Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 27 июня 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) в составе: Одегова Л.А. - председатель Комиссии, Носова Я.И., Артеева О.А. - члены Комиссии, рассмотрев жалобу в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступившую 23.06.2014 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Управление), путем перенаправления от Ямало - Ненецкого УФАС России, от Общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на документацию при проведении закупки N 0184300000414000201.
Заказчик - Муниципальное казенное учреждение Заполярного района "Северное" (далее по тексту - Заказчик);
Уполномоченный орган - Управление муниципального имущества Администрации муниципального района "Заполярный район";
Наименование объекта закупки - выполнение генподрядных работ по строительству объекта "Детский сад на 30 мест в с. Шойна";
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс;
Начальная (максимальная) цена контракта - 113 586 000, 00 рублей.
Информация о закупке размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее по тексту - официальный сайт),
в присутствии представителя Заказчика по доверенности от 27.06.2014 б/н и законного представителя Уполномоченного органа, в отсутствии представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
30.05.2014 г. на официальном сайте было размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение генподрядных работ по строительству объекта "Детский сад на 30 мест в с. Шойна"
Согласно информации, размещенной на официальном сайте 04.06.2014, 18.06.2014, 23.06.2014, Уполномоченным органом и заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса, и опубликованы решения о внесении изменений в конкурсную документацию.
По мнению Заявителя, при проведении данной закупки Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно часть 1 статьи 1, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а так же части 1, 3 статьи 17.
Заявитель считает, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства Заказчик, Уполномоченный орган объединили в один предмет объекта закупки строительные работы и поставку медицинской мебели и мебели общего назначения торгово-технологического оборудования и инвентаря и т.п., поставка и установка которых технологически и функционально не связаны со строительными работами и возможны впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства. В документацию о закупке включены указания на товарный знак без обязательного сопровождения словами "или эквивалент". Объединение в один предмет закупки строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не допускается, поскольку такое объединение приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, так как лица занимающиеся только строительными работами и, либо поставкой оборудования, компьютерной техники, мебели, инвентаря и т.п. по условиям, установленным Заказчиком, Уполномоченным органом, не могут участвовать в данном открытом конкурсе.
По запросу Ненецкого УФАС России (запрос информации и документов исх. N 24.06.2014 N 01-33/636) Заказчиком, Уполномоченным органом были представлены письменные объяснения по существу заявленной жалобы, из которых следует, что действия Заказчика, Уполномоченного органа правомерны. Закупка осуществлялась с целью исполнения мероприятий программы "Социальное развитие поселений на территории муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением Администрации муниципального района "Заполярный район" от 22.10.2013 N 2141п (далее по тексту - программа ЗР) и государственной программы Ненецкого автономного округа "Развитие образования в Ненецком автономном округе", утвержденной постановлением администрации НАО от 13.11.2013 N 411-п (далее по тексту - программа НАО).
Кроме того, ни Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ни Закон о контрактной системе не содержат прямого определения понятия работ услуг технологически и функционально связанных между собой.
Закон о контрактной системе не содержит прямого запрета о возможности включать в предмет торгов на строительство объекта "под ключ" любое оборудование.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе (далее - контракт), особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Цели осуществления закупок определены статьей 13 Закон о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в частности для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Заказчиком, Уполномоченным органом проведение закупки N 0184300000414000201 осуществляется в соответствии с целевыми программами ЗР и НАО, которыми предусмотрено "Строительство детского сада на 30 мест в с. Шойна", с объемом финансирования 113 586 000 тыс. руб. для обеспечения доступности и качества дошкольного, общего и дополнительного образования, соответствующего потребностям граждан. Одной из целей программы НАО является создание условий для развития и совершенствования общедоступного и качественного образования в регионе.
Конкурсная документация разрабатывается заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.
Организация строительства объектов "под ключ" регламентируется Положением об организации строительства объектов "под ключ", утвержденным постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 1.2. Положения метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции включающий в себя в том числе комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию.
Согласно пункту 2 Приложения вышеуказанного Положения в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
В соответствии с пунктом 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1, в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря и прочие затраты.
Согласно проекту контракта данной закупки генподрядчик обязуется выполнить собственными силами или силами привлеченных организаций весь комплекс работ по строительству объекта "Детский сад на 30 мест в с. Шойна Ненецкого автономного округа" (далее - Объект), по вводу в эксплуатацию Объекта, с высоким качеством в соответствии с проектно-сметной документацией, соблюдая промежуточные сроки этапов работ и срок строительства Объекта, а Заказчик - принять и оплатить работы, выполненные генподрядчиком в соответствии с требованиями контракта в пределах средств, фактически выделенных из окружного бюджета Ненецкого автономного округа и бюджета муниципального района "Заполярный район".
Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что Закон о контрактной системе не устанавливает запрета включения в описание объекта закупки услуг по оснащению (приобретению) оборудованием, мебелью и инвентарем необходимым для достижения целей закупки в соответствии с обеспечением нужд Заказчика.
Комиссия считает, что в данном случае при описании объекта закупки не нарушены требования законодательства о закупках, ссылки Заявителя на статью 17 Закона о защите конкуренции N 135-ФЗ не обоснованы.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться определенными правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На рассмотрении жалобы по существу представитель Уполномоченного органа пояснил, что 23.06.2014 года Заказчиком и Уполномоченный органом в соответствии с частью 6 статьи 50 федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в конкурсную документацию N 2к/2014 на право заключения муниципального контракта на выполнение генподрядных работ по строительству объекта "детский сад на 30 мест в с. Шойна", размещенную на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30 мая 2014 года, были внесены изменения в раздел 1.4. конкурсной документации, данный раздел был дополнен пунктом 1.4.3. следующего содержания:
1.4.3. в случае, если конкурсная документация содержит указания на товарные знаки, то по общему правилу подразумевается, что такие указания сопровождаются словами "или эквивалент".
Комиссия считает, что таким образом, Заказчиком и Уполномоченным органом были устранены нарушения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе до рассмотрения дела по существу и по собственной инициативе, так как Заказчик и Уполномоченный орган внесли данные изменения в документацию до получения информации о поступлении в адрес Управления жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Л.А. Одегова
Члены Комиссии: Я.И. Носова
О.А. Артеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 27 июня 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2014