Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июня 2014 г. N 2-57-3590/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Мурашова В.О.,
Члена комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
в отсутствие представителя ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа", а также при участии представителя ООО "Мега Альянс Групп": Петровой С.Ф.,
рассмотрев жалобу ООО "Мега Альянс Групп" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения контрактов на выполнение работ по благоустройству территории САО г. Москвы (Закупки NN0373200018814000136, 0373200018814000137, 0373200018814000138, 0373200018814000139, 0373200018814000140, 0373200018814000141, 0373200018814000142, 0373200018814000143, 0373200018814000144, 0373200018814000146, 0373200018814000147, 0373200018814000148, 0373200018814000149, 0373200018814000150, 0373200018814000151, 0373200018814000152, 0373200018814000153, 0373200018814000154, 0373200018814000155, 0373200018814000156, 0373200018814000157, 0373200018814000158) (далее - Аукционы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в следующем:
- установление в аукционных документациях неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а также могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки;
- установление неправомерного требования в инструкциях по заполнению и порядку оформления заявки на участие в акуционах;
- неправомерное установление требований к содержанию, составу заявки на участие в аукционах.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.06.2014 NМГ/15638 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя в Формах 2 Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а также могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки; 2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
На основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Формах 2 Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно, по п. "Доски хвойных пород, обрезные" (предельные отклонения по длине - отсутствует единица измерения; длина досок - 2-6,5 мм), п. "Арматурные заготовки" (относительное удлинение - мм), п. "Портландцемент общего назначения" (предел прочности при сжатии после пропаривания - кг/см2); п. "Смеси бетонные БСТ тяжелый бетон" (марка по жесткости П3, П2, П1 - являются марками по подвижности; марки по водонепроницаемости W0 не существует; плотность мелкого заполнителя бетонной смеси - отсутствует единица измерения); п. "Смеси сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные" (адгезионная способность - минуты; прочность на сжатие 0167S10-10967 не менее 15 Мпа), п. "Камни бетонные бортовые" (камни из тяжелого бетона длиной до 1 м - требование о соответствии ГОСТ 6665-91, согласно которому данные камни не изготавливаются; масса справочная камней марки БР 60.20.8 и БР 100.30.15) 0,10-0,35 т), п. "Брусчатка бетонная прямая из тяжелого; мелкозернистого бетона" (заведомо неисполнимое требование по массе справочной для камней длиной не более 2000 мм, шириной не более 70 мм, высотой не более 100 мм - 0,10-0,38 т), п. "Сталь полосовая" (марка СТ1гпс-СТ5гпс, а также требование о необходимости соответствия ГОСТ 380-2005, согласно которому данных марок не существует), п. "Турник" (марка стали СТ1-6 кп/пс/сп, а также требование о необходимости соответствия ГОСТ 380-2005, согласно которому данной марки не существует), п. "Пленка полиэтиленовая, марка Т" (заведомо неисполнимое требование по позиции удельное поверхностное электрическое сопротивление не более 1 - 1016 Ом), п. "Грунтовка марка ФЛ-03Ж; ФЛ-03К" (эластичность пленки при изгибе - отсутсвует установленное значение - не более мм), п. "Столбик для газонной ограды" (материал - трубы не менее - не установлены требования к значению показателя), п. "Ворота для минифутбола" (сеть для ворот должна быть изготовлена из нити более 2 мм - не установлены требования к значению показателя), п. "Солидол жировой" (предел прочности на сдвиг при 50оС - неверная единица измерения ПА (гс/см2), которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а также могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комисиии Управления установлено, что согласно доводам Заявителя, в Формах 2 Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, поскольку согласно инструкциям по заполнению заявки на участие в аукционах участнику закупки требуется указать показатели и характеристики каждого вида материалов, применяемых для производства работ, соответствующие требованиям, в том числе, сметной документации, при этом, так, например, в Формах 2 указано следующее: по п. "Урна" (бетонная; размер 400-450Х400-450Х600), при этом, в смете указана "Урна" переворачивающаяся из стального листа, на ножках из стальной трубы, окрашена цветными эмалями, размерами 1100Х485Х235, по п. "Стойка баскетбольная" (размеры не менее 2000Х1200Х3754), при этом, в смете указаны размеры данной стойки - 1500Х2230Х3950, по п. "Лабиринт" (размеры менее 6600Х2094Х1100), при этом, в смете указаны размеры данного лабиринта - 6460Х3060, по п. "Скамья полосовая" (размеры более 400Х1500Х789), при этом, в смете указаны размеры данной скамьи - 500Х1500Х789, а также по п. "Ворота для минифутбола с сеткой" (размеры не более 3000Х1000Х2000), при этом, в смете указаны размеры данных ворот - 1150Х310Х2060.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявок на участие в электронных аукционах, и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Также, согласно доводам Заявителя в Формах 2 Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно, по п. "Краски" (концентрационные пределы воспламенения), п. "Щебень" (наибольший размер зерен в фракции), п. "Краски масляные" (концентрационные пределы воспламенения), п. "Профили стальные квадратного сечения" (марка стали), п. "Деревья хвойные" (группа третья и (или) четвертая), которые, по мнению Заявителя, вводят в заблуждение участников закупки, а также могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о размещении заказов к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки путем установления Заказчиком в Формах 2 вышеуказанных требований по п. "Краски" (концентрационные пределы воспламенения), п. "Щебень" (наибольший размер зерен в фракции), п. "Краски масляные" (концентрационные пределы воспламенения), п. "Профили стальные квадратного сечения" (марка стали), п. "Деревья хвойные" (группа третья и (или) четвертая), а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы Заявителя необоснованы.
2. Согласно доводам Заявителя в аукционных документациях Заказчика (Закупки NN0373200018814000136, 0373200018814000137, 0373200018814000138, 0373200018814000139, 0373200018814000140, 0373200018814000141, 0373200018814000142, 0373200018814000143, 0373200018814000144, 0373200018814000146, 0373200018814000147, 0373200018814000148, 0373200018814000149, 0373200018814000150, 0373200018814000151, 0373200018814000152, 0373200018814000153, 0373200018814000154, 0373200018814000155, 0373200018814000156, 0373200018814000157) установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционах, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с п. 17.1 Информационных карт установлено, что "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работ"
Вместе с тем, в составе аукционных документаций Заказчиком опубликован файл под названием "Требования к первой части заявок", который содержит в себе информацию, противоречащую сведениям, содержащимся в Информационных картах документаций, а именно, "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие и конкретные показатели".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционные документации Заказчика содержат нарушение положений п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, поскольку из вышеуказанных требований к содержанию и составу заявки на участие в аукционах аукционных документаций Заказчика не представляется возможным установить, что должна содержать первая часть заявки на участие в электроннх аукционах, что может вводить в заблуждение участников закупки, а также не позвляет участникам закупки сформировать свое предложение.
3. Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования в инструкциях по заполнению и порядку оформления заявки на участие в аукционах, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки (Закупки NN0373200018814000136, 0373200018814000138, 0373200018814000139, 0373200018814000140, 0373200018814000141, 0373200018814000143, 0373200018814000144, 0373200018814000146, 0373200018814000147, 0373200018814000148, 0373200018814000149, 0373200018814000150, 0373200018814000151, 0373200018814000153, 0373200018814000156, 0373200018814000157).
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно инструкциям по заполнению и порядку оформления заявок на участие в аукционах "если Заказчиком в поле "Требуемый параметр" или "Требуемое значение" установлено значение параметра с формулировкой "не более", "не менее", "не ниже" или "не выше", то в графе "Требуемое значение" участник закупки должен предоставить сведения о конкретной характеристике товара не более или не менее соответствующего установленного значения".
Согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика, в частности, инструкций по заполнению и порядку оформления заявки на участие в аукционах составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявок на участие в электронных аукционах, поскольку графа "Требуемое значение" подлежит заполнению Заказчиком, в связи с чем, в нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, аукционные документации Заказчика могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мега Альянс Групп" на действия ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, в части установления неправомерного требования в инструкциях по заполнению и порядку оформления заявки на участие в акуционах, а также в части неправомерного установления требований к содержанию, составу заявки на участие в аукционах.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Заместитель председателя комиссии В.О. Мурашов
Член комиссии А.В. Гордуз
Гордуз А.В. (495) 784-75-05 (доб. 180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июня 2014 г. N 2-57-3590/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2014