Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 6 июня 2014 г. N 149
Резолютивная часть решения объявлена 05.06.2014
Полный текст решения изготовлен 06.06.2014 г. Чита, ул. Лермонтова,14
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела, рассмотрев жалобу ИП Равнушкина Ю.Б. на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГУЗ "Краевая детская клиническая больница", уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении аукциона в электронной форме на поставку детского питания (2533-ЭА) (реестровыйN0191200000614002813),
в присутствии представителей уполномоченного органа: Мусихина И.В. (доверенность от 21.10.2013 N 14), представителей заказчика Кабанова Е.В. (доверенность от 15.05.2014 б/н), Эповой Л.С. (доверенность от 03.03.2014 б/н), представителей заявителя Власовой Л.В. (доверенность от 29.11.2013 б/н), Пинюгина Э.А. (доверенность от 14.06.2014),
УСТАНОВИЛА:
30 мая 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ИП Равнушкина Ю.Б. на положения аукционной документации.
В соответствии с Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 г. N 299 установлены допустимые уровни содержания в продуктах для питания детей физико-химических показателей минеральных веществ.
По мнению заявителя, заказчиком в позиции N1, 12, 17 раздела 21 "Наименование, описание объекта закупки и количество товара" аукционной документации существенно сужены верхние и нижние диапазоны содержания физико-химических показателей минеральных веществ, что не позволяет поставить товар, соответствующий значениям эквивалентности, установленным данной документацией и ведет к необоснованному ограничению числа участников закупки.
В ходе сравнения товаров других производителей было выявлено, что под установленные требования позиции N17 аукционной документации подходит только один производитель "ФризлендКампин (товарный знак Friso) (сравнительная таблица прилагается).
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и обязать заказчика внести соответствующие изменения в аукционную документации.
Представитель уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе не согласился и пояснил следующее.
Характеристики на поставку детского питания, в том числе по позиции NN1, 12, 17 аукционной документации составлены в полном соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, с учетом Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 г. N 299.
Характеристики и показатели соответствия, установленные без указания торгового наименования, содержащие минимальные или максимальные значения, позволяли осуществить поставку товара, являющего объектом закупки, и принять участие в электронном аукционе неограниченному кругу потенциальных поставщиков.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективней характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой | ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Руководствуясь названными нормами, заказчик подготовил описание объекта закупки без указания торгового наименования, с указанием функциональных и технических характеристик, исходя именно из своих потребностей в товаре, являющимся предметом аукциона. Представленное таким образом задание не ограничивало круг потенциальных поставщиков-участников.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при осуществлении закупки обеспечивать возможность участия в размещаемом им заказе всех без исключения поставщиков, со всеми имеющимися на рынке торговыми марками и формами товара.
На основании вышеизложенного представитель уполномоченного органа просит признать жалобу ИП Равнушкина Ю.Б. необоснованной.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились по следующим основаниям.
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) утверждены Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299 и регламентируют обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей.
Согласно статье 12 Закона о контрактной системе, заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обязанность заказчика обосновать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Доводы заявителя о том, что заказчиком нарушены статья 8 и пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и что требования в разделе 21 аукционной документации не подразумевают поставки эквивалентной продукции других производителей являются не состоятельными, так как требования к качественным и функциональным характеристикам товара установлены в диапазонных значениях, которым отвечают товары разных производителей, что исключает факт ограничения конкуренции.
Существуют как минимум два вида детского питания, известных заказчику, чьи качественные характеристики попадают в диапазоны, указанные Заказчиком в ассортиментном перечне технического задания:
- по позиции N1 "Адаптированная сухая молочная смесь для смешанного и искусственного вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев с пребиотиками" соответствует "Нутрилон Премиум" и "Хипп Комбиотик";
- по позиции N12 "Сухая детская полноценная лечебная смесь для вскармливания детей с синдром срыгивания и рвоты" соответствует "НАН Антирефлюкс" и "Нутрилон Антирефлюкс";
- по позиции N 17 "Сухой молочный напиток для питания здоровых детей старше 1 года с пребиотиками" соответствует "Фрисолак 3 с пребиотиками " и "Малютка 3" и т.д..
Эти продукты являются эквивалентами, так как соответствуют по возрастному критерию, по составу (пищевой ценности) наиболее приближены друг к другу и к составу грудного молока, и могут быть взаимозаменяемы, У заказчика был положительный опыт использования данных продуктов, и не имел отрицательных реакций.
Техническое задание аукционной документации составлено в соответствии с "Едиными санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", (в редакциях Решений Комиссии Таможенного союза от 17.082010 N 341; от 18.11.2010 N 456; от 02.032011 N 371; от 07.04.2011N 622; от 18.10.2011 N 829; от 09.12.2011 N 889), а также требованиям, установленным Федеральным законом N 88-ФЗ от 12 июня 2008 года "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и не нарушает норм действующего законодательства.
ГУЗ "Краевая детская клиническая больница" является специализированным учреждением, в котором находятся дети в возрасте с рождения до 14-ти лет, состоящие в группе риска. Закупка товара, не соответствующего предъявляемым требованиям, может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья пациентов.
Учитывая то, что данные смеси приобретаются для детей, находящихся на лечении, более точная детализация основных компонентов и состава смеси, позволяет обозначить потребность в смесях по возрасту ребенка и лечебных показаниях. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что детям, находящимся на продолжительном лечении в стационаре жизненно важны дополнительные источники получения необходимых питательных веществ и микронутриентов. Также отметим, что настоящая закупка проводится не среди производителей, а среди неограниченного круга участников. Документация об аукционе не содержит упоминания производителя или чрезмерного перечисления конкретных характеристик конкретной смеси. Для Заказчика не имеет значения, смеси какого производителя будут предложены, важно, чтобы характеристики предлагаемого товара удовлетворяли потребности Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка размещения указанного заказа. В ходе проверки установлено следующее.
22 мая 2014 уполномоченный орган для нужд ГУЗ "Краевая детская клиническая больница" разместил на официальном сайте извещение о проведении указанного аукциона, одновременно размещена документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта 2 903 462,50 рублей.
В разделе 21 "Наименование, описание объекта закупки и количество товара" аукционной документации установлены требования к детскому питанию.
В частности в позиции N1 установлено требование к "Адаптированная сухая молочная смесь для смешанного и искусственного вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев с пребиотиками и нуклеотидами.
В позиции N12 требование к "Сухая детская полноценная лечебная смесь для вскармливания детей с синдромом срыгивая и рвоты".
В позиции N17 требование к "Сухой молочный напиток для питания здоровых детей старше 1 года с пребиотиками".
На момент рассмотрения жалобы осуществляется прием заявок на участие в электронном аукционе.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Рассматриваемый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку детского питания размещен в интересах государственного заказчика - ГУЗ "Краевая детская клиническая больница".
Соответственно, объект закупки, в том числе характеристики подлежащего к поставке товара, определялись исходя из потребностей указанного лица, на основании его заявки для оказания медицинской помощи.
В силу требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки,
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Довод заявителя о том, что установленные в техническом задании требования к детскому питанию не соответствуют Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 г. N 299 и сужают верхние и нижние диапазоны содержания физико-химических показателей минеральных веществ, Комиссия считает неправомерным, поскольку указанные правила разработаны в целях реализации положений Соглашения таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, в соответствии с Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 11 декабря 2009 года N 28.
Единые санитарные требования устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза и обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств - членов таможенного союза, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами.
За нарушение настоящих Единых санитарных требований виновные лица несут ответственность в соответствии с национальным законодательством Сторон.
Довод заявителя о нарушении в части ограничения количества участников закупки установленным требованиям к товару, признан Комиссией необоснованным ввиду следующего.
Установлено, что заявленная молочная смесь по позиции N 1 соответствует производителям Нутрилон Премиум" и "Хипп Комбиотик", по позиции N12 соответствует производителям "НАН Антирефлюкс" и "Нутрилон Антирефлюкс", по позиции N 17 соответствует производителям "Фрисолак 3 с пребиотиками " и "Малютка 3".
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
По смыслу указанной нормы при установлении признаков нарушения Закона о контрактной системе, имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования, включенные в документацию об аукционе в электронной форме, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, в том числе и для ИП Равнушкин Ю.Б., а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Из пояснений представителей заказчика, Комиссией установлено, что детские смеси с указанными характеристиками, выбраны им с учетом общего мнения медицинского персонала, как наиболее подходящие по содержанию физико-химических показателей минеральных веществ в составе смеси детям, находящимся на продолжительном лечении.
Также, Комиссии находит довод заявителя, что поставка смесей "Малютка" (в упаковке "не менее 400 грамм") отсутствует в свободной продаже, необоснованным, поскольку заявителем не представлены доказательства, что заявленную молочную не имеют возможность поставить иные поставщики, кроме ИП Равнушкина Ю.Б.
Таким образом, Комиссия считает, что установленные заказчиком требования к поставляемому товару не нарушают требований Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти_", части 8 статьи 106, пункта 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Равнушкин Ю.Б. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В.Терешина
Члены Комиссии: А.О.Осипова
В.В.Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 6 июня 2014 г. N 149
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2014