Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 19 июня 2014 г. N 158
Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2014
Полный текст решения изготовлен 24.06.2014 г. Чита, ул. Лермонтова, 14
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе:
заместителя председателя комиссии - Терёшиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России;
членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Макаровой С.П. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента государственных закупок Забайкальского края при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по профессии "охранник" для нужд государственного заказчика - ГКУ "Центр занятости населения Карымского района" (реестровый N0191200000614003023),
в присутствии представителей: уполномоченного органа - Тургина Е.С. (доверенность от 13.01.2014 N1), заявителя - Борисенко Е.Б. (доверенность от 10.06.2014 б/н), Рогалева А.И. (доверенность от 10.06.2014 б/н); в отсутствие представителя государственного заказчика (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
10 июня 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром", из которой следует, что аукционная комиссия неправомерно признала заявку частного образовательного учреждения не соответствующей требованиям аукционной документации. В жалобе приведено обоснование отнесения учреждения к социально ориентированным некоммерческим организациям. В составе документов во второй части, подтверждающих право участника аукциона на получение преимуществ в соответствии с о статьей 30 Закона о контрактной системе, приложена декларация. Указанное соответствует позиции Минэкономразвития России и ФАС России, выраженной в письме от 04.04.2014, а также Федеральному закону от 04.06.2014 N140-ФЗ.
Заявитель считает доводы аукционной комиссии, изложенные в протоколе N 1/2783-ЭА, о том, что ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром" предоставило недостоверную информацию в отношении принадлежности участника к социально ориентированным некоммерческим организациям, так как данный участник отсутствует в реестре социально ориентированных организаций-получателей поддержки - незаконными и необоснованными, так как ни один из нормативных актов, регулирующих деятельность в области закупок не делает ссылки на необходимость наличия сведений об учреждении в подобном реестре социально ориентированных организаций.
Заявителем в обоснование своих доводов предоставлены: копия устава учреждения, копия лицензии с приложением на осуществление образовательной деятельности от 30.11.2012 N430; письмо Минэкономразвития России N7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России NАЦ/13590/14 от 04.04.2014; копия декларации.
Заявитель просит выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя, указав следующее.
1. Относительно доводов заявителя об отсутствии прав у аукционной комиссии проверять сведения, задекларированные участником закупки, представитель уполномоченного органа не согласен в полном объеме, в виду неправильного применения Заявителем норм материального права, статьи 4 ГК РФ (действие гражданского законодательства во времени, а именно акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие).
На момент публикации извещения и документации о проведении электронного аукциона, а также на момент подачи заявки учреждением, действовала редакция Федерального закона от 28.12.2013 N396-ФЗ, которой было предусмотрено следующее.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электродном аукционе и документы, в части соответствия их требованиям, установленным документацией об аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе предусмотрено).
Пунктом 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме. Инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе было установлено, что вторая часть заявок должна содержать документы или копии таких документов, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества, предоставляемого соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1) части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в том числе и в случае непредставления документов предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (т.е. документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьей 30, или копии этих документов) и наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
2. С доводами, указанными в жалобе, относительно неправомерного отказа в допуске к участию в электронном аукционе представитель уполномоченного органа не согласен в полном объеме. Принятое решение аукционной комиссии является законным и обоснованным в силу следующего.
Пунктом 17 "Преимущества, предоставляемые участникам аукциона" документации электронного аукциона предусмотрено, что участниками закупки могут являться только субъекты малого предпринимательства (далее - СМП), которые должны соответствовать требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" или социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) (далее - СОНКО), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Аналогичные ограничения указаны и в извещении о проведении электронного аукциона.
В рамках реализации указанного ограничения в пункте 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме. Инструкция по ее заполнению" документации электронного аукциона указано, что вторая часть заявок должна содержать документы или копии таких документов, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества, предоставляемого в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе.
Документами, подтверждающими своей деятельности СОНКО являются:
- копии учредительных документов для проверки соответствия указанных там видов деятельности видам СОНО, предусмотренных пунктом 1 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ;
- выписка из Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, в которой перечислены получатели поддержки или выписка из реестра некоммерческих организаций.
Указанные требования полностью соответствуют статьям 27, 30, пункту 7) части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции от 28.12.2013).
До окончания срока приема заявок (04.06.2014 до 18:00 местного времени) на участие в электронном аукционе поступила одна заявка от Заявителя (зарегистрированная оператором ЭТП 29.05.2014).
В соответствие с частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе 05 июня 2014 года аукционная комиссия рассмотрела единственную заявку на участие в электронном аукционе.
По результатам рассмотрения единственной заявки аукционной комиссией было принято следующее решение: "Признать заявку не соответствующей требованиям, в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктам 1, 17 документации о проведении аукциона: участником аукциона предоставлена недостоверная информация в отношении принадлежности участника к социально ориентированным некоммерческим организациям, так как данный участник отсутствует в реестре социально ориентированных организаций-получателей поддержки".
Указанное решение аукционной комиссии основано на следующем.
В соответствии со статьями 27, 30 Закона о контрактной системе в случае установления ограничений в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) участниками таких закупок могут, являются только СМП или СОНКО.
Во второй части заявки Заявителя отсутствуют документы, которые подтверждают, что учреждение относится к СОНКО (имеется только декларация о соответствии участника закупки требованием, предъявляемым законодательством РФ).
Таким образом, Заявитель хоть и имеет признаки СОНКО, но документально не подтвердил принадлежность к СОНКО.
Представителем уполномоченного органа в обоснование своих доводов предоставлены: выписка из реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, 2013 год (в Забайкальском крае), не содержащая сведений о ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром"; выписка из реестра некоммерческих организаций Забайкальского края со сведениями о наличии ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром" в реестре; выписка из реестра социально ориентированных некоммерческих организаций Владимирской области со сведениями о поддержке организации в форме размещения заказов на оказание услуг для государственных нужд в 3,4 кварталах 2011 года; Закон Забайкальского края от 17.11.2010 "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Забайкальском крае"; указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"; приказ Минэкономразвития России от 17.05.2011 N223 "О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами".
Представитель уполномоченного органа считает действия аукционной комиссии обоснованными и соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе, жалобу заявителя - необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по профессии "охранник" (реестровый N0191200000614003023), в ходе которой установлено следующее.
27 мая 2014 года для нужд ГКУ "Центр занятости населения Карымского района" уполномоченным органом размещен аукцион в электронной форме на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по профессии "охранник". Начальная (максимальная) цена контракта 147 900,00 рублей.
В извещении о закупке субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе установлено преимущество.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 05.06.2014 N1/2783-ЭА на участие в аукционе поступила одна заявка ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром". В соответствии с решением всех членов аукционной комиссии заявка ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром" признана не соответствующей требованиям, в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, пунктам 1, 17 документации о проведении аукциона: участником аукциона предоставлена недостоверная информация в отношении принадлежности участника к социально ориентированным некоммерческим организациям, так как данный участник отсутствует в реестре социально ориентированных организаций-получателей поддержки. Аукцион признан несостоявшимся.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Поскольку в извещении о проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по профессии "охранник" (реестровый N0191200000614003023) в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено преимущество, предоставляемое заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, участниками данной закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (часть 3 статьи 30 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 закона (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N396-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N396-ФЗ, действовавшей на момент утверждения аукционной документации) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 закона, или копии этих документов.
Указанное требование содержится в подпункте г) пункта 1 аукционной документации.
Таким образом, вторая часть заявки участника закупки должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе. Перечень таких документов законодателем не определен; аукционная документация конкретного перечня таких документов также не содержит.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы от 04 апреля 2014 года NN7158-ЕЕ/Д28И, АЦ/13590/14 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к отношениям, связанным с осуществлением закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" документом, подтверждающим право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, Комиссия считает обоснованным довод заявителя, что в составе второй части заявки участником должен быть представлен документ, подтверждающий его право на получение преимущества в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе - декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, и при этом предоставление иных документов, подтверждающих право на преимущество, не требуется.
В составе заявки ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром" представлена декларация, что учреждение является социально ориентированной некоммерческой организацией.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных данным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 данного закона.
Согласно части 2 статьи 30 Закона о контрактной системе действие данной статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно пункту 1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия считает, что для отнесения участника закупки к СОНКО необходимо установить: 1) отнесение его к некоммерческим организациям в созданных в соответствии с Законом о некоммерческих организациях формах; 2) установить, осуществляет ли участник закупки в соответствии с учредительными документами вид деятельности, предусмотренный статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях).
В соответствии с уставом участника закупки частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебный центр Гром" является некоммерческой организацией; согласно выписке из ЕГРЮЛ организационно правовая форма участника закупки - учреждение. Отнесение ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром" к некоммерческим организациям подтверждается также наличием сведений об учреждении в реестре некоммерческих организаций Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 2.1 устава основной деятельностью ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром" является образовательная деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, занятых в сфере безопасности, частной охраны и сыска, в смежных областях. Деятельность в области образования осуществляется учреждением на основании лицензии от 30.11.2012 N430.
Исходя из изложенного, ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром" относится к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, довод представителя уполномоченного органа, что заявитель хоть и имеет признаки СОНКО, но документально не подтвердил принадлежность к СОНКО, признаны Комиссией необоснованными.
Довод представителя уполномоченного органа о предоставлении ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром" недостоверной информации в отношении принадлежности участника к социально ориентированным некоммерческим организациям, так как данный участник отсутствует в реестре социально ориентированных организаций-получателей поддержки, признан Комиссией необоснованным в виду следующего.
Отсутствие некоммерческой организации в реестре социально ориентированных организаций-получателей поддержки само по себе не определяет отнесение либо не отнесение некоммерческой организации к социально ориентированным. В соответствии со статьей 31.2 Закона о некоммерческих организациях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки.
Анализ перечня включаемых в реестр сведений (часть 2 статьи 31.2 Закона о некоммерческих организациях, пункт 6 приказа Миниэкономразвития России от 17.05.2011 N223), а также положений выписки из реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, 2013 год (в Забайкальском крае) позволяет сделать вывод о включении сведений в указанный реестр после оказания такой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, отсутствие сведений о некоммерческой организации в реестре социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки не является основанием для определения у некоммерческих организации статуса социально ориентированных.
Следовательно, членами аукционной комиссии неправомерно, в нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, принято решение о несоответствии заявки участника закупки ввиду предоставления ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром" недостоверной информации в отношении принадлежности участника к социально ориентированным некоммерческим организациям, так как данный участник отсутствует в реестре социально ориентированных организаций-получателей поддержки.
В связи с указанным, Комиссия считает довод заявителя о неправомерном отклонении заявки участника закупки обоснованным, усматривает в действиях членов аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, что является основанием для выдачи предписания об устранении нарушения.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ЧОУ ДПО "Учебный центр Гром" обоснованной.
2. Признать членов аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента государственных закупок Забайкальского края нарушившими часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать членам аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента государственных закупок Забайкальского края предписание об отмене протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 05.06.2014 N1/2783-ЭА (реестровый N0191200000614003023) и повторном рассмотрении заявки участника закупки с учетом выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В. Терёшина
Члены Комиссии: А.О.Осипова
С.П. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 19 июня 2014 г. N 158
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2014