (заявки) указанных, нередко совершенно незначительных, недочетов.
Таким образом, жалоба является обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе, являются существенными, что даёт основание для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 33, 64, 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛенПрофМонтаж" обоснованной
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 и п. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 июня 2014 г. N 44-781/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2014